О вежливости дошкольникам.
статья на тему

Инна Сергеевна Абалакина

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.» Жан-Жак Руссо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vezhlivosti_doshkolnikam.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

                        О вежливости дошкольникам.

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.» Жан-Жак Руссо

Прежде чем говорить про уроки вежливости для детей, о том, воспитан ли ваш малыш и умеет ли он здороваться, давайте для начала посмотрим на себя. Здороваемся ли мы со всеми знакомыми и незнакомыми нам людьми? С соседями, с жителями своего дома, в поликлинике, в магазине, на работе…

Первый шаг к тому, чтобы научить ребёнка здороваться — это показать свою вежливость на собственном примере. Бывает так, что вы идёте вместе с ребёнком, здороваетесь со знакомыми, а ребёнок опускает глаза и не хочет сказать «здравствуйте», например, соседям, как бы вы его не уговаривали. Насильно заставить малыша сделать что-либо невозможно, да и совсем не нужно.

Психологи и педагоги выделяют несколько причин, по которым дети иногда отказываются от слов приветствия и прощания.

  1. Ребёнку не хочется здороваться просто по той причине, что он не понимает, зачем это нужно делать. В этой ситуации от взрослых требуются понимание и терпение. Объясните ребенку доступно, приветливо, без назиданий и приказов, для чего люди здороваются.
  2. Если ребёнок услышал, как родители или родные (бабушка, тётя, дядя и так далее) негативно отозвались, например, о соседях или других людях, с которыми он часто видится, а утром родители приветливо здороваются с ними, улыбаются и заставляют поздороваться ребенка. Ребенок находится в недоумении. Он чувствует фальшь и не знает, как правильно поступать: то ли здороваться, то ли нет…
  3. Бывает так, что у ребёнка плохое настроение, он чем-то расстроен и не хочет здороваться именно тогда, когда родители ему говорят: «Ну, поздоровайся с тётей». Если малыш молчит и не хочет здороваться, значит, что-то случилось. Не заставляйте его. Ведь вы же знаете, что он вежливый ребёнок, он понимает, что нужно здороваться, вы же его учите этому на собственном примере. Через некоторое время, почувствовав себя лучше, он сам, без вашего напоминания, будет здороваться.
  4. Одной из причин может быть неблагоприятная обстановка в семье. Если мама не здоровается с бабушкой и дедушкой, папа никогда не говорит «Доброе утро», бабушка и дедушка не приветствуют друг друга, старшие братья и сёстры не говорят: «Всего доброго. До, свидания», — то в такой семейной атмосфере трудно быть вежливым. Если в семье вместо слов «доброе утро» принято говорить: «А ну-ка, встал и собрался побыстрее!», то где же учиться вежливости ребёнку? Где, если не в семье, ему учиться вежливым словам?

Малыши до 3-4 лет не осознают смысл многих слов — они к этому еще не готовы. «Прости», «привет», «спасибо» и другие формулы вежливости не имеют пока для них веса. Они просто знают, что взрослым нравится, когда они их говорят, а почему — еще не задумываются всерьез, даже если им это объяснили. Осознание, почему эти слова «волшебные», приходит к каждому ребенку тогда, когда он сам на себе испытал их силу. И в этом мы, взрослые, должны помочь детям! Примерно с 4 лет можно активно привлекать ребенка к различным домашним делам — это и займет малыша, и будет его развивать, и станет со временем помощью взрослым. Чаще просите ребенка что-то сделать, чем-то вам помочь, обязательно скажите ему «пожалуйста». Как правило, ребенок понимает, что «пожалуйста» — это хорошо, но настоящий отклик вызывает все же не это слово, а другое — «спасибо», которым вы его поблагодарите в конце. Обязательно поблагодарите кроху за помощь, пусть даже он больше испортил, чем помог! Первое «спасибо», которое малыш «заработал» самостоятельно, окажется для него уже не пустым звуком, а похвалой. Теперь ребенок иначе будет пользоваться этим словом, адресуя его окружающим — он теперь будет знать, что тому, кому говорят «спасибо», становится приятно. Теперь ребенок станет чуточку внимательнее к «волшебным» словам, а родители должны не упустить этого времени: читайте рассказы и стихотворения о вежливых поступках, о том, что хорошо и что плохо, о том, как принято вести себя в общественных местах. Это могут быть, например, стихотворения Вл. Орлова «Дятел», «Добрый день», С. Маршака «Урок вежливости», А. Барто «Спасибо», рассказы В. Осеевой и др. Обратите внимание на каждое произведение отдельно, поговорите о нем с ребенком, объясните смысл прочитанного — так малыш лучше поймет и запомнит правила хорошего поведения.

Ребенок и его способности постоянно развиваются. Рано или поздно родители обязательно столкнутся с так называемым «кризисом трех лет», когда ребенок становится резким, начинает грубить и вредничать. Как правило, причиной такого поведения является этап взросления, когда малыш пытается проверить границы дозволенного, пробует влиять на решения взрослых, стремится сам принимать все решения и сам делать все дела и задачи. При правильном понимании взрослыми причины дерзкого поведения ребенка и правильном реагировании, малыш легко и с пользой для себя переживает этот кризис. Если родители непостоянны в требованиях, колеблются, сомневаются или всегда идут на поводу у чада, кризис может затянуться, поскольку ребенок колеблется в выборе правильной модели поведения, то становясь чересчур стеснительным, то, наоборот, агрессивным и дерзким.

Взрослея, малыш все внимательнее относится к словам вежливости и к хорошим / плохим поступкам. Это особенно заметно в детском саду или любом другом детском коллективе, когда чей-то поступок вызывает радость или массу негодования. Дети бегут к воспитателю с жалобами на кого-то. Это не ябеды, так проявляется желание восстановления справедливости. Дети словно становятся судьями чужих поступков, потому что учатся оценивать их согласно нормам поведения. Другими словами, ребенок желает знать, правильно ли он заметил неправильный чужой поступок, хорошо ли он уяснил себе как нужно себя вести. При этом свои неправильные поступки ребенок может не замечать, потому что не умеет еще видеть себя «со стороны».

Примерно к шести годам жизни ребенок окончательно понимает, что хорошо, что плохо, у него закрепляются и автоматизируются нормы поведения. Теперь для него очень важно, как воспримут его поступки ровесники, он стремится произвести на них хорошее впечатление, хочет всем нравится и часто болезненно воспринимает критику в свой адрес.

В любом возрасте родители должны поддерживать ребенка, когда тот ведет себя хорошо. Важно его хвалить и показывать, что вы довольны его поведением. Нет ничего страшного в том, чтобы при необходимости напомнить ребенку о том или ином вежливом слове, которое он забыл. Скажите: «Поздоровайся с тетей!». Если ребенок растерялся, замкнулся, не сориентировался — не страшно, теперь можете подсказать, что именно ему нужно сказать. Улыбайтесь — пусть ребенок не считает свой поступок преступлением, пусть перестанет бояться и поймет, что в жизни и так бывает, но это нормально. Ведь иногда взрослые тоже теряются и не сразу могут подобрать нужные слова.

Не стоит подолгу читать лекции ребенку о правилах поведения — дети от 5 до 6 лет прекрасно понимают, что нужно делать, но не всегда еще умеют применить знания на практике; детям меньше 5 лет порой вообще трудно объяснить, почему так, а не иначе нужно вести себя в подобных ситуациях. Однако дети впитывают, как губки, ту атмосферу, в которой они растут. Если в семье родители трепетно и внимательно относятся друг к другу и к ребенку, то скорее всего малыш будет точно так же вести себя, потому что он не знает иного поведения. Можно много говорить о вежливости и правилах поведения, но, если в семье эти правила не выполняются, тщетно требовать этого от ребенка. Это не значит, что отношений в семье достаточно для того, чтобы вырос воспитанный человек. Вовсе нет. Человеческие взаимоотношения сложные, и ребенку нужно помочь взаимодействовать с другими людьми. Комментируйте ситуации, свидетелем которых стал ребенок на улице (почему этому мальчику не купили мороженное, хоть он так его просил, почему мама поругала девочку за то, что она перебивала ее разговор с другой тетей и т.п.).

Чтобы ребёнку было легче принимать «взрослые правила» вежливости, кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными!

Игра «Учим волшебные слова»

Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребёнком волшебные слова вежливости: добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных народностей приветствую друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность ребёнка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует привычку здороваться и прощаться.

Игра «Эхо»

Вы замечаете, что при моменте, когда взрослые ждут от ребёнка приветствия, он начинает прятаться за родителей, стесняться. В таком случае, нужна ваша помощь. Нужно помочь ребёнку преодолеть стеснительность. Перед тем, как войти, например, в класс, на занятие, в какое-то учреждение, договоритесь с ребёнком о том, что вы будете здороваться вместе. Обыграйте ситуацию, поиграйте в игру «Эхо». Мама говорит, ребёнок повторяет. Расскажите, что такое эхо. Часто бывает такое, когда ребёнок знает, что нужно поздороваться, но очень стесняется. Помогайте ему преодолевать робость, играя. Например, вы заходите в какое-то учреждение, сразу же включайтесь в игру. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а ребёнок повторяет. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.

Игра в «Игровые ситуации»

Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в кино». И в ходе игры здоровайтесь, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста.

Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»

К Соне гости прибежали,
(Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира,
(Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна,
(Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя
(Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана!
(Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок?
(Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик
(Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок?
(Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку
(Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку.
(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»

Развлечение для старших дошкольников "Уроки вежливости", цель котрого-доставить детям радость,создать бодрое настроение.Закрепить    правила культуры  поведения , вежливые формы об...

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ»

Для старших дошкольников, цель которого: доставить детям радость, создать бодрое настроение. Закрепить    правила культуры  поведения , вежливые формы общения.Учить правильному пов...

Воспитание вежливости у старших дошкольников

Воспитание вежливости у старших дошкольников...

Воспитание вежливости у старших дошкольников

Воспитание вежливости у старших дошкольников...

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)

Только сообща с родителями, мы сможем воспитать  в настоящем поколении  дошкольников гуманные  чувства, культуру поведения, любовь  к родным и близким, природе....