Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»
материал (подготовительная группа)

Зеленцова Светлана Алексеевна

Отчет по теме самообразования

«Развитие связной речи детей

старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobr._2022-2023_uch.god_.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

городского круга город Шарья Костромской области

Отчет по теме самообразования

«Развитие связной речи детей

старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»

на 2022-2023 учебный год

                                                                                                                                      Подготовила в-ль:

                                                                                                                                      Зеленцова С.А.

2023 год.

В 2022-2023 учебном году мною была изучена тема «Развитие связной речи детей

старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»

 

Целью работы над данной темой являлось:

  • повысить профессиональную компетентность педагога по вопросу развития речевой системы детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Для реализации поставленных целей решались следующие задачи:

  • Изучение методической литературы по данной теме.
  • Применение полученных знаний в работе с детьми.
  • Сотрудничество с другими педагогами, изучение опыта работы.
  • Обобщение опыта работы по данной теме.

Работа велась по направлениям:

  • Чтение, прослушивание сказок.
  • Рассказывание, пересказ по опорному плану.
  • Обсуждение и словесный анализ.
  • Рисование сказки и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением смысла изображаемых событий.
  • Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
  • Театрализация: роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек.
  • Изотерапия: техника каракуль, рисование листьями, песком и манкой.
  • Дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию)
  • Сочинение собственных сказочных сюжетов.
  • Решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов)
  • Подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка.

В 2022-2023 учебном году в логопедическую группу было зачислено 13 детей. Работая в логопедической группе, было замечено, что у некоторых детей при ряде речевых нарушений отмечалась выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. У некоторых детей была нарушена связная монологическая речь, они с трудом рассказывали о событиях своей жизни, не могли пересказать литературные произведения.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные сюжеты» не только в непосредственно-образовательной деятельности, затрагивая все образовательные области, но и в свободной деятельности, по развитию связной речи детей с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и мы перед собой видим счастливого и здорового ребенка. Работу свою начали совместно с учителем-логопедом с наблюдения за детьми. Наблюдая за ними в процессе игры, в свободной деятельности заметили, что там, где не надо мобилизовать своё внимание, память, т.е. не на произвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринуждённо решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. На развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи и неуверенность детей. Страхи повышают тревожность, что и ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Исходя из вышесказанного, я построила свою работу с детьми по теме самообразования начала с построения развивающей среды. Для развития самостоятельного творчества детей большое значение имеет организация среды. В группе старалась создать такие условия, чтобы дети могли реализовать свои желания, действовать, развивать фантазию, следовательно и речевую активность. В самостоятельной художественно-речевой деятельности использовала игрушки для настольного театра (объёмные, мягкие, плоскостные, элементы декораций), пальчиковый театр, шапочки – маски, костюмы в уголке ряженья, фланелеграф для плоскостного театра, теневой театр, сборники сказок, сборник детских песен, музыка для релаксации. Но для развития творчества важна не только сама среда, но и то, как её воспринимает ребёнок, так как обучение творчеству возможно только в совместной деятельности ребёнка и взрослого в комфортном для него состоянии. Результаты деятельности группы по самообразованию за 2022-2023 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно, поставленные задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок».

Опыт работы по теме  «Развитие связной речи детей старшего дошкольного      возраста через придумывание рассказов и сказок»....

Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

Отчет по теме самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.      Задачи:.—Определить наиболее рацио...

ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»

Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

Тема по самообразованию "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию"

Тема по самообразованию "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию"...

Информация по работе над темой самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Информация по работе над темой самообразования«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...