Материалы семинара "Ребенок и сверстники" приобщение детей к формам гуманного и культурного поведения.
консультация на тему

Ткаченко Ольга Юрьевна

Материалы семинара "Ребенок и сверстники" приобщение детей к формам гуманного и культурного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Материалы семинара

«Ребенок и сверстники» приобщение детей к формам гуманного и культурного поведения

Воспитатель: Ткаченко О.Ю.

                                          сентябрь   2015

Цель: Обогащение педагогов знаниями  о формировании у детей  гуманного и культурного поведения в общении со сверстниками.

Задачи:

Ознакомление педагогов с теоретическими основами гуманного и культурного поведения дошкольников.

Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на приобщение детей к формам гуманного и культурного поведения

Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.

Предполагаемый результат: Выработать рекомендации для воспитателей, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми.

Ход семинара

Вопрос для воспитателей:

Что такое гуманность? (предполагаемые ответы)

Гуманность -  любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. (Современный толковый словарь)

В.А. Сухомлинский

Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание.

Гуманность — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. /Крат. психол. словарь..., 1998/

Исследования показывают, что между детьми в дошкольной группе существуют довольно сложные отношения. Задолго до того, как в процессе организованной воспитателем совместной деятельности сложатся деловые контакты, между детьми возникают личные отношения. Отличительная их особенность — проявление чувства симпатии или антипатии, взаимного или одностороннего влечения, приязни или неприязни и т. д. Кроме того, в отличие от деловых, личные взаимоотношения складываются, главным образом, стихийно, хотя они и не индифферентны к деловым и взаимно влияют друг на друга.

Система личных отношений, которая основывается на чувствах симпатии, антипатии, предпочтения, приязни и т. д., доминирует в дошкольной группе, играет первостепенную роль как в формировании личности каждого ребенка, так и в становлении детского коллектива, доброжелательных отношений между его членами, влияет на эмоциональный климат группы, настроение детей.

Установлено, что не все взаимоотношения благотворно сказываются на формировании личности каждого ребенка, становлении детского коллектива. «Нередко в группе детского сада между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у ребят гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, ведут к воспитанию прямо противоположных качеств...

Проблемные педагогические ситуации

Ситуация 1

Ситуация: на занятии по ФЭМП Саша сидит с Миленой. Саша уронила несколько счетных палочек, поняв, что ей недостает, взяла у Милены. Милена стала отнимать свои палочки обратно, Саша, а за ней и Милена заплакали, все дети смотрели на них, занятие невозможно было продолжать.

Вопрос: Ваши действия?

Заключение: при возникновении этой проблемной ситуации воспитатель прервала занятие и рассказала короткую педагогическую сказку (выдумала по ходу рассказа ) про двух медвежат Миленчика и Сашика, которые хотели посчитать бочонки меда с помощью палочек и поделить мед. Саших случайно сломал одну палочку Миленчика, а за это Миленчик сломал палочку у Сашика, и осталось у них только по две палочки. Тогда Сашик сломал палочку у Миленчика, а медвежонок Миленчик опять сломал палочку Сашика, и у медвежат осталось только по 1 палочке. Сашик отнял последнюю палочку Миленчика и сломал ее, за это Миленчик опять сломал палочку Сашика. И у медвежат не осталось палочек. Они теперь не смогут поделить мед и поесть его. Ребята, давайте поможем Миленчику и Сашику, что им надо было сделать? (Побуждать детей отвечать. Правильные варианты ответов: медвежата должны извиниться, простить и поделиться; считать по очереди). В конце сказки воспитатель обращается к Саше и Милене: "А вы согласны, что медвежата должны не ругаться, а поделиться друг с другом, или считать по очереди?" После ответа, воспитатель дает Саше недостающую палочку и продолжает занятие по плану, предварительно заинтересовав детей, например, так: "Давайте и мы поможем медвежатам посчитать".

Ситуация 2

Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную  и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.

Вопрос: Ваши действия?

Вариант 1.

Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы  помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.

Вариант 2.

Провести беседу с ребенком, направленную на  анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.

Вариант 3.

Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.

Вариант 4.

Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).

Вариант 5.

Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.

Ситуация 3.

Мальчик, 7 лет.

С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».

Вопрос:  Ваши действия?

Вариант 1.

Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

Вариант 2.

Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать  этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.

Вариант 3.

Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

Ситуация 4

Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Вопрос:Ваши действия?

Вариант 1.

Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.

Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2.

Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3.

Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

Предложить воспитателям вспомнить пословицы о добре и дружбе

  • Добро творить - себя веселить.
  • Добро наживай, а худое избывай.
  • Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
  • Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.
  • Злой плачет от зависти, добрый от радости.
  • Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  • Единственный способ иметь друга - это быть другом.
  • Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
  • Над другом посмеёшься - над собой поплачешь.
  • Человек без друзей, что сокол без крыльев.

   Развитие гуманных отношений должно вестись на положительных эмоциях, через создание таких условий в детской среде, когда имеется возможность как можно чаще переживать удовлетворение от собственных дел, от собственного милосердия.

Я считаю, что необходимо в сознании нас, педагогов и родителей укоренить мысль о том, что качество дошкольного образования отнюдь не в получении ребенком огромного количества новой информации, объема знаний, куда важнее направить общие усилия на полноценное развитие и формирование необходимых межличностных качеств, обеспечивающих успех на следующей ступени образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

Материалы к общему родительскому собранию в детском саду "Формирование основ культурного поведения на улице и в общественном транспорте"

Уважаемые мамы и папы!Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям осо...

Воспитание культурного поведения у детей дошкольного возраста вместе с семьёй

«Воспитание культурного поведения у детей дошкольного возраста вместе с семьёй»Культурное поведение детей дошкольного возраста в семье тема очень актуальна, а особенно на сегодняшний  день, она о...

ВОСПИТАНИЕ ПРИВЫЧЕК И КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Культурно - гигиенические навыки приема пищи у детейЯсельная группа от 2 до 3 лет. Младшая группа от 3 до 4 лет.Средняя группа (от 4 до 5 лет)Старшая группа (от 5 до 6 лет) Подготовительная ...

Консультация "Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей " Воспитание культурного поведения у детей дошкольного возраста"

Формировать у детей навыки культурного поведения, формировать сознательное отношение к порученному делу, надо начинать с дошкольного возраста....