Полоролевое воспитание детей.
статья (средняя группа) на тему

Козлова Анна Викторовна

Данный материал рассказывает о том, как можно осуществить полоролевое воспитание в играх. Какие игры подобрать для реализации этой цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Полоролевое воспитание детей в играх».

Цель современного полоролевого воспитания – помочь детям освоить тонкости социальной жизни, через наглядные примеры в поведении взрослых, подкрепленные объяснениями норм поведения. Объяснения без наглядных примеров результатов не даст.

От мальчиков и девочек нельзя требовать одинакового поведения. Цель полоролевого воспитания детей – дать им понять свое биологическое предназначение, объяснить, что значит «мужское» и «женское» поведение, в чем между ними разница, какую роль в обществе играют оба пола. В процессе полоролевого воспитания закладывается отношение детей к противоположному полу и к семейной жизни в целом.

Поскольку основной вид деятельности детей дощкольного возраста это всевозможные игры, то и социальные ролевые отличия мальчиков и девочек лучше всего демонстрировать тоже в игре.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства»-  кукол, украшения- играют в ограниченном пространстве, в уголке. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом все предоставленное им пространство.

В своей работе с детьми, я использую следующие игры:

В первую очередь, это, конечно, сюжетно-ролевые игры:

   -  «Семья» (поход в гости);

   -  «Больница» (кукла заболела);

   -  «Парикмахерская» (прическа по вкусу);

   -  «Поездка на автобусе» (путешествие в зоопарк);

   -  «Магазин» (новое поступление товара)

В этих играх для меня главное, что дети не только  играют определенную социальную роль, но и объединяются, помогают друг другу, проникают в заботы и проблемы обоих полов, как мужской половины, так и женской.

«Семья», в которой между детьми разделяются роли папы, мамы, детей, старших родственников и т.д. Задача воспитателя или родителя в игре – следить за детьми и показывать или подсказывать им правильную модель взаимодействий между членами семьи, в отношениях «ребенок-родитель» и «муж-жена». К игре может быть добавлена любая сюжетная составляющая, например: поход в гости, прием гостей, день рождения куклы, новоселье, поможем соседям, поможем маме или папе и т.д.

Разнообразие сюжетов позволяет воспитывать отношения не только в семье, но и с друзьями, с соседями. Оказывать помощь не только родителям, но и окружающим.А также включать в процесс игры мальчиков. Например: прием гостей- мальчики помогают девочкам подвинуть стол, стулья, накрыть на стол, старший ребенок ухаживает за младшим, сюжет «Новоселье» мальчики помогают перенести вещи  новым соседям, могут выполнять роль грузчиков и т.д.

Доктор «Кукла заболела»

Девочки и мальчики становятся родителями, которые пришли на прием к врачу со своим  ребенком.  Дети  вместе проявляют заботу о ребенке, выполняя роль родителей. Мальчики помогают девочкам ухаживать за малышом: одеть, раздеть, подержать куколку. Тем самым учатся быть заботливыми родителями. Также можно добавлять сюжетную составляющую, например «вызов скорой помощи», подключить бригаду скорой помощи, мальчики строят машину скорой помощи, а то врачу не на чем ехать и т.д.

 

«Поездка на автобусе».  Можно придумать различные ситуации(Путешествие в зоопарк, поездка в лес, в кино и т.д.):  водитель- мальчик, кондуктор- девочка, пассажиры, поломался автобус, вызвали ремонтную бригаду и пр.

«Магазин»  В этой игре роли можно разделить так: продавцы (девочки и мальчики), охранники,  грузчики, покупатели (мама, папа и ребенок). В этой игре дети проживают  определенные социальные роли мужчин и женщин , а также ухаживают друг за другом (помочь донести сумки, выбрать вещи, примерить их и т.д.) .

«Парикмахерская»,  «Причешем куклу».

Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.

Эти игры предназначены для того, чтобы дети знали как вести себя в той или иной ситуации, были подготовлены к своим социальным ролям: мужчины и женщины. Поскольку полоролевое воспитание включает в себя не только гендерное различие, но и модели взаимодействия между обоими полами.

Конечно же, в принципе, игры мальчиков и девочек отличаются друг от друга (ближнее и дальнее зрение). Для девочек можно организовать такие игры:

 «Из жизни цветов»,

 «Хозяюшки»,

 «Кукольный магазин»,

«Танцуют все»

«Салон красоты»

«Дочки- матери» и др.

Для мальчиков:

«Отважные путешественники»,

 «Охотники»,

 «Юные матросы»,

«Разведчики»,

«Строители»,

«Пожарные»

«Кладоискатели» и пр.

 Немаловажно использовать подвижные игры.

  •  «Найди пару»;
  • «Мостик»;
  • «Пчёлы и шмели»;
  • «Собираемся в гости» и др.

Эти игры позволяют воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек, проявлять заботу по отношению к представителям противоположного пола.

В игре «Собираемся в гости» девочки помогают собраться (в гости, на вечеринку, на работу) мальчикам, а девочкам помогают мальчики. Побеждает та пара, которая быстрее всех собралась, которая оделась  аккуратно и была взаимовежлива.

 Подвижная игра «Найди пару» : дети объединяются в пары( каждый ребенок находит свою половинку сердечка по цвету), держаться за руки  и называют положительные качества друг друга.

 «Пчелы и шмели». Девочки изображают цветы (руки с сомкнутыми ладонями вверх), мальчики «шмели» громко жужжат, летают по лугу, когда подлетают к цветку, тот распускается  (руки в стороны), потом меняются ролями: девочки пчелы -они жужжат тише и летают плавней, а мальчики цветы.

 В игре дается понимание того, что девочки и мальчики не могут обходиться друг без друга и как важно это ценить.

« Мостик»

Дети делятся на две команды: мальчиков и девочек. Во время игры мальчики помогают девочкам подняться на мост и спуститься с него. Девочки благодарят за помощь мальчиков.

В данный момент мы работаем, в нашем саду, мы работаем над решением третьей годовой задачи, которая звучит так:  Активизация применения и совершенствование технологий по формированию потребности в здоровом образе жизни  в рамках реализации ФГОС ДО.

Используем каждый день различные виды гимнастик: для глаз, для дыхания, для развития речевого аппарата. Не забываем и про развитие эмоционально- волевой сферы, что немаловажно для гармоничного развития личности, как мальчика, так и девочки.

В нашей группе есть картотека с различными видами психогимнастики:

«Пожелания»,

«Оживи предмет,

Волшебная корона,

«Первооткрыватели».

 Эти виды психогимнастики детям представление, как быть внимательными к друг другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Поговорим о некоторых из них.

 «Оживи предмет» - развивать воображение и фантазию, представить, кем бы мог стать предмет, если его оживить (мужчиной или женщиной, наградить его соответствующими чертами характера. (Например: подушечка – сонная, спокойная, ленивая (девочка); меч – сильный, смелый, отважный воин и т. д.(мальчик).) 

«Первооткрыватели»  – мальчик  или девочка надувает шарик - планету, остальные члены команды заселяют ее жильцами (рисуют человечков фломастерами). Здесь дети объединяются одной общей целью- создать свой мир, таким как они его видят. Девочки обычно рисуют кукол, цветы, солнышко, а мальчики кукол мужского пола, дома, в которых заселятся все жильцы планеты, дороги, машины. Т.е. девочки рисуют эстетическую сторону жизни, а мальчики практическую сторону- материальные удобства.

Игры–драматизации вошли плотно в жизнь группы, в жизнь детского сада. Дети участвуют в организации театрализованной деятельности, инсценировки песен, сюжетов из видеофильмов и т.д.

 «Сказки наоборот» в них мы формируем умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности. Конечно же мы не одеваем мальчиков в девчачьи наряды- мы просто меняем сюжет. Например, переделаем стихотворение  Эдуарда Успенского «Разгром»:

Папа приходит с работы,

 Папа снимает боты,

Папа заходит в дом,

 Папа гладит кругом.

Папа не верит глазам:

--Какой в квартире бедлам.

На полу валяется книжка,

На лбу у Маши шишка.

На полу разбросаны игрушки,

Разбиты любимые кружки.

Маша скачет кругом,

 Она на коне верхом.

 Волосы растрепаны

И штанишки порваны.

Маша в папу врезается,-

Ой, прости,- извиняется.

Маша вдруг покраснела,

-Что с тобою, дочь, ты заболела?

-Мне стыдно, папуль, я помогу,

И все игрушки приберу.

Папа Машеньку отмыл,

Шишку пластырем прикрыл.

Платье чистое одел

-Фу, как много было дел!

Мальчик, исполняющий роль папы, просто побывал в роли мамы. Таким образом, он прочувствовал, как нелегко бывает мамам ухаживать за детьми, что это тоже большой труд.

 «Заколдованный герой» - формировать доброжелательное отношение между мальчиками и девочками, развивать способность и желание говорить приятные, добрые слова своим товарищам. В таких играх мы придумываем сюжет сказки сами, вместе с детьми, получается театр- импровизация. Детям очень нравится самим придумывать сказку и задания для героев, а дети, которые играют героев, с удовольствием их выполняют- получается все легко и весело.  

В театрализованной деятельности можно проигрывать сюжет любой сказки, где персонажами являются мужчины и женщины, можно изменить ход сказки по своему усмотрению, оценивать поступки героев, проговаривать свои суждения , мысли и чувства о поступках героев. По воспитанию женственности: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»», «Дикие лебеди и т.п.». По воспитанию мужественности: «На заставе», «Сивка-Бурка», «Конек-горбунок», «Дядя Степа»…

  Играя с детьми, педагог, ненавязчиво доносит информацию о том, что  мужественные мальчики никогда не обидят женщину, девочку, всегда готовы оказать ей помощь, защитить от опасностей, взять на себя самые трудные дела и задачи. А у девочек развивать способность с благодарностью относиться к помощи мальчиков и мужчин, проявлять отзывчивость и заботу об окружающих.



Предварительный просмотр:

 «Полоролевое воспитание детей в играх».

Цель современного полоролевого воспитания – помочь детям освоить тонкости социальной жизни, через наглядные примеры в поведении взрослых, подкрепленные объяснениями норм поведения. Объяснения без наглядных примеров результатов не даст.

От мальчиков и девочек нельзя требовать одинакового поведения. Цель полоролевого воспитания детей – дать им понять свое биологическое предназначение, объяснить, что значит «мужское» и «женское» поведение, в чем между ними разница, какую роль в обществе играют оба пола. В процессе полоролевого воспитания закладывается отношение детей к противоположному полу и к семейной жизни в целом.

Поскольку основной вид деятельности детей дощкольного возраста это всевозможные игры, то и социальные ролевые отличия мальчиков и девочек лучше всего демонстрировать тоже в игре.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства»-  кукол, украшения- играют в ограниченном пространстве, в уголке. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом все предоставленное им пространство.

В своей работе с детьми, я использую следующие игры:

В первую очередь, это, конечно, сюжетно-ролевые игры:

   -  «Семья» (поход в гости);

   -  «Больница» (кукла заболела);

   -  «Парикмахерская» (прическа по вкусу);

   -  «Поездка на автобусе» (путешествие в зоопарк);

   -  «Магазин» (новое поступление товара)

В этих играх для меня главное, что дети не только  играют определенную социальную роль, но и объединяются, помогают друг другу, проникают в заботы и проблемы обоих полов, как мужской половины, так и женской.

«Семья», в которой между детьми разделяются роли папы, мамы, детей, старших родственников и т.д. Задача воспитателя или родителя в игре – следить за детьми и показывать или подсказывать им правильную модель взаимодействий между членами семьи, в отношениях «ребенок-родитель» и «муж-жена». К игре может быть добавлена любая сюжетная составляющая, например: поход в гости, прием гостей, день рождения куклы, новоселье, поможем соседям, поможем маме или папе и т.д.

Разнообразие сюжетов позволяет воспитывать отношения не только в семье, но и с друзьями, с соседями. Оказывать помощь не только родителям, но и окружающим.А также включать в процесс игры мальчиков. Например: прием гостей- мальчики помогают девочкам подвинуть стол, стулья, накрыть на стол, старший ребенок ухаживает за младшим, сюжет «Новоселье» мальчики помогают перенести вещи  новым соседям, могут выполнять роль грузчиков и т.д.

Доктор «Кукла заболела»

Девочки и мальчики становятся родителями, которые пришли на прием к врачу со своим  ребенком.  Дети  вместе проявляют заботу о ребенке, выполняя роль родителей. Мальчики помогают девочкам ухаживать за малышом: одеть, раздеть, подержать куколку. Тем самым учатся быть заботливыми родителями. Также можно добавлять сюжетную составляющую, например «вызов скорой помощи», подключить бригаду скорой помощи, мальчики строят машину скорой помощи, а то врачу не на чем ехать и т.д.

 

«Поездка на автобусе».  Можно придумать различные ситуации(Путешествие в зоопарк, поездка в лес, в кино и т.д.):  водитель- мальчик, кондуктор- девочка, пассажиры, поломался автобус, вызвали ремонтную бригаду и пр.

«Магазин»  В этой игре роли можно разделить так: продавцы (девочки и мальчики), охранники,  грузчики, покупатели (мама, папа и ребенок). В этой игре дети проживают  определенные социальные роли мужчин и женщин , а также ухаживают друг за другом (помочь донести сумки, выбрать вещи, примерить их и т.д.) .

«Парикмахерская»,  «Причешем куклу».

Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.

Эти игры предназначены для того, чтобы дети знали как вести себя в той или иной ситуации, были подготовлены к своим социальным ролям: мужчины и женщины. Поскольку полоролевое воспитание включает в себя не только гендерное различие, но и модели взаимодействия между обоими полами.

Конечно же, в принципе, игры мальчиков и девочек отличаются друг от друга (ближнее и дальнее зрение). Для девочек можно организовать такие игры:

 «Из жизни цветов»,

 «Хозяюшки»,

 «Кукольный магазин»,

«Танцуют все»

«Салон красоты»

«Дочки- матери» и др.

Для мальчиков:

«Отважные путешественники»,

 «Охотники»,

 «Юные матросы»,

«Разведчики»,

«Строители»,

«Пожарные»

«Кладоискатели» и пр.

 Немаловажно использовать подвижные игры.

  •  «Найди пару»;
  • «Мостик»;
  • «Пчёлы и шмели»;
  • «Собираемся в гости» и др.

Эти игры позволяют воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек, проявлять заботу по отношению к представителям противоположного пола.

В игре «Собираемся в гости» девочки помогают собраться (в гости, на вечеринку, на работу) мальчикам, а девочкам помогают мальчики. Побеждает та пара, которая быстрее всех собралась, которая оделась  аккуратно и была взаимовежлива.

 Подвижная игра «Найди пару» : дети объединяются в пары( каждый ребенок находит свою половинку сердечка по цвету), держаться за руки  и называют положительные качества друг друга.

 «Пчелы и шмели». Девочки изображают цветы (руки с сомкнутыми ладонями вверх), мальчики «шмели» громко жужжат, летают по лугу, когда подлетают к цветку, тот распускается  (руки в стороны), потом меняются ролями: девочки пчелы -они жужжат тише и летают плавней, а мальчики цветы.

 В игре дается понимание того, что девочки и мальчики не могут обходиться друг без друга и как важно это ценить.

« Мостик»

Дети делятся на две команды: мальчиков и девочек. Во время игры мальчики помогают девочкам подняться на мост и спуститься с него. Девочки благодарят за помощь мальчиков.

В данный момент мы работаем, в нашем саду, мы работаем над решением третьей годовой задачи, которая звучит так:  Активизация применения и совершенствование технологий по формированию потребности в здоровом образе жизни  в рамках реализации ФГОС ДО.

Используем каждый день различные виды гимнастик: для глаз, для дыхания, для развития речевого аппарата. Не забываем и про развитие эмоционально- волевой сферы, что немаловажно для гармоничного развития личности, как мальчика, так и девочки.

В нашей группе есть картотека с различными видами психогимнастики:

«Пожелания»,

«Оживи предмет,

Волшебная корона,

«Первооткрыватели».

 Эти виды психогимнастики детям представление, как быть внимательными к друг другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Поговорим о некоторых из них.

 «Оживи предмет» - развивать воображение и фантазию, представить, кем бы мог стать предмет, если его оживить (мужчиной или женщиной, наградить его соответствующими чертами характера. (Например: подушечка – сонная, спокойная, ленивая (девочка); меч – сильный, смелый, отважный воин и т. д.(мальчик).) 

«Первооткрыватели»  – мальчик  или девочка надувает шарик - планету, остальные члены команды заселяют ее жильцами (рисуют человечков фломастерами). Здесь дети объединяются одной общей целью- создать свой мир, таким как они его видят. Девочки обычно рисуют кукол, цветы, солнышко, а мальчики кукол мужского пола, дома, в которых заселятся все жильцы планеты, дороги, машины. Т.е. девочки рисуют эстетическую сторону жизни, а мальчики практическую сторону- материальные удобства.

Игры–драматизации вошли плотно в жизнь группы, в жизнь детского сада. Дети участвуют в организации театрализованной деятельности, инсценировки песен, сюжетов из видеофильмов и т.д.

 «Сказки наоборот» в них мы формируем умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности. Конечно же мы не одеваем мальчиков в девчачьи наряды- мы просто меняем сюжет. Например, переделаем стихотворение  Эдуарда Успенского «Разгром»:

Папа приходит с работы,

 Папа снимает боты,

Папа заходит в дом,

 Папа гладит кругом.

Папа не верит глазам:

--Какой в квартире бедлам.

На полу валяется книжка,

На лбу у Маши шишка.

На полу разбросаны игрушки,

Разбиты любимые кружки.

Маша скачет кругом,

 Она на коне верхом.

 Волосы растрепаны

И штанишки порваны.

Маша в папу врезается,-

Ой, прости,- извиняется.

Маша вдруг покраснела,

-Что с тобою, дочь, ты заболела?

-Мне стыдно, папуль, я помогу,

И все игрушки приберу.

Папа Машеньку отмыл,

Шишку пластырем прикрыл.

Платье чистое одел

-Фу, как много было дел!

Мальчик, исполняющий роль папы, просто побывал в роли мамы. Таким образом, он прочувствовал, как нелегко бывает мамам ухаживать за детьми, что это тоже большой труд.

 «Заколдованный герой» - формировать доброжелательное отношение между мальчиками и девочками, развивать способность и желание говорить приятные, добрые слова своим товарищам. В таких играх мы придумываем сюжет сказки сами, вместе с детьми, получается театр- импровизация. Детям очень нравится самим придумывать сказку и задания для героев, а дети, которые играют героев, с удовольствием их выполняют- получается все легко и весело.  

В театрализованной деятельности можно проигрывать сюжет любой сказки, где персонажами являются мужчины и женщины, можно изменить ход сказки по своему усмотрению, оценивать поступки героев, проговаривать свои суждения , мысли и чувства о поступках героев. По воспитанию женственности: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»», «Дикие лебеди и т.п.». По воспитанию мужественности: «На заставе», «Сивка-Бурка», «Конек-горбунок», «Дядя Степа»…

  Играя с детьми, педагог, ненавязчиво доносит информацию о том, что  мужественные мальчики никогда не обидят женщину, девочку, всегда готовы оказать ей помощь, защитить от опасностей, взять на себя самые трудные дела и задачи. А у девочек развивать способность с благодарностью относиться к помощи мальчиков и мужчин, проявлять отзывчивость и заботу об окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пространственно – предметная социокультурная среда полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

принципы построения пространственно - предметной среды полоролевого воспитания....

Семинар для педагогов "Полоролевое воспитание детей"

Семинар для педагогов по особенностям воспитания мальчиков и девочек,...

Открытый показ для родителей по полоролевому воспитанию детей «Девочки и мальчики в семье»

Целью является закрепление представлений детей об особенностях мальчиков и девочек:  их поведении, любимых игрушках, занятиях....

Полоролевое воспитание детей в семье

Родители - это база, фундамент, без которого невозможно строить процесс воспитания...

Полоролевое воспитание детей в детском саду

Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации....

технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

Технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»1.    Значение гендерного подхода в  воспитании  дошкольников.2.    Гендерн...

“Актуальность полоролевого воспитания детей в современное время”

В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Педагоги испытывают трудности в просвещении родителей по вопросам воспитания детей р...