Тема по самообразованию "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)
Тема по самообразованию "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
городского круга город Шарья Костромской области
План работы по самообразованию по теме:
«Развитие связной речи детей
старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»
на 2022-2023 учебный год
Подготовила в-ль:
Зеленцова С.А.
2022 год.
Цель:
- повысить профессиональную компетентности педагога по вопросу развития речевой системы детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Применение полученных знаний в работе с детьми.
- Сотрудничество с другими педагогами, изучение опыта работы.
- Обобщение опыта работы по данной теме.
Работа ведется по направлениям:
- Чтение, прослушивание сказок.
- Рассказывание сказки.
- Анализ сказки.
- Рисование сказки.
- Инсценировка сказки.
- Сочинение сказок.
- Работа с родителями.
Форма работы:
- Чтение, прослушивание сказок.
- Рассказывание, пересказ по опорному плану.
- Обсуждение и словесный анализ;
- Рисование сказки и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением смысла изображаемых событий.
- Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия.
- Театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек.
- Изотерапия: марания, техника каракуль, рисование листьями, песком и манкой, другими сыпучими материалами, монотипия (рисование с помощью уникального отпечатка)
- Дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, песочная терапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию)
- Сочинение собственных сказочных сюжетов.
- Решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов)
- Подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т. д
Предполагаемый результат:
- Знание определенных сказочных сюжетов.
- Умение понимать сюжетную линию сказки.
- Развивается речь детей.
- Умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения.
- Выражать свои мысли и чувства в речи.
- Умение передавать художественный образ в рисунке, в словесной форме.
- Развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.
Представление результата и распространение опыта:
- Творческий отчет, создание презентации для педагогов.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2022 – 2023 учебный год логопедическая подготовительная группа:
- Сентябрь
Этапы
1. Изучение методической и научно-популярной литературы, обзор публикаций в журналах и Интернет-ресурса на выбранную тему по самообразованию.
2. Подбор дидактических игр и упражнений. Подбор русских народных сказок, соответствующих лексическим темам недели.
3. Познакомить родителей с задачей на учебный год «Развитие речи детей дошкольного возраста через сказкотерапию»
4. Анкетирование родителей воспитанников «Сказка в воспитании ребенка».
Цель:
- Определить уровень развития речи детей – диагностирование.
Задачи:
- Выявление трудностей у детей.
- Подобрать и приобрести необходимый материал и оборудование по теме самообразования.
Материал:
Подбор и изучение педагогической литературы.
- Октябрь
Этапы:
1. Беседа с детьми по теме «Что такое сказка»
2. Чтение русских народных сказок.
3. Пальчиковая игра «КОЛОБОК»
4. Дидактическая игра «Отгадай-ка!»
5. Игры и упражнения для развития связной речи.
6. Консультация: «Роль сказки в развитии детей»
7. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
Цель:
- Развивать интерес к прослушиванию произведений.
Задачи:
- Формировать умение детей выделять смысл сказки, правильно излагать свои мысли.
- Способствовать развитию подвижности и гибкости кистей рук детей, развитию речи.
- Уметь отгадывать сказку по репликам и высказываниям героев.
- Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Материал:
Русские народные сказки:
Гуси-лебеди
https://nukadeti.ru/skazki/gusi_lebedi
Война грибов
https://nukadeti.ru/skazki/vojna-gribov
Колобок
https://nukadeti.ru/skazki/kolobok
Как собака друга искала
https://nukadeti.ru/skazki/kak_sobaka_druga_iskala
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Материал для игр.
- Ноябрь
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Игры с кубиками: «Собери сказку»
3. Рассматривание игрушек и иллюстрации к сказкам.
4. Взаимодействие с логопедом и муз. руководителем: открытый показ сценки «На лесной полянке»
5. Памятка для родителей по обучению связной речи.
6. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
7. Проведение индивидуальных консультаций и бесед для родителей.
Цель:
- Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Развивать внимание, память, речь.
- Вызвать желание участвовать в театрализованной игре.
Материал:
Сивка-Бурка
https://nukadeti.ru/skazki/sivka_burka
Лиса, заяц и петух
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_zayac_i_petukh
Лисичка-сестричка и волк
https://nukadeti.ru/skazki/lisichka_sestrichka_i_volk
Волк и козлята
https://nukadeti.ru/skazki/bratya_grimm_volk_i_semero_kozlyat
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Костюмы героев для сценки.
Иллюстрации к сказкам, игрушки. Кубики.
Материал для игр.
- Декабрь
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Инсценировка сказки «Зимовье зверей»
3. Консультация: «Игры (дидактические и лексико – грамматические, влияющие на развитие связной речи детей».
4. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
Цель:
- Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Познакомить с волшебным миром театра.
- Развивать эмоциональный мир ребёнка.
- Обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.
- Поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Материалы:
Зимовье зверей
https://nukadeti.ru/skazki/zimove_zverej
Лиса и тетерев
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_i_teterev
Красная Шапочка
https://nukadeti.ru/skazki/sharl-perro-krasnaya-shapochka
Ёлка - сказка Сутеева
https://nukadeti.ru/skazki/vladimir-suteev-jolka
Морозко
https://nukadeti.ru/skazki/morozko
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Костюмы героев для инсценировки.
Пальчиковый театр.
Материал для игр.
- Январь
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Инсценировка сказки «Три медведя» с помощью театра на ложках
3. Мимика – «Подбери маску».
4. Этюды «Зеркало»
Цель:
- Продолжать обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Формировать умение детей видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры, учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определёнными значками.
- Поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
- Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.
- Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.
Материал:
Заяц хвастун
https://nukadeti.ru/skazki/zayac_khvastun
Три медведя
https://nukadeti.ru/skazki/tri_medvedya
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Театр на ложках.
Материал для игр.
6. Февраль
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку»
3. Пантомимика – игра «Кто как ходит»
4. Консультация для родителей: «Список рекомендованных произведений для домашнего чтения»
5. Индивидуальные беседы с родителями.
Цель:
- Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Формировать умение детей сочинять сказку по модели – схеме.
- Последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки.
- Уметь придумывать название к сказке.
- Воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
Материал:
Лисичка со скалочкой
https://nukadeti.ru/skazki/lisichka-so-skalochkoj
Мужик и медведь
https://nukadeti.ru/skazki/muzhik-i-medved
Рассказ Цветок Бориса Житкова
https://nukadeti.ru/skazki/boris-zhitkov-cvetok
Каша из топора
https://nukadeti.ru/skazki/kasha_iz_topora
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Разные виды театров.
Материал для игр.
- Март
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
3. Моделирование сказки «Теремок»
4. Этюды «Зеркало»
5. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
Цель:
- Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
- Развивать связную речь.
- Развивать фантазию.
Материал:
Терешечка
https://nukadeti.ru/skazki/terjoshechka
Заюшкина избушка
https://nukadeti.ru/skazki/zayushkina_izbushka
Теремок
https://nukadeti.ru/skazki/teremok
Лиса и журавль
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_i_zhuravl
Крылатый, мохнатый да масленый
https://nukadeti.ru/skazki/krylatyj-mokhnatyj-da-maslenyj
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Костюмы героев для инсценировки.
Материал для конструирования (кубики деревянные, цветная бумага, клей)
Материал для игр.
- Апрель
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Жесты – этюды на выразительность жестов.
3. Игры с разными видами театров «Придумай сказку»
4. Игра-пантомима «Поиграем-угадаем» А. Босеева.
5. Театрализованные этюды «Весна!»
6. Чтение стихов о весне.
7. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
Цель:
Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Формировать умение детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение.
- Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре.
- Развивать воображение, творчество.
Материал:
Медведь и солнце — рассказ Николая Сладкова
https://nukadeti.ru/skazki/medved-i-solnce
Лиса и рак
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_i_rak
По щучьему велению
https://nukadeti.ru/skazki/po-shhuchemu-veleniyu
Лев и Коза
https://nukadeti.ru/skazki/lev_i_koza
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Материал для игр.
- Май
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
3. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
4. Анкетирование родителей воспитанников «Сказка в воспитании ребенка».
Цель:
- Обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Материал:
Никита Кожемяка
https://nukadeti.ru/skazki/nikita_kozhemyaka
Муха-Цокотуха
https://nukadeti.ru/skazki/chukovskij_mukha_cokotukha
Полкан и медведь
https://nukadeti.ru/skazki/polkan_i_medved
Лиса и козёл
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_i_kozel
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Материал для игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок».
Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-863581-1482230843.jpg)
Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/08/picture-929399-1670516635.jpg)
ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-775887-1573062596.jpg)
Мастер – класс по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.
Мастер – класс по теме: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-775887-1573062596.jpg)
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-775887-1573062596.jpg)
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/29/picture-1071838-1567076513.png)
Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»
Отчет по теме самообразования«Развитие связной речи детейстаршего дошкольного возраста через сказкотерапию»...