Тренинг с педагогами МАДОУ « Профилактика эмоционального выгорания педагогов».
консультация

Сероус Юлия Юрьевна

Цель: в ходе тренинга ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога; повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; создать условия для психологической разгрузки педагогов; развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_2.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 57

детский сад «Бусинка»

с. Дальнее

Россия, 693904, Сахалинская область, городской округ «Город Южно- Сахалинск»,

с. Дальнее, ул. Нежинская, 2 тел./факс 51-55-61

Тренинг для  педагогов МАДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

                                                                                                       Подготовила:

педагог-психолог

Каймасова Ю.Ю.

2019г.

Тренинг с педагогами МАДОУ

« Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

Организационная информация.

Количество участников: 22 человека, в просторном помещение.

Продолжительность: 1 занятие

Продолжительность  занятия: 1.5-2 часа

Время проведения: ноябрь.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Цель: в ходе тренинга ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога; повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; создать условия для психологической разгрузки педагогов; развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

Задачи:

1.Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.

2.Снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей.

3.Нахождение внутренних ресурсов, творческое самораскрытие.

4. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Ход проведения тренинга

Слово психолога

Цель: ознакомление участников с содержанием предстоящего  занятия.

Информация для участников:

Что же такое эмоциональное выгорание?

Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоциональноэнергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Эмоциональное выгорание – это защитный механизм, защита от тяжелой реальности.

В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники, специалисты социальной сферы и руководители разных уровней. Обобщение результатов исследования деятельности вышеуказанных специалистов позволило выделить три основных стадии синдрома.

Причины эмоционального выгорания:
•    Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций
•    Отсутствие близких, доверительных отношений и поддержки
•    Загруженность рабочего дня
•    Пессимистический взгляд на себя и окружающий мир
•    Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки
•    Недостаточно времени для отдыха и общения
•    Принятие на себя слишком большого количества обязанностей, и недостаток помощи от других.
•    Недостаток сна

Стадии профессионального выгорания:

Первая стадия: на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких- либо двигательных действий ( например: внесена нужная запись или нет в документацию) Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называется это в шутку девичьей памятью или склерозом. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая фаза может формироваться в течение трех-пяти лет.

Вторая стадия: На ней наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении( в том числе дома и с друзьями)не хочется видеть тех с кем педагог общается по ряду деятельности( воспитанники их родители), в четверг ощущение что уже пятница, неделя длится нескончаемо, настроение апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов( нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, мертвый сон без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний). Повышенная раздражительность, человек заводится с полу оборота, хотя раньше подобного за собой не замечал. Период формирования данной стадии- в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия: Собственное личностное выгорание, полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных обстоятельствах, а в условиях глобального экономического кризиса усиливается реакция.

Стадии профессионального выгорания:
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки. Как следствие, люди чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРОЙ – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальные отношения  с окружающими.
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы  профессионального выгорания:

•    чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
•    ощущение эмоционального и физического истощения;
•    частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
•    полная или частичная бессонница;
•    постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
•    безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
•    повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
•    частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
•    постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
•    чувство  гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
•    общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
•     ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
•    сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
•    чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
•    невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
•    дистанцированность от коллег

Тест на дистресс:

Отмечайте  галочкой симптомы будут у вас встречаться.

Симптомы дистресса:

* рассеянность;

* ухудшение памяти;

* повышенная возбудимость;

* постоянная усталость;

* потеря чувства юмора;

* резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;

* пристрастие к алкогольным напиткам;

* отсутствие сна и аппетита (или, наоборот, неумеренный аппетит);

* иногда боли в голове, спине, в области желудка;

* полное отсутствие источников радости.

Если у вас присутствуют 5 или более из этих признаков, то нужно срочно вытаскивать себя из болота.

I часть. Вводная

1. Упражнение “Снежный ком”.

Цель: Снизить эмоциональное напряжение.

Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть имя.

Инструкция: Устройтесь поудобнее, по очереди будем называть не свое имя а прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Я спокойная.

2. Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…”

Цель: Установить контакт и создать положительную мотивацию к тренингу.

Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.

Примерный перечень:

- Часто чувствует усталость.

- У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.

3.Правила работы в группе.

  • Доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);
  • Общение по принципу «здесь и сейчас» (обсуждение только того над чем ведется работа);
  • Обращение на ты;
  • Активность (даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его выполнить);
  • Искренность в общение;
  • Недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек: « Он не прав», «Он мне не нравится»)
  • Уважение к говорящему  ( У каждого должна быть возможность высказаться)

II. Основная часть

Цель:

Сегодня мы будем искать ресурсы  борьбы со стрессом и эмоциональным выгоранием.

1.Упражнение “Ведро мусора”

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные  чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и

2.Упражнение

Рисунок «Образ выгоревшего педагога. Негатив в позитиве»

Цель: пробуждение творческого потенциала участников. Стимулирование к тому, что бы выйти из своих привычных ролей, посмотреть на ситуацию воспитания в детском саду с разных позиций, на себя со стороны.

Материал: Ватманы на группы, фломастеры. Карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы с вами разделимся на мини группы и разойтись как можно дальше что бы другие участники не слышали ваших творческих замыслов.. Деление на группы происходит следующим образом вытаскиваем билетики с названием группы (Педагоги, воспитатели, творческая группа).

У каждой группы будет лист ватмана, на которой нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с некой характерной внешностью, предмет, символизирующий эмоциональное выгорание, все что угодно, но нельзя это описывать словами. Придумайте образ и его название, запишите его на оборотной стороне ватмана. Вам дается на это 10 мин.

Теперь по очереди покажите свои рисунки, авторы молчат и слушают, а другие группы обсуждают. Вопрос: Что вы видите на рисунке, какие символы используются чтобы выразить эмоциональное страдание?

А теперь авторы назовите свой рисунок и скажите, каков был ваш изначальный замысел, кого вы рисовали, что хотели сказать рисунком.

Теперь передайте соседней группе по часовой стрелке свой рисунок. Ваша задача – так изменить полученные вами соседский рисунок, чтобы вместо выгорания там было изображено что- то позитивное, можно дописывать фразы. Придумать новое название. Давайте обсудим , как изменился рисунок. Авторы молчат. Какой была идея автора.

Вот видите все можно изменить, даже самую тяжелую ситуацию.

3. Упражнение «Моечная машина»

Цель: снятия напряжения.

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

4.Упражнение

«Дерево помощи»

Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, анализ вариантов поведения при выходе из состояния стресса: обмен мнениями, приобщение к чужому опыту борьбы со стрессом.

Материал: Большой ватман с нарисованным деревом с пятью ветками- «Семья», «Воспитанники», «Коллеги», «Рабочее место», «Деятельность/Творчество», листочки – карточки желательно разных цветов, маркеры, клеевой карандаш.

«Мы уже много говорили о том, что приводит к стрессу, как можно с ним бороться. Сейчас перейдем к конкретике, касающийся ваших собственных, проверенных опытом способов борьбы со стрессом.

Мы все получаем стресс во всех сферах жизни каждый день, но продолжаем жить. На доске вы видите пять таких сфер. На ваших листочках напишите, что же вам помогает бороться со стрессом, спасать себя от выгорания? Что конкретно вам всякий раз помогает, словно протягивает руку? Что вы делаете в этой сфере чтобы снять стресс?

Кто готов, теперь давайте их наклеим, как листья, на свою ветку.

Спасибо! А теперь посмотрите, на какой из веток оказалось всего листьев? Как вы думаете что это значит? Подойдите к дереву почитайте, что написано на его листьях. Что вас удивило? Есть ли такой способ выхода из стресса, который вас особенно поразил?

Это дерево теперь останется у меня в кабинете. Вы можете в любой момент подходить к нему и искать для себя новые способы борьбы с эмоциональным выгоранием.

5. Упражнение «Скажи три слова о своей работе не задумываясь»

Цель: увидеть ценности своей работы для себя.

6. Упражнение

«Пять поступков которыми я горжусь в своей жизни»

Цель: Повышение самооценки

Во  многих  из  нас  воспитали  убеждение  в  том,  что  хвалить  себя  мысленно  или  вслух«нескромно».  Иногда  нам  намного  проще  находить  у  себя  недостатки,  чем  достоинства. Собственно говоря,  самокритичность полезна, но она рискует превратиться в привычку, атакая  привычка  крайне  вредна.  Если  человек  постоянно  себя  принижает,  сможет  ли  он чувствовать себя уверенно в общении с людьми? Предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

«Напишите пять поступков в своей жизни которыми вы гордитесь, написали, а выбрать один самый главный для вас и сказать его в микрофон.

_ Я не хочу хвастаться, но я горжусь…..!

Легко  ли  вы  справились  с  этим  заданием?»

7.Упражнение

«Ласковый дождь»

Цель: релаксация

«Предлагаю вам встать в круг и повернутся на право.( Звучит релаксирующая музыка «Шум дождя»). Положите руки на плечи друг другу. Закройте глаза. В сказочной стране пошел дождь. Он дает силу и смывает усталость. Изобразите дождь на спине соседа… Пошел сильный дождь с крупными каплями…Капли падают и скатываются по спине… Дождь становится мельче,….Медленнее…   Отпустите соседа…...Подставьте руки дождю… лицо… почувствуйте как приятные, свежие капли скатываются по нему. Вдохните глубоко,  но  не напрягаясь, ощутите природу после дождя: Вдох-выдох- 3 раза. Спасибо»

III Заключительная часть

1.Рекомендации

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.

Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

 — громко запеть;

 — резко встать и пройтись;

 — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

 — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Памятка: "ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ"

НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

 НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Таблица "Помоги себе сам"

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):

 

Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

Естественные способы регуляции организма

длительный сон,
вкусная еда,
общение с природой и животными,
движение,
танцы,
музыка.
баня, сауна, массаж;
горячая ванна с пеной;
SPA-процедуры.

2.Упражнение

«Мои достоинства»

Цель: Поднятие самооценки

« Сейчас на альбомном листе мы каждый рисует солнышко. В центре солнышка пишем свое имя, а лучиков у солнышка должно совпадать с количеством человек. Теперь пускаем свои солнышки по кругу, а мы друзья пишем положительный качества, достоинства, пожелания этого человека…. Листочек должен придти к вам. Посмотрите, что вам написали. Теперь этот листочек надо повесить на видное место, когда вам будет плохо вы посмотрите, и настроение у вас поднимется.»

3.Заключительная часть

Поделитесь с группой своими впечатлениями, ощущениями. Что вам понравилось что вы нового узнали о себе. Высказывается каждый по кругу.

Вопросы для беседы:

  • Как вы можете на сегодняшний день оценить свои впечатления от занятий?
  • Как изменилось у вас ваше эмоциональное состояние?
  • Что вы унесете с собой после этих занятий как собственный опыт?
  • Что хотите пожелать или сказать участникам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...

тренинг "Все цвета радуги" профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ

арт-терапевтический тренинг направленный на снятие хронической усталости и эмоциональной опустошенности, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отн...

Тренинг для воспитателей ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: знакомство членов группы; осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.Оборудование: карточки &laqu...

Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов...

Тренинг для воспитателей ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

Осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их....

Тренинг для воспитателей ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Тренинг для воспитателей ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»...