Эссе "Мои педагогические находки"
материал на тему

Сейтбагимова Гуляим Калитовна

Чтобы научить другого, требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому….

М.Монтень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_seytbagimova_gk_madou_skazka.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

 

Эссе «Мои педагогические находки»

Сеитбагимова Г.К., учитель-логопед МАДОУ «Сказка»

Чтобы научить другого, требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому….

М.Монтень

Ещё с ранних лет я мечтала стать педагогом, но по разным жизненным обстоятельствам «детская мечта» осуществилась в зрелом возрасте. В 2003 году приехала из Омской области в Когалым, работала воспитателем в дошкольном образовательном учреждении, параллельно окончила Шадринский Государственный педагогический институт по специальности  учитель-логопед. Долго не могла решиться работать по профессии, боялась, что не получится. И тут мне подвернулась счастливая случайность поставить звуки своему 5-летнему «картавому» сыну.  На тот момент у него не было ни звука [Л], ни звука [Р]. Не секрет, что дети  в этом возрасте не очень-то хотят заниматься дома. « Мама, ты же не агапед»,- возмущался ребёнок, но продолжал заниматься. Занятия мы проводили в виде игры, которые развили в нём желание и стремление научиться правильно говорить. И знаете, его желание  и успехи зародили во мне уверенность. Если я смогла поставить звуки своему ребёнку, значит, могу помочь и другим деткам. А почему бы нет? И с таким воодушевлением  и «большим» опытом я переступила порог логопункта.

                     Детский сад – это особый мир, где нужно дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое, быть интересным и полезным для окружающих тебя людей.

Дети бывают разные: одни смешные и жизнерадостные, другие спокойные и сдержанные. Я  уверенна, что каждый ребёнок, по – своему, уникален. Одни бегут с радостью в кабинет логопеда, другие с осторожностью. «А вдруг у меня не получится?» И здесь я должна помочь ребёнку. Где-то приласкать, где-то подбодрить. И обязательно начинаю занятие  с улыбки. Смотрю, уже и ребёнок успокоился и старается не хуже других. И чтобы  на последующие занятия дошкольник приходил с радостью, я  стараюсь сделать занятие увлекательным и интересным. В этом мне помогают игровые технологии.

На логопедических занятиях я использую игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата, технологии для выработки плавной направленной воздушной струи, для развития мелкой  и общей моторики.

         Расскажу коротко о каждой технологии. Артикуляционная  гимнастика: ее целью является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.   Для того, чтобы заинтересовать ребёнка сделать артикуляционную гимнастику, использую «Сказку о Весёлом  Язычке». Это всевозможные истории из жизни Язычка. («Утро Язычка», «Прогулка Язычка»….). Если «Язычку»  скучно или он сегодня не в настроении, на помощь приходит музыкальное сопровождение.

         Для развития речи ребёнка необходимо правильное речевое дыхание, поэтому

дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Для развития дыхания использую самые разнообразные игры. Предлагаю детям  подуть на ватные шарики, бумажных бабочек, воздушные шарики. Нравятся детям изготовленные мною учебно-методические пособия, такие как  «Футбол», «Листопад», «Снегопад».

В рамках самообразования являюсь слушателем вебинаров, и мастер классов логопедического портала «Мерсибо».  На своих занятиях применяю компьютерные разработки  данного портала: диски с интерактивными  играми, которые направлены на расширение словарного запаса, развитие связной речи, понимание звукового состава слова, флеш-карты с играми на развитие речи детей.  С помощью интерактивных игр удобно проводить работу над звукопроизношением. С помощью  интерактивного «Конструктора картинок» создана база дидактических пособий с учётом возраста детей и их индивидуальных способностей. Созданные в «Конструкторе картинок» сюжеты можно распечатывать и использовать как раздаточный материал, сохранять в интерактивном виде и использовать для занятий, а также переносить в презентации. Также с помощью «Конструктора картинок» я создаю дополнительные пособия по развитию грамматического строя, фонематического восприятия  и многое другое. Материал «Конструктора картинок» - это и разнообразные фоны, предметные картинки. Коллекция персонажей для создания сюжетов, картинки на «трудные» звуки. Функционал позволяет добавлять на экран любое количество картинок. Перемещать картинки по экрану и удалять их, если нужно, уменьшать, увеличивать и поворачивать картинки. И таким образом, мы с ребёнком составляем картину любой сказки.  

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь.  Поэтому, чтобы научить малыша говорить, мы не только тренируем  артикуляционный аппарат, но и развиваем движения пальцев рук, или мелкую моторику. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, связная речь. Поэтому для развития моторики пальцев рук  использую различные шнуровки, мозаику, застёжки и другие мелкие предметы (пуговицы, горох,  крупы), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое.

Развивающую предметно-пространственную среду кабинета ежегодно пополняю пособиями, литературой, разнообразными играми, современным оборудованием. Кабинет оснащён столом для пескотерапии (деревянный ящик прямоугольной формы с двойным дном и подсветкой), который так же благотворно влияет на развитие речи ребёнка.

         Также в своей работе активно применяю кинетический песок. Дети с радостью играют в песочнице, им нравится узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Игры с песком  также способствуют развитию всех сторон речи, развивают мелкую моторику. Когда ребёнок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, тем самым развивается его речь, пусть спонтанно, пополняется словарный запас, темп речи, высота и сила голоса.  Что касается кинетического песка, то здесь  с ребёнком можно построить целые дворцы и замки, обговаривая и проговаривая  с ним вслух все детали. Включается полёт фантазии и для меня, и для ребёнка. С помощью  разнообразных фигурок отрабатываются навыки ориентировки на плоскости, обогащается и закрепляется словарный запас ребёнка.

На своих  занятиях уделяю внимание не только мелкой моторике, но и общей. Провожу различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.

Кроме игровых технологий на логопедических занятиях использую здоровьесберегающие технологии. Одной из них является самомассаж. Целью логопедического самомассажа является  стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе  речевого аппарата, нормализация тонуса данных мышц. Самомассаж — это массаж, который ребёнок, страдающий речевой патологией, выполняет сам. Это также гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность самомассажа заключается в том, что он помогает ребёнку снять  общую усталость, что,  прежде всего, влияет на нервную систему малыша. Все упражнения мы выполняем на фоне позитивных ответных реакций ребёнка.

Обучая детей самомассажу, я показываю  каждый прием на себе и комментирую  его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале  перед зеркалом, а затем и без него. Когда мои детки уже освоят приёмы  самомассажа,  мы  проводим под  стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Его мы выполняем  как индивидуально, так и фронтально с группой детей одновременно на логопедических занятиях.

Мои воспитанники владеют такими приёмами самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Самомассаж делаем на обеих руках попеременно. Также  проводим  с применением разнообразных вспомогательных средств, таких, как  разноцветные прищепки, аппликатор Кузнецова, зубная щетка, массажный коврик «Травка», мячики «Су-джок», шестигранные карандаши и др.

Использование  приемов самомассажа в стихотворной форме, под музыку в  моей  работе  над коррекцией звукопроизношения  дает неоценимую поддержку в развитии речи дошкольников, увлекает их, готовит речевой аппарат ребенка к постановке звуков.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен, способствует развитию  фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста,    фонематического восприятия, развитию грамматического строя речи, преодолению нарушений слоговой структуры слова, что  является основой для обеспечения одинаковых стартовых возможностей дошкольников, их дальнейшего успешного обучения в школе.

                

Использованная литература:

  1. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г. – 215 с.
  2. Османова  Г.А. «Игровой логопедический самомассаж» - Изд. Каро, 2015 г. – 126с.
  3. Новиковская О.А. «Весёлая зарядка для язычка» –  М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г. – 63 с.
  4. Дьякова Е.А. «Логопедический массаж» –  М.: Издат. центр «Академия», 2005 г. – 120 с.
  5. Белая Е.А. «Пальчиковые игры» - Издат. АСТ. 1999 г. – 48 с.

6. Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» г. Москва 2010г. – 176 с.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...