Приобщение детей к русской народной культуре
консультация на тему
Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Следовательно, необходимо приобщать дошкольников к национальной культуре, воспитывать у них любовь, уважение к своей малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, в этом возрасте формируются высокие человеческие начала. Заложить нравственные основы, которые сделают детей устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей, воспитать и сохранить человеческое в наших детях – главные идеи нравственных качеств личности.
Знакомство с русским народным творчеством всегда обогащает и облагораживает.
Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Следовательно, необходимо приобщать дошкольников к национальной культуре, воспитывать у них любовь, уважение к своей малой Родине.
Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является устное народное творчество: сказки, песенки, поговорки, потешки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, восхваляются положительные качества и т. д. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове.
Практический опыт показал, что при отборе фольклорного материала нужно учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы» — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», всё большее место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа.
Адресованные детям потешки прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Яркие эпитеты, текстовые повторы, позволяют ребёнку познакомиться с миром древнерусской культуры. Потешки, прибаутки развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, вызывают ощущение психологического комфорта.
Птичка, птичка,
Вот тебе водичка.
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Егорушка, Егор
Полез через забор.
За гвоздь зацепился ,
Висит, галдит.
Снимите с забора
Бедного Егора.
Эти и многие другие потешки очень хорошо использовать на занятиях, на прогулке, во время самостоятельных игр. Потешки , прибаутки трогают сердце, питают любовью к своей земле и своему народу. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы потешки и прибаутки входили в жизнь ребёнка как можно раньше. Приобщение ребёнка к потешкам и прибауткам - важная и благородная задача, о которой не нужно забывать.
Ещё с младшей группы дети вступили в мир сказок, которые учат добру, воспитывают стремление помочь ближнему, честность, многие другие добродетели. Сказка способствует формированию определённых нравственных ценностей идеала. Для девочек - это красна девица (умница, красавица, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (сильный, смелый, добрый, трудолюбивый). Идеал, приобретённый в детстве определяет его личность. Работа со сказкой имеет следующие формы: чтение сказки, пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причины их успеха или неудачи, театрализованное исполнение сказок. Например, «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят». Прочитав сказку, обращаем внимание на отдельные слова и выражения, уточняем смысл новых слов, чтобы дети могли их использовать в своей речи. Читая сказку, предлагаем детям прочитать сказку по ролям, часто просят повторить сказку, включаем в сказку народные пословицы и поговорки. Для того, чтобы углубить знания детей о сказках, привить любовь и интерес к ним проводим следующие конкурсы: «Знаешь ли ты сказку?» «В гостях у сказки». Проводим викторину «Из каких мы сказок?».
Большое внимание нужно уделять пословицам и поговоркам, ведь это народная мудрость, сконцентрированная в одной фразе. Они являются как бы заповедями для детей, отражающими сущность общечеловеческих отношений «Что посеешь - то и пожнёшь». «Без старанья нет и знанья»
Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Наверное, все дети любят разгадывать загадки, ведь это очень увлекательное занятие. Над одними загадками дети весело смеются, над другими задумываются. И если не сумеют разгадать, то помогаем им подсказками - отгадками. В свободное время и на прогулке дети часто загадывают загадки друг другу и взрослым.
Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено "с ног на голову". Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь... Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без
ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что "всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь", детей это не останавливает, а только подогревает их интерес.
При подготовке к праздникам детей знакомим с содержанием народных праздников, обрядов, традиций. Изучаем и запоминаем новые слова, песенки, зазывалки, загадки, пословицы и поговорки.
Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры по приобщению детей к русской народной культуре
«Бабка Ежка»Описание:В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:Бабка Ежка – Костяная ножкаС печки упала, ногу сломала,А потом и го...
Методическая разработка "Приобщение детей к русской народной культуре посредством народной игрушки"
Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ...
Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....
Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...
Тема: «Не забывайте, народный фольклор. Приобщение детей к русской народной культуре младшего дошкольного возраста»
Консультации для педагогов...
ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...