Мастер класс
занимательные факты (младшая группа) на тему

Мирзоян Л.В.

Мастер класс по изготовлению театра "Теней"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_mirzoyan.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников.

Воспитатель Мирзоян Лусинэ Вазгеновна

Цель.

Повышение компетентности педагогов в применении инновационных  технологии развития познавательного интереса через театрализованную деятельность в детском саду, развитие фантазии, творческих способностей.

Задачи.

Познакомить воспитателей с изготовлением теневого театра.

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.

Участники: воспитатели

Результат: освоение слушателями приемами использования театрализованной деятельности, формирование умения изготовления теневого театра.

Материалы: картонная коробка, калька, цветной оракал, черный картон, палочки, скотч, ножницы, канцелярский нож, источник света.

ХОД МАСТЕР КЛАССА:

Добрый день, уважаемые коллеги.  Меня зовут Мирзоян Лусинэ Вазгеновна– я воспитатель детского сада №33 ст. Кавказская. Я рада Вас приветствовать на своем мастер классе, тема которого «Использование инновационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников».  

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Таким образом, проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения  эффективных технологий и методов работы с дошкольниками. Профессор Л.А. Венгер и сотрудники его лаборатории исследовали основные закономерности развития познавательных способностей дошкольника и выяснили, что познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте.

Формирование познавательных способностей включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта. Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В развивающем обучении, предметом которого является не способ действия, а принцип, этот метод не пригоден по той причине, что принцип, в отличие от способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение принципа возможно только в результате самостоятельного анализа действия, ситуации, условий и обобщения тех объективных связей, на которые опирается данный способ.

Задача педагога - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого в режим развития, пробудить в ребенке инстинкт познания, самосовершенствования.

Современная система образования должна быть построена на предоставлении детям возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на разные знания фактов, закономерностей, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Мы должны побуждать детей думать и поощрять их мышление, толь тогда у них будет желание познавать, узнавать, размышлять. Все это поспособствует формированию «способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО, раздел 1, ч. 1.6).

При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-деятельностный характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанника по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей.

Прежде чем приступить к мастер классу я хочу, чтобы каждый из вас вспомнил тот день, когда в первый раз выступал на сцене, либо выступал с публичным докладом. Я думаю этот день у каждого из вас остался в памяти на всю жизнь. Кто хочет поделиться с нами своими воспоминаниями?

Ответы педагогов

Какие чувства вы тогда испытали?

Ответы педагогов

Я тоже очень запомнила этот день. Находясь в летне-оздоровительном  лагере приблизительно 8 летней девочкой, я участвовала в постановке спектакля  «Лиса и заяц», исполняя роль лисы. В принципе в этом возрасте мне не составило бы труда запомнить текст, состоящий из пары фраз, но то волнение, которое я испытывала перед выступлением я хорошо помню. Бессонная ночь и повторение своих слов. В большинстве случаев человек испытывает стресс перед выступлением на публике, что бы этого избежать обучать детей актерскому мастерству нужно с раннего возраста.

Использование театральной деятельности в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и переживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности, развивают универсальную способность к творчеству в любой области.

Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработки речевых и поведенческих навыков; помочь детям адаптироваться к социальной жизни; привить такие качества, как уверенность в себе, доброжелательность; формировать человека думающего и чувствующего, любящего и активного.

Главная задача использования театрализации в детском саду - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями. Ее поможет воплотить в жизнь высказывание Л.С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Педагогический процесс, подчас, бывает, однообразен, скучен и неинтересен, поэтому желательно вносить что-то свое, придумывать свой собственный стиль общения с детьми. Для этого надо использовать театрализацию. Я это активно использую на своих занятиях.

Например, к моим малышам на занятие по рисованию приходила «Королева – кисточка», она показала приемы рисования, рассказывая удивительную сказку. Дети слушали и смотрели, открыв рот. А, вот Незнайка перепутала сказочных героев: лису с зайцем, медведя с петушком,  колобка с мышкой и др. персонажей, а дети помогли ему во всем разобраться. Такие занятия проходят намного интересней, дети становятся усидчивее и внимательнее.

В повседневной жизни детского сада, педагоги используют различные виды театров: пальчиковые, настольные, книжка-театр, театр масок и др.

Педагоги должны знать, что театр придумали древние греки. Они поняли, что подвиги богов будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать – разыгрывать. Позднее театром стали называть особый вид искусства, а также и здание, где демонстрируется это искусство.

Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Трудовая деятельность славянских племен, обряды, при помощи которых люди пытались воздействовать на окружающую их грозную и загадочную природу – вот его первоначальные проявления. В VIII – IX веках, в процессе развития общества, старые обряды постепенно превращались в игру-представление. Представления были тесно связаны с народным бытом, с гуляньями, они-то и явились переходом от обряда к народному театру.

В XVII веке в России появился еще один вид театра – кукольный. С его рождением родился и герой комедии, веселый и насмешливый Петрушка.

Очень важно не только пользоваться готовыми наборами кукол, но и изготавливать персонажей для театрализации самим: пальчиковый театр из бумаги, из ткани, вязаный, настольный театр, театр - фланелеграф, теневой и др.

И сегодня, я хочу рассказать и показать, как сделать не сложный и в то же время очень интересный теневой театр. 

Театр теней –это волшебство, которое может поселиться в вашем детском саду, и не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых.

Для изготовления персонажей я хочу пригласить своих коллег из зала. Мне нужно 4 человека. Спасибо.

Для изготовления теневого театра нам понадобится пустая картонная коробка, белая ткань, палочки, черный картон, скотч, ножницы, клей ПВА, фетр, бусинки, источник света и хорошее настроение.

Для изготовления ширмы, в картонной коробке вырезаем контур в виде экрана. Затем убираем все лишние части коробки. Полученную конструкцию обклеиваем фетром и украшаем всевозможными бусинками.

Мы будем изготавливать персонажей сказки «Лиса и заяц». У каждой участницы есть заранее подготовленные шаблоны на черном картоне, которые необходимо вырезать, затем нам необходимо шаблоны прикрепить к деревянным палочкам при помощи скотча. Вот и готовы наши персонажи. А теперь я хочу спросить, как вы думаете, какие знания и эмоции получат наши дети посмотрев эту сказку.

Ответы педагогов.

Ну, что бы это самим почувствовать, я вам предлагаю вместе со мной показать эту сказку, а зрители поделятся своими впечатлениями.

Показ сказки.

Спасибо за помощь, вы можете пройти на свои места.

В настоящее время, чтобы соответствовать всем требованиям современного мира нужно развиваться, само реализовываться в разных направлениях. В детских садах необходимо  обновлять предметно развивающую среду, поэтому я считаю не лишним иметь в театральном уголке свой теневой театр.

И закончить свое выступление я хочу строками восточной мудрости:

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий… кто понятлив:

Таланты можно воспитать,

Учитель, если сам талантлив.