Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
методическая разработка на тему

Кузьмина Надежда Игоревна

Цель тренинга:

- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его

характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение

источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

- Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление

ресурсов.

- Снятие напряжения, получение психологической поддержки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_23.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов ДОУ

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:

- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его

характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение

источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

- Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление

ресурсов.

- Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с

изображением лестницы, памятки, карандаши, цветная бумага, клей,

ножницы.

Ход тренинга:

 Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания

педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких.

Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и

психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов

стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила:

выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в

образовательном процессе. Преобразования в системе образования также

поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе,

новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-

психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода

перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть

покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх

перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному

истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального

выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной

тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой.

Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу,

профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В

результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как

негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера

говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы,

авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»:

он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это

закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и

невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания,

пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Правила тренинга

1. Без опозданий

2. Искренность

3. Конфиденциальность. Принцип «здесь и сейчас»

 Практическая часть

Упражнение «Динамическая диагностика эмоционального

состояния»

Все участники тренинга встают в круг. Педагогам предлагается поделиться

своим эмоциональным состоянием. Тренер берёт мяч и говорит своё

эмоциональное состояние в данный момент. Далее мяч передаётся по кругу,

возвращаясь к тренеру.

Данное упражнение сплачивает коллектив и показывает готовность

педагогов к работе.

Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

Упражнение «Порядковый счет»

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.

Упражнение «Путанка»

Ведущий ставит рядом 2-3 стула и предлагает участникам всем сесть на них по его команде. Когда все сели (можно садится на колени друг другу) предлагается поднять вверх левую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Теперь нужно поднять вверх правую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Когда все руки, осторожно, не расцепляя, но и не выворачивая рук, встать со стульев, отойти немного в сторону и распутаться. В результате получится один или два круга, либо цепочка.

  • Упражнение «Баланс реальный и желательный» 

    Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

    В другом круге - их идеальное соотношение.

    Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

    Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

    От кого или от чего это зависит?

Упражнение «Лестница»

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном

промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем

участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением

лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое

местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения

упражнения ведущий задает участникам вопросы:

- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

- Что мешает Вам находиться наверху?

- Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

 Упражнение » Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения

социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой

активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по

порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

- дети

- работа

- муж (жена)

- Я

- друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения

перечня:

1. Я

2. Муж (жена)

3. Дети

4. Работа

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными

результатами.

Упражнение “ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ”

Данное упражнение призвано помочь избавиться от привычных стрессовых реакций, научить спокойнее воспринимать ситуации, которые обычно вызывают стресс.

1. Попытайтесь составить список типичных факторов стресса: работа, личная жизнь, смена привычного режима, мысли о приближающейся старости. Расположите их в порядке убывания.

2. Сосредоточьтесь на самом сильном факторе. Вспомните, как Вы обычно на него реагируете. А затем надуйте шарик, представляя, что Вы отдаёте ему свои отрицательные эмоции.

3. Теперь возьмите иголку и, протыкая шарик, представьте себе, что все Ваши отрицательные эмоции в одно мгновение улетучились.

4. Затем начните надувать второй шарик. Представляйте себе, что Вы наполняете его положительной энергией. Подберите слово, обозначающее положительную эмоцию, напишите его на шарике.

5. Какие образы возникают у вас теперь в связи с данной ситуацией? Изобразите их схематически в виде рисунков на шарике.

6. Подбросьте шарик вверх и, наблюдая за его полётом, попытайтесь закрепить в сознании те образы, которые Вы изобразили на нём. Когда Вы вновь столкнётесь с подобной ситуацией, вспомните об этом шарике и о том, что было изображено и написано там Вашей рукой.

Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы

коллег.

Упражнение «Убежище»

Упражнение помогает успокоиться, отдохнуть, расслабиться. Выполняется

в течение четырёх- пяти минут в спокойном, слабо освещённом помещении.

Сядьте удобно и спокойно на стул и закройте глаза. Представьте, что у вас

есть убежище. Это может быть маленький домик в деревне или квартира в

городе- всё, что угодно, даже пещера в горах. О вашем убежище никто из

друзей и близких не знает. В нём Вы можете делать всё, что захотите и что

вам нравится. Там нет обязательств и занятий, которыми Вы вынуждены

заниматься из чувства долга. Там не нужно никуда спешить, не нужно

планировать дела, рассчитывать время, учитывать обстоятельства. Там нет

телефонов, телевизоров, радио. Там- полная свобода и спокойствие.

Побудьте немного в своём «убежище», помечтайте о приятном,

почувствуйте удовольствие от безделья и созерцания.

Упражнение «Позитивные образы»

Есть такое изречение святого Августина: «Ушедшие не отсутствуют». Те,

кто были с тобой в жизни и любили тебя, всегда вместе с тобой. Их любовь и

забота будут поддерживать тебя до самого ухода, даже в тех случаях когда

этих людей уже нет на земле.

Кроме того, упражнение построено на том факте, что у каждого человека в

жизни были события, о которых ему приятно вспомнить. Память о хороших

событиях согревает душу, поддерживает в трудные минуты. Важно только

вспомнить события в форме образа или картинки и во всех деталях и мелочах

представить его во внутреннем воображении.

Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить

приятное для них событие во всех мелочах. На данное упражнение отводится

две- три минуты.

ПАМЯТКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И УСТРАНЕНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО "ВЫГОРАНИЯ"

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только

обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек

находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень

самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить

цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся

ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот

процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились

своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если

вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь

найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

3. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и

физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т. е. отдых от работы и

других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время

праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все

ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов

круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими

психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные

акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует

снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение

реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и

личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для

работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению

"выгорания".

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые

обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить

положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

При решении профессиональных задач важно уметь контролировать

чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда

устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не

принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в

ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая

приводит к "выгоранию".

7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом

существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на

организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую

спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной

диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела

отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию

синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс,

попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам

остаться устойчивым и психически.