Мастер класс по теме «Использование ИКТ совместно с ТРИЗ».
статья на тему

Козлова Файруза Нафисовна
  • Знакомство педагогов ДОУ с возможностями использования интерактивной доски на занятиях по ТРИЗ с детьми дошкольного возраста.
  • Показать возможности интерактивной доски при создании дидактических игр.
  • Обучить педагогов созданию дидактической игры «Соберем урожай» на интерактивной доске.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района  «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» г.Белоярский

Мастер класс по теме

«Использование ИКТ совместно с ТРИЗ».

Воспитатель:

Козлова Ф.Н.

2018г.


 Цели:

  • Знакомство педагогов ДОУ с возможностями использования интерактивной доски на занятиях по ТРИЗ с детьми дошкольного возраста.
  • Показать возможности интерактивной доски при создании дидактических игр.
  • Обучить педагогов созданию дидактической игры «Соберем урожай» на интерактивной доске.

План проведения мастер-класса:

1. Теоретическая часть «Целесообразность использования интерактивной доски в детском саду».

2. Демонстрация собственного опыта по созданию дидактических игр

и упражнений на интерактивной доске для занятий по ТРИЗ с детьми.

3. Обучение педагогов ДОУ созданию дидактической игры «Соберем урожай».

4. Заключительная часть: обсуждения, обмен идеями, опытом по использованию интерактивной доски на занятиях с дошкольниками.

  1. Целесообразность использования интерактивной доски в детском саду.

(слайд 1)

В настоящее время компьютерная техника становится незаменимым средством повышения качества образовательного процесса. Использование педагогами ДОУ интерактивных технологий повышает качество обучения, оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников, дают возможность индивидуального подхода в работе с детьми, представляет больше возможностей для участия в коллективной работе. Кроме того, интерактивные ресурсы в ДОУ делают образовательную деятельность более наглядной и интересной.

(слайд 2)

Трудно кого-то сегодня удивить наличием в детском саду компьютера, интерактивной доски, мультимедийного проектора. Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу построить образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций, их работоспособность.

Возможности использования интерактивной доски очень разнообразны: доску можно использовать как большой экран для демонстрации фотографий, картин.

Кроме того, интерактивная доска и ценный инструмент для обучения. Это визуальный ресурс, который помогает педагогам излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она предоставляет информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов: демонстрация различных мультимедийных презентаций с возможностью передачи цвета, формы, движение и т.д.

(слайд 3)

В детском саду чаще всего используются именно эти две возможности. Но функциональные возможности интерактивной доски позволяют превращать совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру, делают обучение «живым», где дети становятся интерактивными участниками.

(слайд 4)

Интерактивная доска позволяет уйти от чисто презентационной формы подачи материала. Ведь на самом деле, какими бы ни были прекрасными презентации, созданные в программе PowerPoint, дети все равно остаются наблюдателями, в лучшем случае им дается выбор одного из двух предложенных ответов «да» или «нет».

Существуют компьютерные обучающие программы и игры для дошкольников, развивающие ум, логику и координацию. Они являются отличными помощниками в обучении ребенка, где он становится участником интересных заданий. 

(слайд 5)

Одна из таких игр «Говорящие картинки», в которой сгруппированы картинки сопровождаемые звуками живой и не живой природы. С помощью этой игры можно подробно познакомить детей с признаком звук.

В игре собраны звуковые загадки.

Предоставлена возможность распечатать экран или сохранить его в формате PDF, а при необходимости распечатать.

(слайд 6)

В отдельном разделе «Факты» для педагога выделена теоретическая информация по вопросам речи.

(слайд 7)

 

В разделе «Стихи и аудирование» представлены стихи для заучивания.

(слайд 8)

В разделе «Игры» представлены разные виды игр.

В разделе «Декламация» игры «Говорящие картинки» имеется возможность записывать голоса детей, их ответы и прослушивать запись.

(слайд 9)

В нашем ДОУ в методкабинете еще есть диски с играми с помощью которых можно подробно познакомить детей с признаками:

  • игра «Шаг за шагом»—признак цвет, место, части и т.д.;

(слайд 10)

  • игра «Игры со словами»—признак место;

(слайд 11)

  • игра «Игры маленького гения»—признак размер, цвет, место, время, части и т.д.

Но в настоящее время имеется не так много таких программ для дошкольников, либо они платные и стоят не дешево. Поэтому у педагогов есть возможность самостоятельно создавать дидактические игры для использования на занятиях с помощью интерактивной доски. 

Я считаю не рационально иметь интерактивную доску и использовать ее лишь как демонстрационный экран. Интерактивную доску можно использовать для любой образовательной области, по любой теме в том числе и для занятий по ТРИЗ. Работа с интерактивной доской предусматривает простое, но творческое использование материалов. В этом случае, дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически (чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление, ощущения, движения, и в большей степени ориентация на чувства), понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.

Файлы или страницы можно подготовить заранее. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты занятия.

  1. Демонстрация собственного опыта по созданию дидактических игр

и упражнений на интерактивной доске.

(слайд 12)

Сегодня я хочу провести мастер-класс по созданию различных дидактических игр на интерактивной доске, используя программное обеспечение SMART Notebook, которое компании-разработчики поставляют в комплекте с интерактивными досками. С помощью программного обеспечения, установленного на компьютере (ноутбуке), можно создавать различные дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации, модели, мнемотаблицы, творческие задания и многое другое.

При запуске программного обеспечения открывается интерактивное поле самой доски, панель «Меню», панель инструментов. Данные две панели на разных досках могут располагаться по-разному: вверху или сбоку. А также слева у нас появилась наша страница. Добавление страниц в документ или их создание происходит за счет использования инструмента «Новая страница» или пункта меню «Вставка», подпункта «Новая страница».

Инструмент «Шторка» можно использовать, чтобы закрыть всю доску или часть доски до определенного момента на занятии. Если потянуть маркером или пальцем за точку середины стороны шторки, то ее можно увеличивать или уменьшать.

Также имеется возможность вставлять текст. Различные маркеры, цвет и толщину которых можно выбирать. Ластик, позволяет вытирать написанные или нарисованные элементы. Также можно вставить различные геометрические фигуры, выполнить заливку разным цветом. Если потянуть за край пальцем или интерактивным маркером, то можно также уменьшить или увеличить размер фигуры.

Панель меню позволяет вставлять рисунки, медиа файлы, вырезать вставленные элементы

(слайд 13-16)

Примерный перечень используемых в работе дидактических игр и упражнений.

Игра/ упражнение

Цель

Содержание, методические рекомендации.

«Противоположности»

Формировать у детей словарный запас. Учить находить слова противоположные по значению. 

Найди  противоположные по значению слова.  Много—мало, большой—маленький, сытый—голодный, быстрый—медленный, острый—тупой, пасмурный—ясный

Ребёнок нажимает пальчиком на картинку, ищет пару противоположных слов. Формируется словарный запас и фонематический слух.

«Четвертый лишний»

Развивать мышление.

Учить классифицировать предметы по какому-то признаку.

Выбрать в лишнюю картинку и зачеркнуть ее.

Ребенок двигает пальцем картинку крестика и зачеркивает лишнюю картинку.

«Разложи овощи по цветам»

Закрепить названия овощей и цвета знакомых детям. Учить устанавливать соответствия.

Вспомни как называются овощи и найди соответствующее ему по цвету ведро .

Детям даются картинки овощей и ведер разного цвета. Они должны перетащить овощи в ведра.

«Разложи фрукты  по цветам»

Закрепить названия фруктов и цвета знакомых детям. Учить устанавливать соответствия.

Вспомни как называются фрукты и найди соответствующее ему по цвету корзину .

Детям даются картинки фруктов и корзин разного цвета. Они должны перетащить фрукты в корзины.

«Разложи объекты по коробкам»

Учить детей выявлять признаки объектов, классифицировать по определенным признакам.

В первой коробке все прямоугольной формы.

Во второй коробке все круглой. В третьей коробке  все объекты  треугольной формы. В четвертой коробке  все объекты  квадратной формы. В пятой –овальной формы.

Ребёнок пальчиком передвигает предмет определенной формы в нужную коробку с обозначением.

Можно использовать различные варианты данной игры – классифицировать по различным признакам.

Воспитанники могут экспериментировать с заданием и передвигать объекты, попробовать снова. Дети считают, что это гораздо интереснее, чем работать с карточками.

Можно на доске создавать кроме приведенных еще много различных игр. Дидактические игры для интерактивной доски различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам. Все дидактических игры организуются педагогом в соответствии с программными требованиями.

(слайд 17)

Условия, которые необходимо соблюдать при проведении занятий с использованием ИКТ:

  • «общение» ребенка дошкольного возраста с компьютером должно быть строго ограничено по времени и происходить только под контролем воспитателя; 
  • для проведения фронтальных занятий использовать мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2,5 метра;
  • не использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и проведении таких занятий от педагога и детей требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Разложи овощи по цвету».

Проведение игры «Разложи овощи по цвету» с последующим обсуждением.

Цель игры: Упражнять детей в понимании признака цвет. Учить ориентироваться в разнообразии цветов. Развивать зрительное восприятие.

3. Обучение педагогов ДОУ созданию дидактической игры «Разложи объекты по форме».

Сейчас я покажу, как можно на доске создать и провести игру с детьми «Разложи объекты по форме».

Цель игры: закрепление знаний детей о форме.

Задачи:

  • учить детей употреблять в речи слова: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • учить детей группировать объекты по форме;
  • развивать мышление, память.

Для создания данной игры нам будут необходимы следующие картинки: картинки объектов разной формы одинаковое количество и картинки коробок с обозначением на них форм. Данные картинки можно найти в галерее доски, а если каких-то не хватает, то нетрудно их найти в Интернете. Я всегда использую картинки в формате гиф, т.е. картинки на прозрачном фоне.

После того как все картинки найдены, то их необходимо вывести на страницу на доске. Для этого в панели меню я выбираю кнопку «Вставить» «Вставить рисунок из файла», нажимаю маркером и в открывшемся окне поиска, выбираю нужную папку, выделяю необходимые картинки и нажимаю «открыть». Итак, загружаем все картинки на страницу, например, они будут в левой стороне, а в правой стороне я расположу коробки. Очень сильное впечатление оказывает на детей эффект «реальности», когда они передвигают объекты и как бы кладут их в коробку, и они выглядывают из нее. Для этого мне нужно в два раза больше изображений коробок, но у второй половины из них я обрезаю дальний край. Затем, когда я все картинки загрузила, необходимо коробки с задней стенкой расположить на заднем плане, для этого выделяю маркером коробку, выбираю на панели меню пункт «свойства» и «переместить на задний план». А корзинки без задней стенки аналогично перемещаю на передний план. И когда дети будут «класть» объекты в коробки, то они будут располагаться как бы между двух рисунков коробок, где их нижняя часть не будет видна, а верхняя часть наоборот – будет видна, т.е. создается впечатление, что предмет находится внутри коробки.

Самостоятельное выполнение задания педагогами.

Вызываю несколько человек, чтобы они с моей помощью создали игру, т.е. разместили картинки на доске, а еще двух вызываю поиграть, которые будут передвигать предметы.

4. Рефлексия. Подведение итога.

Используемые Интернет –ресурсы:

  1. http://ito.edu.ru/2010/Rostov/V/1/V-1-9.html
  2. http://gdou93.ru/files/Region/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0.pdf
  3. http://kriro.ru/upload/docs/votes/1/5%20%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%D0%A2%20%D0%9C%D0%90%D0%94%D0%9E%D0%A3%2022%20%D0%A3%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA.pdf
  4. ggplont.tumblr.com/post/77995129704/you-were-right
  5. http://www.diets.ru/article/1026532/
  6. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/m/mork.html
  7. http://2013klassb.blogspot.ru/2013_10_01_archive.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс по теме «Использование ИКТ совместно с ТРИЗ». Воспитатель: Козлова Ф.Н. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» г.Белоярский 2018г.

Слайд 2

Стратегия развития информационного общества ИКТ как средство проведения современных занятий изменение требований к управлению ДОУ к педагогам

Слайд 3

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет: расширить возможности педагога представлять детям информацию сразу в нескольких видах компактно хранить большие объемы информации легко проводить интегрированные занятия и занятия в игровой форме экономить время на занятиях развивать творческие способности детей использовать показ видеофрагментов повысить качество демонстрационных материалов-иллюстраций повысить качество образования детей

Слайд 5

Игра «Говорящие картинки»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Игра «Шаг за шагом»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Игры со словами»

Слайд 2

Игра «Игры маленького гения»

Слайд 3

Программное обеспечение SMART Notebook

Слайд 4

Примерный перечень используемых в работе дидактических игр и упражнений. Игра «Противоположности»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Четвертый лишний»

Слайд 4

Условия, которые необходимо соблюдать при проведении занятий с использованием ИКТ: «общение» ребенка дошкольного возраста с компьютером должно быть строго ограничено по времени и происходить только под контролем воспитателя; не использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и проведении таких занятий от педагога и детей требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. для проведения фронтальных занятий использовать мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2,5 метра ;

Слайд 5

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Использование элементов ТРИЗ при организации занятий с детьми первой младшей группы"

Выступление на родительском собранииЦель:Познакомить родителей с разными техниками в изобразительной деятельности;Применять игровые приемы в процессе работы с детьми....

Мастер-класс на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»

Мастер-класс для педагогов на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»...

Мастер-класс на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).

Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....

мастер-класс на тему "Использование нетрадиционных пальчиковых игр в различных видах совместной деятельности с детьми в домашних условиях"

Мастер-класс  содержит практические советы и наглядный материал по ознакомлению родителей с пальчиковыми играми вместе с детьми в домашних условиях. Родителям широко представлены способы использо...

Мастер-класс на тему: "Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря"

ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечеств...

Мастер-класс на тему: «Использование ТРИЗ для развития речевого творчества детей».

Знакомство с развивающими играми с использованием технологии ТРИЗ для развития речевого творчества детей....