КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Использование арт — терапевтических методов и технологий на музыкальных занятиях»
консультация на тему

Смирнова Светлана Юрьевна.

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

по инновационной деятельности музыкального руководителя  на тему: «Использование  арт — терапевтических методов  и технологий на музыкальных занятиях»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.muzykoterapiya_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx25.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

по инновационной деятельности музыкального руководителя  на тему: «Использование  арт — терапевтических методов  и технологий на музыкальных занятиях»

                                                                  подготовила и провела

                                                                  музыкальный руководитель

                                                                  «МНПЦ борьбы с туберкулёзом ДЗМ»

                             Детское отделение

                                                                  Смирнова С.Ю.

Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в незнакомый  детский коллектив: детский сад, оздоровительное учреждение, санаторий  он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации.

В течение последующих 4-5 лет пребывания в таких  детских учреждениях у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение.

Цель  ДОУ и  детских оздоровительных учреждений – адаптировать личность ребенка к социуму.

Самым оптимальным подходом в адаптации является творческий подход, когда человек не противостоит изменяющимся условиям в ущерб своему здоровью, но и не проявляет конформность, т. е. соглашательство со всем, что ему предлагается, а находит способы оказывать влияние на  внешние обстоятельства с максимальной пользой для себя.

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении и в детских оздоровительных учреждений на современном этапе наполняется новым содержанием. 

Его  задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

 Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса: воспитатели, психологи, педагоги дополнительного образования. Учитывая особенности детей, они должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития.

Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит не только творческий  характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития.

Поэтому цель работы педагога — музыканта – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.

-2-

 В практике ведения музыкальных занятий  арт — терапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко.

Вместе с тем, арт – терапевтические методики, широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью  

-профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний,

 -нормализации эмоционально – волевой сферы личности, способствующих

  как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению.

Конечно, на  музыкальных занятиях могут быть использованы только научно обоснованные и  экспериментально проверенные элементы арт — терапии в форме различных упражнений, целенаправленно отобранного музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально – творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и самокоррекции личности.

В Российской энциклопедии социальной работы указано,

что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. 

К средствам искусства относятся:

-музыка,

-живопись,

-литературные произведения,

- театр и. т. д. 

Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него  —  на всю структуру личности, формируя и трансформируя систему ее духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и человеческих отношений, значимость которых в современных условиях особенно ощутима, отражены в  народных песнях и произведениях русской классической музыки.

        -3-

 Эти образы могут транслироваться и закрепляться в структуре личности ребенка с помощью арт-терапевтических  методов. В этом состоит особая педагогическая значимость таких методов, их роль в решении острых социальных проблем и воспитательных задач, стоящих перед  современными  педагогами ДОУ и детскими оздоровительными учреждениями.

 Рассмотрим кратко сущность музыкальной терапии.

 Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.

 Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают:

- целостное использование музыки в качестве основного и ведущего  

  факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений,  

   музицирование);

 

- дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов

   для усиления их воздействия.

Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста.

Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др.

Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л. С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики.

Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в  противоположное.

Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии.

Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию.

-4-

Еще в 1916 г. В. М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением  слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать». 

Подробный разбор литературы, посвященный различным аспектам
музыкотерапии, представлен в работах Л. С.Брусиловского (1971), В. Ю. Завьялова (1995), К. Швабе (1974) и др.

В 70 – 80-е годы вышло несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в которых описываются методы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К. Швабе, 1974), ранним детским аутизмом (Р. О. Бенензон, 1973).

В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой подробно рассмотрены виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.

Однако методика рассчитана на детей школьного или старшего дошкольного возраста. В этих научных трудах не уделено внимания коррекционным возможностям музыки в раннем возрасте, тогда как, по мнению Н. М. Щелованова, давшего физиологическое обоснование основополагающим вопросам развития и воспитания детей раннего возраста, «важно не запустить детей снизу».

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.

        -5-

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди.

И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка.

Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов.

Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Установлено, что музыка — воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора:

-вибрационный,

-физиологический

-психический.

Звуковые  вибрации  являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную,  двигательную, сердечнососудистую). Благодаря  ассоциативным связям,  возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Исследователи  рекомендyют  использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма.

Например:

1. Для  укрепления и оздоровления  дыхательной  функции  можно

    использовать духовые инструменты (глиняные свистульки,

    свирели,  игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты  и др.); 

2.При слабой  мелкой моторике пальцев — клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор);

3. При эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка — прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.);

        -6-

4.Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям  заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.

   Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению.

Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент».

Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме.

На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др.

Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния.

Таким образом, изучение и использование музыкальным руководителем основ музыкальной терапии является важным фактором повышения психолого — педагогической эффективности курса в дошкольных образовательных учреждениях.

Список используемой литературы:
Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
Копытин А. И. Основы арт – терапии. –СПб., 1999.
Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
Шушарджан С. В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М.,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...

Мастер-класс для музыкальных руководителей.Тема: Использование инновационных технологий в музыкально-ритмической деятельности . Музыкальные пазлы.

Из данного мастер -класса можно узнать, как можно  мотивировать дошкольника к проявлению инициативы, самостоятельности, творческой активности в музыкально-ритмической  деятельности  сре...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...