Сенсорное развитие детей раннего возраста через музыку.
статья (младшая группа) на тему

Козлова Ирина Валентиновна

Опыт работы с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие через музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорное развитие через музыку17.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста через музыку.

             Наиболее благоприятной почвой для развития сенсорных способностей у детей в возрасте 2— 3 лет оказались занятия малышей с музыкальными игрушками и музыкально-ритмические движения. Игра — основной вид деятельности детей, поэтому игровые приемы стали основными в моей работе. Развитие звуковысотного слуха начала с формирования слуховой сосредоточенности, т. е. с выработки умения вслушиваться в музыку, особенно прислушиваться к началу и окончанию музыки.

            Слушание инструментальной музыки, написанной в ярко контрастных регистрах («Дудочка» Ю. Рожавской, «Медведь» Г. Фрида), — следующий этап в работе. Дети с удовольствием слушают эти пьесы, быстро запоминают и различают их. Показ игрушки при слушании музыки ( «Медведь» Г. Фрида) дает возможность закрепить представление детей о звучании низкого регистра. Дети второй группы раннего возраста самостоятельно передают образ шагающего мишки под звучание этой музыки.

           Звуковысотные отношения наглядно выступают, если их удачно моделировать, придавая им наглядный характер. Мы подобрали игрушки с нефиксированной высотой звучания для того, чтобы дать детям запас звуковых образов: поет маленькая птичка, пищит мальнькая мышка, играет дудочка. Все игрушки звучали в верхнем регистре. С интересом дети слушали, как рычит мишка (низкий регистр).

           Малыши очень любят музыкальные игрушки. Детям раннего возраста предложила игру «Бубны и погремушки» (музыка А. Александрова , Е. Тиличеевой). Дети играли на бубнах, если музыка звучала в низком регистре и на погремушках, если она звучала в верхнем регистре. Чтобы продлить интерес к игре. ввели роль дирижера. Это дало возможность проверить, как различает регистровую окраску музыки каждый ребенок.

          Подобрали песенный репертуар: «Kyкушка» муз. Е.Тиличеевой, «Корова» М. Раухвергера.

Дети слушали и интонировали звукоподражание в разных регистрах. При этом использовался показ игрушки и пояснение: «Высоко сидит кукушка, звонко поет». Мы старались связать звучание контрастных регистров с величиной игрушек. Для этого использовалась дидактическая игра «Курочка и цыплята» (Н. Ветлугиной), подвижная _ игра «Кошка и котята» (Т. Бабаджан, И. Плакида). Игру «Курочка и цыплята» включаю в 3 квартале, в группе 1,5—3 лет. На фланелеграфе выкладываю фигурки цыплят. С интересом рассматривают их дети. Говорю им, что цыплята пищат тоненьким голоском: «Ти-ти» , так они зовут свою маму. Выставляю на фланелеграфе курочку: «А вот и мама-курочка пришла, и цыплята перестали пищать».

Этот эпизод из игры включаю несколько раз на занятия.

          По моей просьбе некоторые дети вступают в игру ,т. е. имитируют звуки животных. Когда большинство малышей включаются в игру, говорю им: «Вышла курочка, увидела цыплят, обрадовалась и песню запела: «Ко-ко-ко!» Среди детей находятся желающие подпевать курочке. Затем исполняю песню. На нескольких занятиях предлагаю детям подпевать оба звукоподражания - затем усложняю задание: когда поет курочка и когда поют цыплята. При этом использовали фигурки на фланелеграфе. Ребенок, прослушав песню, мог показать курочку или цыпленка под соответствующую музыку. Для закрепления этой работы с детьми использую дидактические игры «Кто так поет?», «Чьи детки?», в основе которых лежат дидактические игры «Кто это?», «Ну-ка, угадай-ка» Н.Ветлугиной. Игровые образы, естественно, подводят детей к жизненным ассоциациям, помогают развитию звукоразличения. Восприятия ритмических соотношений и наглядное представление о них совершенствуется наилучшим образом, если оно связано со многими видами музыкальной деятельности: игрой на музыкальных инструментах (действия с музыкальными игрушками), музыкально-ритмическими движениями, пением, подпеванием. Работатать над развитием ритмического слуха начинаю в группе 2—3 лет со знакомства с музыкальными игрушками: бубном, погремушками, барабаном. Большой интерес к этим инструментам рождает у детей желание действовать с ними, т.е. звенеть, ударять ладошкой и т. д. Музыка организует эти действия, способствует передаче определенных ритмических рисунков. В дидактической игре «Бубен» (Т. Бабаджан) дети передавать ритмический рисунок, состоящей из четвертей при двухдольном размере. Ребёнок, взяв бубен, сразу пытается действовать с ним .Тогда говорю: «Давай играть вместе. Музыка играет, и ты играй на бубне. Музыка кончится и бубен не звенит». Дети второй группы раннего возраста могут передавать в игре на бубне более сложный ритмический рисунок, т. е. отмечают не только четверти, но и восьмые доли такта.

           Через движения рук (хлопки, повороты кистями рук) малыши более точно передают ритм музыки (пляска «Юрочка» Т. Бабаджан ).

           Используя игровые приемы, стараюсь вовлечь детей в процесс подпевания, учу их подпевать в общем темпе. Все это дает возможность успешно решать задачу развития ритмического слуха.

           В целях всестороннего музыкального развития провожу работу по развитию тембрового и динамического слуха, так как в дальнейшей исполнительской деятельности, например, в пении, ребенок должен находить нужную силу звучания, его тембровую окраску. В развитии динамического слуха детей 2—3 лет широко использую дидактические игры. Они дают возможность познакомить малышей с ярко контрастными динамическими нюансами (f, р). Например, игра «Тихо — громко» (Н. Ветлугиной). Определенное место занимают подвижные игры. В игре «Догони нас, мишка!» детей увлекает само движение, довольные, они убегают от мишки. Обращаю внимание малышей на то, что мишка заснул, предлагаю посидеть тихо. Затем заполняю паузу музыкой, звучащую (р). В дальнейшем на тихую музыку предлагаю детям тихо подойти к мишке. Музыка, исполняемая (f), означает пробуждение мишки, дети вновь разбегаются. Дополняет работу по развитию динамического слуха внесение музыкальных игрушек, например, игра «Где погремушки?» (Н. Френкель). Использование музыкально-ритмических упражнений дает возможность сосредоточить внимание детей только на звучании тихой музыки («Тише, мама спит», Е. Дубянской) или громкой музыки («Ножками затопали», музыка М. Раухвергера).

           Развитие тембрового слуха начинается со знакомства с детскими музыкальными инструментами: металлофоном, бубном и т. д. (группа 2—3 лет). Например, в игре «Где музыка?» (Р. Зинич, В. Кукловской) дети слушают мелодию, исполняемую на металлофоне. Затем воспитатель накрывает металлофон салфеткой и спрашивает детей: «Где музыка?» Дети находят металлофон, и вновь звучит музыка. Малыши 1,5—3 лет накапливают запас тембровых звучаний, который позволяет детям свободно ориентироваться в них. Дидактическая игра «Угадай, на чем играю?» дает возможность различать тембр музыкальных игрушек. Детям предлагается отгадать, на чем будет играть воспитатель: на бубне, барабане, дудочке. Ребенок, отгадавший название звучащей игрушки, «играет» на ней. Игра усложняется введением новых музыкальных игрушек -.погремушек, металлофона. Разнообразные игровые приемы поддерживают интерес к выполнению задания.

         Таким образом, проводимая работа по совершенствованию методов и приемов музыкально-сенсорного воспитания позволяет говорить о повышении ее эффективности в группах раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них ...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через развивающие игры

Одна из известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеева пишет: "Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более су...

статья по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры

Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и пр...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через сюжетно – ролевую игру».

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно по этому так важно, что...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание дошкольников раннего воз...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...