Предметно - развивающая среда. Современные подходы с учетом ФГОС
материал по теме

ГБОУ СОШ 2092 , дошкольное подразделение «Надежда».

Круглый стол «Обновление образовательного процесса с учетом ФГОС».

Выступление по теме: «Предметно-развивающая среда. Современные подходы в соответствии с ФГОС».

Воспитатель: Сутягина Наталья Анатольевна

      Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

     Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

     Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей природы. Она формируется с учетом определенных принципов , разработанных в работах ведущих педагогов, и требований, сформулированных во ФГОС (слайд). Важно помнить, что в дошкольном возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития всех анализаторов.

     Создавая предметно-развивающую среду в своей возрастной группе, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. Обязательна опора на возраст детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную  и  иную активность детей.

      Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

Функции предметно-развивающей среды в дошкольной группе (слайд)

     Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность. Как мы это решаем? У нас оборудованы исследовательские уголки, с помощью которых удовлетворяется потребность детей в опытно-экспериментальной деятельности.  Ребенку всегда интересны опыты и эксперименты, в процессе которых он открывает для себя мир. Предусмотрена сменяемость материала по сезонам, тематическим неделям, памятным «красным» датам, интереса и потребности детей (слайд).

      Социально-коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия. Позволяет ребенку получить разнообразный социальный опыт, помогает социализации дошкольников. Мы знаем, что ведущая деятельность дошкольников – игра, особенно сюжетно-ролевая. Трудно оформить большое количество сюжетных уголков, это и невозможно. Решаю эту проблему разными путями. Есть и специально созданные игровые модели (ателье,  почта, школа…). Широко использую конструктор, мягкие модули, с помощью которых дети создают игровую обстановку (корабль, ТВ, мебельный магазин…), ящики с игровыми атрибутами, и дети сами комбинируют игровую ситуацию, создают свою игру.  Для развития воображения и компенсации недостающего игрового оборудования – предметы-заместители (слайд).

      Оздоровительная – сохраняет и укрепляет физическое и психическое здоровье, приобщает к здоровому образу жизни, способствует накоплению двигательного опыта и развитию основных движений. Первой задачей, прописанной в Стандартах, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Давно уже частью группы стали уголки уединения, получившие признание у детей и педагогов. В нашем учреждении мы организовали психологические уголки.  Цель которых - создание условий для сохранения психологического здоровья детей, а одна из задач – обеспечение полноценного психофизического развития ребенка – дошкольника. Здесь и мешочки для крика, и карточки и подушки с разными эмоциональными состояниями, коврики и перчатки примирения (слайд).

Творческая - стимулирует детей к продуктивной деятельности, способствует  саморазвитию и самореализации в театрализованных  играх. Мотивирует детей на использование известного оборудования в нестандартной ситуации.

Культурная – приобщение к мировой культуре и общечеловеческим ценностям. В учреждении во всех группах созданы мини – музей. Открытость среды в том, что дети приглашают к себе сверстников, проводя экскурсии для них, сами ходят в другие группы. Участвуют в смене экспозиций.  Мини – музеи – интерактивная система (слайд). Учет национальных особенностей – мини – музеи «Валенки», выставка «Подкова на счастье», народные промыслы. Уголки Москвы и патриотические уголки (слайд).

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, принимать и оценивать их чувства и поступки. А именно это лежит в основе развивающего обучения.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям, это не обилие игрушек,  это создание таких условий, в которых ребенок может найти себя в разных видах деятельности.

Трансформируемость - изменение предметно-пространственной среды от образовательной ситуации.

Полифункциональность - использование мягких модулей, предметы – заместители, незакрепленная мебель.

Вариативность - сменяемость игрового материала.

Доступность и безопасность.

 

  

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbou_sosh_2092.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ 2092 , дошкольное подразделение «Надежда».

Круглый стол «Обновление образовательного процесса с учетом ФГОС».

Выступление по теме: «Предметно-развивающая среда. Современные подходы в соответствии с ФГОС».

Воспитатель: Сутягина Наталья Анатольевна

      Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

     Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

     Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей природы. Она формируется с учетом определенных принципов , разработанных в работах ведущих педагогов, и требований, сформулированных во ФГОС (слайд). Важно помнить, что в дошкольном возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития всех анализаторов.

     Создавая предметно-развивающую среду в своей возрастной группе, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. Обязательна опора на возраст детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную  и  иную активность детей.

      Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

Функции предметно-развивающей среды в дошкольной группе (слайд)

     Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность. Как мы это решаем? У нас оборудованы исследовательские уголки, с помощью которых удовлетворяется потребность детей в опытно-экспериментальной деятельности.  Ребенку всегда интересны опыты и эксперименты, в процессе которых он открывает для себя мир. Предусмотрена сменяемость материала по сезонам, тематическим неделям, памятным «красным» датам, интереса и потребности детей (слайд).

      Социально-коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия. Позволяет ребенку получить разнообразный социальный опыт, помогает социализации дошкольников. Мы знаем, что ведущая деятельность дошкольников – игра, особенно сюжетно-ролевая. Трудно оформить большое количество сюжетных уголков, это и невозможно. Решаю эту проблему разными путями. Есть и специально созданные игровые модели (ателье,  почта, школа…). Широко использую конструктор, мягкие модули, с помощью которых дети создают игровую обстановку (корабль, ТВ, мебельный магазин…), ящики с игровыми атрибутами, и дети сами комбинируют игровую ситуацию, создают свою игру.  Для развития воображения и компенсации недостающего игрового оборудования – предметы-заместители (слайд).

      Оздоровительная – сохраняет и укрепляет физическое и психическое здоровье, приобщает к здоровому образу жизни, способствует накоплению двигательного опыта и развитию основных движений. Первой задачей, прописанной в Стандартах, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Давно уже частью группы стали уголки уединения, получившие признание у детей и педагогов. В нашем учреждении мы организовали психологические уголки.  Цель которых - создание условий для сохранения психологического здоровья детей, а одна из задач – обеспечение полноценного психофизического развития ребенка – дошкольника. Здесь и мешочки для крика, и карточки и подушки с разными эмоциональными состояниями, коврики и перчатки примирения (слайд).

Творческая - стимулирует детей к продуктивной деятельности, способствует  саморазвитию и самореализации в театрализованных  играх. Мотивирует детей на использование известного оборудования в нестандартной ситуации.

Культурная – приобщение к мировой культуре и общечеловеческим ценностям. В учреждении во всех группах созданы мини – музей. Открытость среды в том, что дети приглашают к себе сверстников, проводя экскурсии для них, сами ходят в другие группы. Участвуют в смене экспозиций.  Мини – музеи – интерактивная система (слайд). Учет национальных особенностей – мини – музеи «Валенки», выставка «Подкова на счастье», народные промыслы. Уголки Москвы и патриотические уголки (слайд).

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, принимать и оценивать их чувства и поступки. А именно это лежит в основе развивающего обучения.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям, это не обилие игрушек,  это создание таких условий, в которых ребенок может найти себя в разных видах деятельности.

Трансформируемость - изменение предметно-пространственной среды от образовательной ситуации.

Полифункциональность - использование мягких модулей, предметы – заместители, незакрепленная мебель.

Вариативность - сменяемость игрового материала.

Доступность и безопасность.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ в ДОУ с учетом ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО...

Презентация ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС В ДОУ

Образовательная среда- часть совокупность условий целенаправленно создаваемых в целях обеспечения  полноценного образования и развития детей. ...

Организация предметно-развивающей среды в группах с учетом ФГОС, условий для театрализованной деятельности.

Во второй  группе раннего  возраста, с учетом  возрастных особенностей детей, предметно-развивающая среда должна быть, безусловно, особенно насыщенной, разнообразной, многофункционально...