Самообразование воспитателя ДОУ
методическая разработка (младшая группа) на тему

Шайдуллина Ландыш Рафитовна

 Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samobrazovanie_vospitatelya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста»

Актуальность

 Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?

Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием  двигательных  импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце.

Проблема

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки ре Гипотеза.

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему “Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста”.

Цель

  • Развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр.

Задачи.

  1. Разработать план работы по теме "Наши пальчики играют".
  2. Приобрести атрибуты к пальчиковым играм.
  3. Оформить информационные листы для родителей.
  4. Развить коммуникативные отношения.
  5. Развивать координацию движений
  6. Развивать речь детей 3-5лет.
  7. Расширить словарный запас детей.

Партнеры:

  • дети;
  • педагоги,
  • родители,
  • методический кабинет,
  • средства массовой информации,
  • старшая медицинская сестра ДОУ,

Средства достижения поставленных задач:

  • Применение пальчиковых игр во время досуга детей;
  • Игры на занятиях;
  • Игры на прогулках;
  • Изобразительное творчество;
  • Фольклорные праздники;
  • Информационные листы для родителей;
  • Разучивание потешек;
  • Использование атрибутов к пальчиковым играм.

График ознакомления дошкольников с пальчиковыми играми

Месяц

Неделя

Название игры

Сентябрь

1-ая

2-ая

3 - 4

Разучивание  игры "Дом».

Закрепление игры   «Дом»

Разучивание игры « Моя семья»

Закрепление игры « Моя семья»

Октябрь

1 – 2

3 - 4

Разучивание игры «Ладошки»

Закрепление игры « Ладошки»

Разучивание игры « Моя ладошка»

Закрепление игры « Моя  ладошка»

Ноябрь

1 - 2

3 – 4

Разучивание игры «Пальчики»

Закрепление игры « Пальчики»

 Разучивание игры  «Маленькая мышка»

Закрепление игры « Маленькая мышка

Декабрь

1 - 2

3 - 4

Разучивание игры « Капустка»

Закрепление игры «Капустка»

Разучивание игры  « Еж»

Закрепление игры  « Еж»

Январь

1 - 2

3 - 4

Разучивание игры «Поросята»

Закрепление игры «Поросята»

Разучивание игры « Приходите мыши»

Закрепление игры «Приходите мыши»

Февраль

1 - 2

3 - 4

Разучивание игры « Комар»

Закрепление игры «Комар»

Разучивание игры « Червячки»

Закрепление игры « Червячки»

Март

1 - 2

3 - 4  

Разучивание игры «Черепаха»

Закрепление игры «Черепаха»

 Разучивание игры « К Кате гости прибежали»

Закрепление игры « К Кате гости прибежали»

Апрель

1 - 2

3 - 4

 Разучивание игры «Перчатки»

Закрепление игры «Перчатки»

Разучивание игры «Котята»

Закрепление игры «Котята»

Май

1

2

3

4

«В комнате»

«Радуга»

 «Дом»

«Дружные пальчики»

Ожидаемые результаты

Образовательные:

  • Развитие речи и пополнение словарного запаса детей раннего возраста.
  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.
  • Активизация познавательных процессов ребенка.

Воспитательные:

  • Прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору.
  • Выпуск информации о значении пальчиковых игр в развитии ребенка.
  • Развитие коммуникативных отношений.
  • Укрепление психического и физического здоровья детей 3-5лет.
  • Накопление материала и опыта по пальчиковым играм.

Показатели результативности

  • Использование пальчиковых игр в повседневной жизни детей.

        

Приложение

Содержание  пальчиковых  игр.

Название  игры

Содержание игры

«Дом»

Стук -стук- постук,
раздается где то стук.
Молоточки стучас, сторят домик для зайчат-
вот с такою крышей, ( ладошки над головой)
вот с такими стенами, ( ладошки около щечек)
вот с такими окнами, ( ладошки перед лицом)
вот с такою дверью, ( одна ладошка перед лицом)
и вот с таким замком! ( сцепили ручки)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли!

«Моя семья «

Этот пальчик – бабушка (Разжимаем поочередно пальцы из кулачка,
Этот пальчик – дедушка начиная с большого)
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (Вращаем разжатой ладошкой)

« Ладошки»

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

« Моя ладошка»

(1) Моя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Моя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Моя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Моя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Моя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке
2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 - осторожно переступать пальцами обеих рук

« Пальчики»


(1) Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей,
Этот пальчик - всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
(2) Вместе – это пять друзей
(3) Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей и т. д.
(4) Каждый пальчик мы возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём.
Этот - всех красивей, и т. д.
(5) Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
Этот - всех красивей, и т. д.

1 – растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику
2 – погладить сразу все пальчики
3 - взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать
4 - сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке
5 – нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца

« Маленькая мышка»

Маленькая мышка
По городу бежит, Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.
Глядит ко всем в окошки, Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него или в два окошка
И пальчиком грозит: Грозим пальчиком
"А кто не лёг в кроватку? Руки прижать ладонями друг к другу и положить под щеку
А кто не хочет спать? Переворачиваем руки на другой "бок", под другую щечку
Такого непослушного
Я буду щекотать!" Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку

« Капустка»


(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву
2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней
3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением
4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев                                          

« Ёж»                      

- Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики)
на пригорке (показать руками жест – горку)
- Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки)
устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки)
- А под листьями шуршат
пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)

«Поросята»

Этот толстый поросёнок (Мизинцы)

целый день хвостом вилял,

Этот толстый поросёнок (Безымянные)

спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (”Фонарики”)

поросяток я люблю

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки)

поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок (Средние пальцы)

носом землю ковырял,

Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы)

что-то сам нарисовал.

Ля-ля-ля-ля …

Этот толстый поросёнок (Большие пальцы)

- лежебока и нахал,

Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой палец

и всех братьев растолкал. (зажимается внутрь.)

« Приходите , мыши»


(1) Приходите, мыши, и не бойтесь кошки,
Вот для вас площадка на моей ладошке.
(2) Вот вам карусели – можно покружиться,
Вы держитесь крепче, чтобы не свалиться.

(3) Вот висят качели, можно покачаться,
Вы не упадёте, нечего бояться.
(4) А ещё есть горка, для мышей бесплатно,
Покатайтесь мышки, это так приятно!

(5) Есть для вас песочек, можно покопаться,
Можно на песочке мышкам поваляться.
(6) А домой пойдёте, я вам на прощанье
Помашу рукою: мышки, до свиданья!

1 - махать ручкой
2 - «рисовать» указательным пальцем кружочек на ладошке
3 - сгибать к ладошке и разгибать пальчики
4 - гладить ручку малыша от ладони к сгибу локтя
5 - пощекотать ладошку
6 - махать ручкой

« Комар»

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

«Червячки»

« Черепаха»

Раз, два, три, четыре, пять, 
Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает, (пальчики "бегут" по столу) 
Каркает:"Вот и обед"
(указательный и большой пальчики "каркают".) 
Глядь (разводим ручками), 
а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

« К Кате гости прибежали»

К Кате гости прибежали, 
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, 
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад, Серёжа,(большой и безымянный)
Рад,  Снежана, (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик?  (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок? (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

« Перчатка»


Весёлая мышка
Перчатку нашла, 
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. 
Гнездо в ней устроив, 
Складываем ладоши "ковшом" 
Мышат позвала. 
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест) 
Им корочку хлеба
Дала покусать, 
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков. 
Погладила (отшлёпала) всех 
Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). 
и отправила спать. 
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

« Котята»


Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. 
У кошечки нашей есть десять котят, 
Покачиваем руками, не разъединяя их. 
Сейчас все котята по парам стоят: 
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых
И самых красивых. 
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). 

« В комнате»

Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,
Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев.
Мышка подбирает крошки под столом.
Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.
Кошка коготками лавочку скребёт,
Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.
Курочка рябая пол крылом метёт.
Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.
Катя варит кашу для зверят своих
Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.
Кашки наварила, с ложки кормит их
"Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят). 

« Радуга»

Гляньте: радуга над нами, 
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями, 
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.

« Дом»

Я хочу построить дом,
Руки над головой "домиком".
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. 
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было, 
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл,
"Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. 

« Дружные пальчики»

Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...

Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ

Консультации для педагогов (воспитателей)Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированн...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....