СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Жорова Ольга Владимировна

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жорова Ольга Владимировна

музыкальный руководитель

МБДОУ ДС №19 «Аленушка» с. Шепси

МО Туапсинский район

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями».

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности. И в этом возрасте ребёнок начинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества…» (И. С. Кон), а значит, он вовлекается в процесс социализации.

Рассмотрим понятие «социализация».

  1. Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
  2. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
  3. Социализация с точки зрения педагогики – это организация особым образом образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно усваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности, осваивает свой путь вхождения в общество, или овладевает ключевыми компетентностями.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит..

Процесс социализации личности С. И. Гессен, отечественный педагог, рассматривает как три ступени:

  • Первая ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребёнка, в котором преобладает игровая деятельность;
  • Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований;
  • Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования.

Процесс социализации регулируется единством двух взаимопротиворечащих мотивов: «Быть со всеми» (социальная адаптация) и «Оставаться самим собой» (самоутверждение). Среди многих факторов и механизмов, влияющих на этот процесс, особое место занимает включение ребенка в различные виды социальных отношений в процессе развития основных видов детской деятельности.

Развитие творческих способностей современные ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира (природного и социального). Музыкальные занятия дают возможность социализации дошкольников и проявлению творчества во всех видах музыкальной деятельности:

  • музыкальные игры (дидактические, ритмические, игры-драматизации, пальчиковые песенки-игры, театрализованные игры)
  • музыкально-ритмические движения
  • детское музыкальное исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах);
  • импровизация
  • восприятие
  • музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты);
  • продуктивное и исполнительское творчество, в их первоначальных истоках.

Пение песен, слушание музыки, игры и пляски, ига в оркестре помогают донести содержание музыкальных произведений, зародить у детей любовь к искусству, культуре разных народов, дать первоначальные знания в области музыкального искусства. Каждая музыкальная игра, пляска, хоровод имеют четкую педагогическую направленность, являются средством, при помощи которого педагог учит детей воспринимать музыку и передавать ее содержание и особенности, развивает индивидуальные музыкально-творческие способности дошкольников. В процессе коллективных занятий с детьми, творческих заданий и импровизаций во всех видах музыкальной работы развиваются инициатива и самостоятельность, с одной стороны, и умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками, с другой стороны. Хороводы при самостоятельном исполнении их в группе, на прогулке, дома дают возможность детям проявлять свою активность в коллективе.

Во время музыкальной деятельности педагог ставит ребенка в такие условия, когда он должен проявить активность, находчивость, решительность, а музыка, сопровождающая занятия, повышает жизненный тонус детей, улучшает качество движений, способствует ритмичности и большей координации.

Результатом музыкальных занятий становятся развлечения:

  • тематические вечера
  • беседы-концерты
  • театральные постановки
  • спектакли
  • аттракционы
  • квесты
  • концерты
  • викторины

        Развлечения являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений. Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.

        Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Содержание носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства). В других отражаются темы, взятые из жизни (отношение к природе, любовь к родному краю, семейные традиции, история Отечества, традиции края, знакомство с различными сторонами общественной и социальной жизни и т. д.).

        Развлечения способны активно привлекать семью к музыкальному и нравственному воспитанию своих детей, создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями и устанавливать доверительные и партнерские отношения с ними.

        Итак, развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку и способствуют взаимодействию с семьями воспитанников.

Особое место в социализации дошкольников занимают мероприятия. Это праздничные утренники внутри организации:

  • Праздник Осени
  • Новый год
  • 23 февраля
  • Масленица
  • 8 марта
  • 9 мая
  • Выпускной
  • и другие

А также выступления воспитанников на мероприятиях муниципального, районного уровня.

У любого народа во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». В празднике человек особенно четко ощущает свою неотделимость от других, здесь устанавливаются, укрепляются контакты и проходит свободное общение.

Многие мероприятия ДОУ связаны с традициями, народной культурой. Социализирующее значение народной культуры заключается в следующем:

  • Во-первых, развитие культуры создает условия для совершенствования человеческой личности. Индивид может максимально проявить свою инициативу, творчество, самодеятельность, самостоятельность, т.е. набор качеств, необходимых для эффективной социализации.
  • Во-вторых, в процессе развития культуры личность выступает в качестве субъекта культурно-исторического процесса, т.е. не просто усваивает опыт предшествующих поколений, но воспроизводит его и привносит в этот опыт свою лепту, что также обеспечивает индивиду эффективную интеграцию в обществе.
  • В-третьих, чем большую роль играет личность в развитии культуры, чем более непосредственна ее деятельность в этом направлении, тем большее значение приобретает для нее культурное наследие, что позволяет говорить о формировании человека культуры и гражданина своей страны.

Итак, музыкально-творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата, и поэтому грамотная организация музыкальной деятельности в дошкольной организации дает возможность развивать личность самостоятельную, включает ребенка в различные виды социальных отношений. Она совмещает в себе сразу две линии социального развития детей: социальную адаптацию и самоутверждение, обретение собственной социальной позиции.

Музыка, гармонично соединяясь с игровыми правилами, дает ребенку безграничный простор для творческой фантазии и импровизации песенного, танцевального, инструментального и театрализованного характера, что способствует реализации одной из важнейших социальных потребностей детей – потребности в самовыражении.

Многовековой и драгоценный музыкально-игровой опыт, наряду с исследованиями многих психологов, искусствоведов, педагогов, дает нам возможность и сегодня воспитывать у ребенка с раннего детства ценностное отношение к окружающему миру, умение с ним взаимодействовать на основе приобретенных знаний, сформированных ценностных ориентаций и смыслов. Вместе с тем, он развивает в ребенке способность к наивысшим проявлениям своей внутренней свободы и самостоятельности.

Музыкальная деятельность, как наиболее сильная из всех видов детской деятельности средство воздействия на ребенка, объединяет пение, речь, жест, танец, игру на музыкальных инструментах и музыкальную театрализацию. Все эти компоненты становятся средством творческого самовыражения ребенка, средством его социализации.

Список литературы:

1. Краткий словарь философских терминов

2. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981

3. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.

4. Блинов Г.П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной регуляции поведения. – М., 1989.

5. Алиева Ш. Г. Социальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715. — URL https://moluch.ru/archive/61/9058/