Главные вкладки

    Самоанализ по теме самообразования « Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
    статья (подготовительная группа) по теме

    Беспалова Тамара Львовна

    В данном  материале представлен  самоанализ педагога, т.е.  оценка  его  собственной работы по развитию связной речи  детей с ОНР в подготовительной  логопедической  группе.  Сформулированы цель и задачи работы.Представлен список изученной  литературы по данной теме. Присутствует разработка пошагового   плана деятельности  педагога по реализации поставленных задач. Описаны условия, которые необходимо создать для успешного развития связной речи дошкольников.  Это:  создание развивающей среды; использование разнообразных средств   использование традиционных и нетрадиционных методов и приемо   В анализе описаны виды деятельности, в которых проходит систематическая работа по развитию связной речи. Присутствует описание результативности  проведенной работы.                                                                                                                                                                                                                          

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Самоанализ 36.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самоанализ по теме самообразования « Формирование связной   речи детей с ОНР»

    Цель. формирование   связной  речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования разнообразных  методов и приемов в различных видах деятельности.                                                                                  

    Для этого мною были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить и проанализировать научную и специальную методическую литературу по теме самообразования.  
    2. Внедрить разнообразные   методы и приёмы по формированию связной речи детей с ОНР в личную практику:
    3. Закреплять и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации.
    4. Формировать навыки построения связных монологических высказываний.
    5. Развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.                                                              6

         6.Создать  в группе развивающую среду.

     

    За год  работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:

    1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Хлоп-топ -2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. _ М.: Издательство «Гном и Д», 2004.
    2. Ванюхина, Г. В. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников Г. В. Ванюхина. – М, 1983. Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. Л. М.
    3. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2003.
    4. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. // Дефектология. 2009 г. №4
    5. Дерново Л. П. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 2008.
    6. Игры в логопедической работе с детьми // ред.-сост. В.И. Селеверстов. М.: Гном, 2007.
    7. Мещеряков В. Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки: Методические приемы и образцы. - М.: Флинта: Наука, 2009 г.
    8. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. - Ульяновск, 2005.
    9. Ткаченко, Г. Н. Использование схем в составление описательных рассказов Н. Г. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 10. – С. 16 – 21.
    10. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос. М., 2004.                                                   

    11 .Ушакова О.С.Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных  

    картин/О.С.Ушакова,Е.С.Смирнова//Дошкольное 
    воспитание - 2007.- №12.- С.3-5

    12 .Шорохова О.А.Играем в сказку.Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.-Изд. Сфера, 2008

    На основе изученной литературы  мною  были  выявлены особенности развития связной речи детей с ОНР,разработаны методы  и приемы, изготовлены пособия по развитию данного аспекта у детей старшего дошкольного возраста. Данные материалы были использованы в календарном планировани, в работе с родителами.

    Работа в группе ведется  по следующим направлениям:                                                      

    -анализ уровня речевого развития(логопед);

         -создание предметно-развивающей среды в группе;
         -использование различных методов и технологий; 
         - интеграция занятий   познавательной, художественно-эстетической на          

         направленности с развитием речи детей;
        -взаимодействие с родителями; 
        -индивидуальная работа с детьми.

      Деятельность по реализации темы:

    1.Составлен перспективный план по теме самообразования, где отражены цели и задачи, этапы  развитию связной речи детей, работа с родителями.

    2.Созданы картотеки разнообразных  игр, направленных на развитие  связной речи,картотека игр направленных на развитие общения и др     

    3.В группе собрана библиотека с художественной и познавательной литературой.

    4.Подобран разнообразный наглядный  материала (дидактические игры, серии сюжетных картинок, наборы открыток, мнемотаблицы по лексическим темам, модели и др, побуждающие детей к проявлению  самостоятельного речевого творчества.

    5.Подобрана библиотека речевого материала: пословицы, скороговорки, стихи – «запоминалки», стихи по лексическим темам, загадки.                                      6.Составлены консультации для родителей « Особенности развития связной речи детей  дошкольного возраста»," Учим детей пересказывать", " Игры, направленные на формирование связной речи дошкольников", "Развитие связной речи дошкольников в семье".

    7.Изготовлены папки-передвижки:"Развитие речи детей 6-7 лет", "Развитие речи детей через общение и  игру","Роль сказки в развитии и воспитании ребенка".

    8.Запланировано групповое собрание «Особенности развития связной речи детей с ОНР» с  показом открытого занятия "Путешествие к разноцветным планетам"(Апрель, отв.: логопед).                                                                                                                                                                                       

    Я  считаю, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий:                                                                                                      

    1.В первую очередь, создание  развивающей среды в группе                                                                                                                       

    В нашей группе есть центр развития речи, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы по развитию связной речи: сюжетные и предметные картинки, серии сюжетных картинок, пособия , дидактические игры: "Фразеологический конструктор", " Что сначала, что потом", "Времена года", "Составь рассказ по картинкам", "Развиваем речь",  мнемотаблицы по лексическим темам. Также  совместно с родителями изготовлены мнемотаблицы в технике ниткографии для составления рассказов о временах года с ипользованием ручного праксиса.
    В центре  творчества оформлен альбом репродукций картин ковровских художников"Художники города Коврова", альбом репродукций  картин художника В.М. Васнецова ,альбом  с рисунками  детей "Моя семья".

     Центр театрализованной деятельности  оборудован различными  видами          

    театра по русским народным сказкам.

    В центре сюжетно-ролевых игр изготовлены атрибуты на      

    различную игровую тематику.

     

    2.  Использование  разнообразных  средств:

    -общение взрослых и детей;

    -культурная языковая среда, речь воспитателя;

    -обучение родной речи и языку на занятиях;

    -художественная литература;

    -различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

    3. Также для успешного речевого развития необходимо использование различных методов  и приемов                                                                                                                          

    В своей работе по развитию  связной речи я  использую следующие  

    методы:

    Наглядные:

    - Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в

    природе, экскурсии);

    - Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность:

    рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и

    картинам).

    Словесные:

    -Чтение и рассказывание художественных произведений;

    -Заучивание наизусть;

    -Пересказ;

    -Различные виды бесед;

    -Рассказывание без опоры на наглядный материал.

    Практические:

    -Дидактические игры;

    -Игры-драматизации;

    -Инсценировки;

    -Дидактические упражнения;

    -Пластические этюды;

    -Хороводные игры.

    Также в работе с детьми использую традиционные и нетрадиционные приемы: коррекционно-развивающие игры, которые позволяют совершенствовать навыки правильного произношения звуков в связных текстах, развивать воображение и творческую фантазию, словотворчество, мелодико-интонационные компоненты, что тоже очень важно в развитии связной речи детей.  Я даю детям задания на составление чистоговорок, стихов, которые способствуют развитию ритма, рифмы, чувства созвучия. Дети обычно с увлечением воспринимают мою просьбу сочинить или исправить стихи, чистоговорки, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.

    Активно использую в работе по формированию связной речи сказочные сюжеты, элементы фольклора, литературных персонажей, известных и придуманных игр, элементы сюжетно-дидактических игр, настольно-печатных игр, сюжеты и героев мультфильмов, сюжетных и пейзажных картин, речевые игры и  упражнения, специально изготовленные пособия, рисунки, панно, мозаики, коллажи, дидактические игры: (“Сложи и прочитай”, “Чьё это имя?”, “Загадки – складки”, “Что получилось”, “Из какой мы сказки?”, Загадки и отгадки”, “Времена года», «Чем они похожи?”, “Четвёртый лишний”, “Где ошибка?”, “Волшебные палочки”, “Что сначала,что потом", “Цепочка слов”, “Забавные буквы”, “Весёлые снеговики” и т.д.).

    При  обучении детей различным видам рассказов-описаний и использую  мнемосхемы. Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов. Зрительный план делает рассказ четким, связным, полным, последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.

    Для формирования фразовой речи использую пересказы художественных текстов. Нетрадиционный прием - это пересказ по серии предметных картинок, он особенно хорошо удается детям. Использую картинки на фланелеграфе.

    В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры,); планы и условные обозначения, используемые в них. В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.

    Использую такой приём, как "Игры со сказкой".  Он позволяет:  

    • усвоить последовательность событий в сюжетной линии ("Что, за чем" и "Раньше - позже" - выкладывание перетасованных кадриков в сюжетную цепочку, определение последовательности событий. "Всё в сказке перепуталось" и "Лови ошибку" - исправление неверной последовательности кадров. "Что потерялось" - поиск спрятанного кадра и др.);  
    • активизировать и обогатить словарь детей ("Не называя его, скажи о нём" - описание объектов из сказки. "Как бы ты ещё сказал" - подбор синонимов, упражнение в словесной импровизации. Загадывание загадок о героях. Составление детьми загадок о героях сказки по опорам А. А. Нестеренко. Причём загадки можно составлять не только по внешним признакам, но и по особенностям характеров и поведению);
    • дать характеристику герою (как правило, дети делают это в соответствии с усвоенными нравственными представлениями - злой, плохой, хитрый. Это объясняется возрастными особенностями усвоения нравственных понятий. Детям сложнее дать оценку поступков по целям. Здесь на помощь приходят такие игры и приёмы, как "Точка зрения", "Эмпатия", "Хорошо-плохо", "Когда герой был таким?", элементы драматизации в виде разыгрывания отдельных кадриков).

    По мере накопления опыта работы с разными сказочными сюжетами у детей появляется база для сравнения поведения и характеров одного и того же героя в разных сказках. Например, волк в сказке "Три поросёнка" кровожадный, а в сказке "Лисичка-сестричка и серый волк" - глупый и доверчивый. Это важное умение для преодоления стереотипов восприятия.

    Игры со сказкой обеспечивают мотивацию, не занимают много времени, позволяют скорректировать работу с отдельно взятыми детьми.

    Использование следующих приёмов способствуют тому, что у детей формируется четкое представление о структуре повествования, рассказы становятся более связными, выразительными, эмоциональными:

    • Анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры, определение названия текста); с этой целью детям предлагались после чтения вопросы (о чем говорится в рассказе, о чем говорится в начале (середине) рассказа, чем закончился рассказ, как можно назвать этот рассказ);
    • Задания на выявление понимания нарушения целостности структуры текста при опускании начала (середины, концовки) рассказа, и умения придумывать содержание начала, главной части, конца рассказа (детям читается рассказ, в котором опускается та или иная структурная часть);
    • Задание на построение рассказа на тему, предложенную воспитателем (тема должна быть конкретна, реалистична);
    • Планирование будущего рассказа (сказки);
    • Упражнения на подбор слов, учитывая их смысловую нагрузку в тексте; на правильное использование внутритекстовых связей (использование различных средств связи при переходе от начала к середине, от середины к концу).

    Так же, при обучению рассказыванию, использую следующие нетрадиционные приёмы:

    При пересказе по серии картин.

    • Текст с «прятками» (рассказывание текста с использованием «спрятавшихся у детей предметных картинок, которые дети поднимают согласно логике изложения текста) Текст с «хвостами» (договаривание предложений с использованием предметных картинок).
    •  «Исправь ошибку» (поиск ошибок в последовательности, выборе картинок), «Придумай начало» (середину, конец).
    • Текст со «звоночками» (подбор пропущенных педагогом слов в тексте, заменяемых звонком, побуждающим детей к подбору нужного слова).
    • Текст «шиворот навыворот» (исправление смысловых несоответствий в тексте и в рисунке к тексту).
    • «Оживи картинку» (характеристики объектов и действий).
    • «Копилка» образных характеристик: вначале ребенку объясняют смысл нового слова на достаточно большом количестве примеров, затем  ребенок воспроизводит новое слово в ответ на соответствующий вопрос, далее ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как средство для выполнения поставленной перед ним более широкой задачи. На последнем этапе новое слово само собой возникает в речи ребенка без сознательного поиска, напряжения памяти и тренировки ее специальными заданиями.
    • «События предшествующие и последующие» ("камера" в руках волшебника, которого зoвут «Отставай-Забегай»).
    • «Посмотри и угадай» (угадывание эпизода по демонстрации действия взрослым).
    • Цепной текст (в качестве плана выступает наглядная модель).
    • Текст «ты мне - я тебе»  (пересказ в диалогических парах).
    • «Расскажи самому себе» (пересказ самому себе).
    • «Сам себе режиссер» (игра-драматизация или инсценирование текста с использованием игрушек, силуэтов) «Зарисовки» (приём использования детского рисунка, комментированное рисование, создание проблемных ситуаций с целью побуждения ребенка к высказыванию).

    При рассказе по сюжетной картине:

    • «Признаки предмета» (выявление признаков объекта, подбор объектов с похожими признаками).
    • «Подзорная труба», «Фотограф» (выделение и перечисление объектов картины).
    • «Называй-обозначай» (моделирование объектов)
    • «Скрепочка», «Ожившие предметы» (установление взаимосвязей между объектами).
    • «Загадки – отгадки» (составление загадок-описаний по опорной схеме)
    • Лесенка «Ощущай-ка» (выявление и обобщение признаков объекта, которые могут воспринимать определенные органы чувств, подбор объектов с похожими признаками).
    • «Найди меня», «Композиция» (описание местонахождения объектов на картине).
    • «Единый сюжет» (объединение фрагментов в единый сюжет).
    • «Хочу сказать… » (высказывание собственного мнения о картине).

    При рассказе по пейзажной картине

    • «Складные картинки» (дети подбирают картинки с изображениями предметов, названия которых рифмуются).
    • «Подзорная труба», «Фотограф» (выделение и перечисление значимых объектов картины).  
    • «Доскажи словечко» (подбор рифмованных слов).
    • «Художники» (рассматривание и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта).  
    • «Придумаем рифмованные строчки», «Сочини дальше» (придумывание рифмованных строчек по заданному словосочетанию).
    • «Скрепочка» (определение взаимосвязи между отдельными объектами картины).
    •  «Разноцветные прямоугольники» (фрагментарное рассказывание по пейзажной картине: ребёнок сначала составляет рассказ об отдельных фрагментах картины – закрытых прямоугольниками разного цвета, затем, постепенно открывая каждую из частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет).
    • «Единый сюжет» (объединение мини-рассказов в единый сюжет).

     При составлении творческих рассказов

    • «Сочинялки» (воспитатель «сочиняет» вместе с детьми по заранее намеченным вопросам).
    • «Пришел в гости волшебник» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
    •  «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» (составление творческих рассказов по пословицам).
    • «Соединялки»  (обучение детей составлению сказок по наглядным схемам, предметным картинкам).

    Развитие связной речи происходит в разных видах деятельности

    Развитие связной речи  на группе происходит в образовательной деятельности  и в  различных режимных моментах:

    Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей.

    Познавательно-исследовательская

    Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

    Продуктивная (художественная) деятельность

    Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность.

    Восприятие художественной литературы

     Формирует у детей умение слышать, понимать речь, обогащает словарный запас, развивается монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомим детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще

    рассказываем им о писателях, знакомим с историей произведения, расширяем и усложняем круг чтения детей. Много внимания уделяем пересказу, составлению детьми собственных рассказов, чтению с продолжением. В течение года с детьми разучиваем стихи, инсценируем произведения.

    В своей работе стараемся прививать детям любовь к книге: правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке. Для этого в группе есть уголок чтения. Знакомство с детской литературой в нашей группе происходит ежедневно в свободной форме. Дети берут в уголке книг понравившееся произведение, листают ее, рассматривают иллюстрации, просят почитать. 
    В группе с детьми мы читаем не только произведения, предлагаемые программой, но и книги, которые живут в книжном уголке, книги, которые дети приносят из дома. При выборе книг стараемся учитывать особенности возраста детей. Проводим с детьми занятия, литературные

    викторины,конкурсы.. 
     Работая с родителями, рекомендуем только свободную форму домашнего чтения, советуем, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам. 

    Игровая

    Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

    • Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
    • Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей. Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время инсценирования активно упражняются в диалогическом взаимодействии.
    • В процессе строительно-конструктивных игр, дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь
    • Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

    В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

    .

    В начале и в конце учебного года мы проводим обследование состояния речи детей с целью определения уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Эта работа в нашей группе проводится совместно с логопедом

    Результативность:

    Подводя итоги за 2017 – 2018 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей нашей группы заметно вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что  используемые в течение года традиционные и  нетрадиционные методы и приемы по развитию связной речи детей с ОНР способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью.

    Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Они  с удовольствием обсуждают различные темы, проблемы взаимоотношений, нравственные поступки. Дают аргументированные оценки, могут разрешать споры.

    Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными.

    Значительно снизилось количество ошибок, свойственным детям с ОНР (нарушения в лексико-грамматическом оформлении текста и др.). Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и значительно обогатился.

    Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.

            

    Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение №53

    Самоанализ по теме самообразования        « Формирование связной   речи детей  старшего  дошкольного возраста с ОНР»

            Воспитатель -

    БеспаловаТамара Львовна.

    первая  квалификационная категория

    2017-2018гг.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Роль сказки в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Здесь представлена мной презентация, с которой я выступала на педагогическом совете. Исследовав тему по самообразованию, связанную с развитием речи у детей старшего дошкольного возраста, я рассмотрела...

    Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

    План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

    План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

    Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

    В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

    Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

    В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

    Опыт работы по теме: "Театр как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста"

    Опыт работы по теме: "Театр  как средство  формирования  связной  речи  детей  старшего дошкольного  возраста"...