Тренинг с педагогами по теме: « Эмоциональное выгорание педагогов»
материал на тему

Мамбетова Эльмира Айбулатовна

Эмоциональное выгорание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эмоциональное выгорание32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг с педагогами по теме:

« Эмоциональное выгорание педагогов»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагога

Задачи:

​ Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками

​ Проанализировать проявления признаков выгорания, выделение источников  неудовлетворения профессиональной деятельностью.

​ Проанализировать собственные источники негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.

      ​  Создать участникам условия для полноценного общения.

 ​  Снятие напряжения и получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование:

Бумага, ручки

Правила работы группы:

  - искренность в общении означает открытое вы​ражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе, никто не обижается на высказывания других членов группы;

-​ определение сильных сторон личности: во вре​мя занятий каждый участник тренинга стремится подчеркнуть положительные качества другого участ​ника, с которым вместе работает;

-​ активное участие в работе группы: стремление общаться со всеми членами группы, независимо от симпатий, не замыкаться в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное;

-​ уважение к говорящему: когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слу​шаем, даем возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем до тех пор, пока он не закончит гово​рить, и лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

    - относиться друг к другу открыто и доброжела​тельно.

Здравствуйте, уважаемые педагоги!

У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.

Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами.

​ снижение восприимчивости отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность.

​ бессонница;

​ постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

​ пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности

​ повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

​ переживание негативных эмоций, для которых нет причин

​ чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

​ чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

​ общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

​ Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

​ постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;

​ чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;

​ эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям;

Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.

Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание.

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.

Почему же это происходит?

Происходит накапливание отрицательных эмоций. (это не значит, что работа наша такая ужасная и иметь с ней дело невозможно. Это не так. Но небольшие огорчения, волнения, переживания - есть всегда). Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье.  Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.

Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг.

Первая стадия эмоционального  выгорания:

Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств, свежести   переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но …. как-то скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; все чаще хочется сказать «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Вторая стадия:

Возникают недоразумения с детьми, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них. Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем, вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий для организма уровень.

Третья стадия:

 Притупляется представление о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Вполне естественно встает вопрос: что делать?

Исследования показывают что эффективным средством профилактики  симптома профессионального выгорания являются способы саморегуляции и самовосстановления. Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя.

Сегодня я бы хотела познакомить вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности.

1.Упражнение «Моечная машина»

Упражнения на сплочение группы, формирование доверия.

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

2. «Мусорное ведерко»

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства:

 «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. 

3. Упражнение

  «Удовольствия»
Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается пронумеровать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

4.Упражнение «Мои лучшие качества»

Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества»

Форма работы: индивидуальная, в кругу.

Подготовка. Раздаются готовые бланки «Мои лучшие качества»

Мои лучшие качества

Мои способности и таланты

Мои достижения

 

 

 

 

 

 

 

У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получа​ется. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Я предлагаю составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.

Задание. Заполнить таблицу самостоятельно следующим образом: 

«Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда запишите спо​собности и таланты в любой сфере, которыми вы мо​жете гордиться.

«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достиже​ния в любой области.

Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)

5.Упражнение

«Мои достоинства»

Цель: Повышение самооценки

« Сейчас на альбомном листе мы каждый рисует солнышко. В центре солнышка пишем свое имя, а лучиков у солнышка должно совпадать с количеством человек. Теперь пускаем свои солнышки по кругу, а мы друзья пишем положительный качества, достоинства, пожелания этого человека….Листочек должен придти к вам. Посмотрите что вам написали. Теперь этот листочек надо повесить на видное место и когда вам будет плохо вы посмотрите и настроение у вас поднимется.»

6. Упражнение «Облако»

А сейчас я  хочу предложить Вам еще один путь к здоровью - это релаксация. Все мы знаем, что релаксация – это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы) Сама по себе релаксация  имеет широкий спектр показаний  и при правильном применении способна    оказать мощный исцеляющий эффект.

Представьте себе, теплый, летний вечер. И  вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака. Они такие воздушные, белые, разной формы. То в виде круга или сердца, то как будто белогривая лошадка или же собачка. Вокруг все тихо и спокойно. Вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете подниматься все выше и выше к облаку, самому пушистому и красивому. Ваше тело становится легким, как облачко. Вы поднимаетесь и ложитесь на облачко. Оно такое пушистое и мягкое. Оно вас гладит и нежно обнимает. Вам хорошо и приятно. Вы полностью расслаблены и спокойны. И вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку и откройте глаза.

7. Заключительная часть. Восточная притча «Всё в твоих руках»

Давным - давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов влюбое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:-Всё в твоих руках.

Каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мысли и чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее. Все в ваших руках

Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

                             Всем спасибо за внимание и участие.

В конце тренинга можно провести рефлексию. По очереди каждый высказывается, что понравилось, что было сложным, что нового узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...

тренинг "Все цвета радуги" профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ

арт-терапевтический тренинг направленный на снятие хронической усталости и эмоциональной опустошенности, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отн...

Тренинг для воспитателей ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: знакомство членов группы; осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.Оборудование: карточки &laqu...

Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов...

Тренинг для воспитателей ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

Осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их....

Тренинг с педагогами МАДОУ « Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

Цель: в ходе тренинга ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоров...