Консультация «Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста»
консультация по теме

Дашкина Татьяна Васильевна

Автором представлена  консультация на тему "Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста". Игра в полной мере способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. При этом особый механизм управления собственным поведением формируется именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Влияние игр на развитие детей

дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте игра становится ведущей деятельностью, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - а потому что, игра вызывает качественные изменения в психики ребенка.                                                                             Игровое действие носит знаковый (символический)  характер, именно в игре ярко обнаруживается знаковая функция сознания ребенка.  По утверждению А.С. Макаренко, игра для детей имеет такое же значение, какое для взрослого работа, труд. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.                                                                                                                                                 В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно.    В свою очередь, именно игра способна побудить ребенка "стать взрослым". При этом именно игра является важной для ребенка для усвоения социальных норм и правил поведения, присвоения им конкретных смыслов человеческих отношений, понимания им общественных функций людей, а также формирования его произвольного поведения.                                                   Важно обозначить, что в игре ребенок впервые открывает для себя отношения, складывающиеся между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.                                                                                            Обязанности по отношению к окружающим - это то, что стремится исполнять ребенок, взявший на себя определенную роль. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял эту роль. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участники игры.                                                                                                                                        Игра в качестве способа познания окружающего мира, предоставляет ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Не стоит забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр.                                                                                                                         Игра является ведущей деятельностью в дошкольном периоде. При этом игра нацелена на непосредственное познание ребенком окружающего мира посредством активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.                В свою очередь, как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами игры являются:                                                                             · знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;                                                      · способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;                                                                                                           · нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.                    Игра в полной мере способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. При этом особый механизм управления собственным поведением формируется именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности.

В данном случае произвольность предполагает наличие такого образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В свою очередь, в игре подобным образцом являются не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.                                      Именно в ролевой игре дети отражают окружающие их многообразие действительности. Дети в игре воспроизводят некоторые сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых и пр. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. При этом, чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дошкольники, тем разнообразнее сюжеты игр. Именно по данной причине младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего дошкольника они чрезвычайно разнообразны. Важно обозначить, что игра - это, в первую очередь, эмоционально насыщенная деятельность. При этом игра захватывает полностью ребенка.                                                                                                        В свою очередь, мотив игры находится в самом игровом процессе; формула мотивации игры -- не выиграть, а играть.                                                                      При этом ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте - сюжетно - ролевая игра.                                                                                                                                                         Игровые взаимоотношения - это отношения по сюжету и определенной роли. В игровой деятельности формируются формы общения детей. Игра в полной мере требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Определенные элементы возникают довольно рано. Они возникают тогда, когда дети еще не умеют строить особую развернутую сюжетную игру.                                                    Не стоит забывать о том, что в игре дети способны перенять друг у друга многие имеющиеся знания. Дети обращаются за помощью к взрослым. И в результате игры становятся многообразнее. Непосредственное усложнение содержания подобных игр ведет не только к определенному увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. Если дети не умеют договориться между собой, игра распадается. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.

                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста"

сценарий собрания сопровождается презентацией и анкетрй для родителей....

Статья "Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста"

Очень важно обратить внимание на то, как часто наши дети смотрят телевизор, ведь количество просматриваемых мультфильмов влияет как на их физическое, так и психическое развитие. Давайте будем внимател...

Консультация - Влияние игры на развитие ребёнка дошкольного возраста

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Существуют разные игры: дидактические, игры-драмотизации,  строительно-конструктивные, подвижные, с правилами и без правил, сюжетно...

Влияние музыки на развитие детей дошкольного возраста.

В данной статье раскрыто влияние музыки на развитие детей дошкольного возраста....

Игры с песком и водой, их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Для детей дошкольного возраста, увлекательно и познавательно играть в игры с водой и песком....

Консультация для педагогов "Влияние сказки на развитие детей дошкольного возраста"

Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества....