Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
методическая разработка

В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинг для педагогов23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное объединение

детский сад №2 «Карамелька» ГОЩ

Тренинг для педагогов ДОУ

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

                                                                                        Подготовила: воспитатель/педагог - психолог                 

Бардина Татьяна Витальевна

г. Щёлково, 2020г.

Тренинг для педагогов ДОУ

 «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

  • самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию;
  • осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их;
  • освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Оборудование: карточки «фантом», цветные карандаши, листы А4, ручки.

Ход тренинга:

Добрый день, коллеги! Сегодня мы поговорим про «эмоциональное выгорание». Так как профессия педагога обязывает нас быть примером для детей и их родителей, рассудительными, принимать взвешенные решения, быть культурным собеседником, профессионалом своего дела, все эти обязательства являются большой нагрузкой для нашей психики и внутреннего «Я».

Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться.  Сколько эмоциональных сил мы тратим: открытое занятие, аттестация, конкурсы, планы и т.д… Даже, когда, мы чувствуем себя плохо - идем на работу: ведь на нас держится весь мир (нам так кажется). 

Сегодня, на нашем занятии мы попытаемся понять, что же такое "синдром профессионального выгорания" и как ВЫ можете помочь себе.

Упражнение-приветствие «Хорошего дня!»

Предлагаю вам незамедлительно снять напряжение и приглашаю выбрать себе пару и встать в «Ручеёк». Опускаем руки, поворачиваемся лицом к своей паре и таким образом будем приветствовать по очереди друг друга словами «Хорошего дня, мы любим тебя!» (участники по очереди проходят «коридор», а все остальные говорят слова и поглаживают проходящих).

Обсуждение. Как ощущения? Было ли вам приятно?

Упражнение «Поза Наполеона»

А сейчас мы сделаем большой круг, и я покажу вам движения (руки скрещены на груди, руки вытянуть вперед ладонями вверх, руки вытянуты вперед и сжаты в кулак), а вы выберите одно, которое вам нравится и по моей команде «Раз, два, три!» одновременно покажите это движение. Участники показывают свои движения по команде ведущего.

Обсуждение. Это упражнение показывает ваше эмоциональное состояние в данный момент. Если вы показали ладони, то вы открыты и готовы общаться. Если ладони сжаты в кулак – наличие раздраженности и даже агрессии. Руки, скрещенные на груди – некоторая закрытость и нежелание общения.

Теперь вы знаете свое настроение. Подумайте, почему у вас такой настрой и что этому способствовало?

Упражнение «ЛЕСТНИЦА»

Присаживайтесь, пожалуйста, на места. Теперь я предлагаю вам нарисовать лесенку из восьми ступенек. Это лестница вашей жизни, вашей деятельности, вашей карьеры, вот как вы решите так себе ее и обозначьте. Теперь обозначьте, где вы находитесь, здесь в центре, внизу, вверху. Просто ответьте себе на вопрос: где я нахожусь в данный момент?

Давайте рассмотрим ответ на этот вопрос:

Первая ступенька - Я НЕ БУДУ ЭТОГО ДЕЛАТЬ НИКОГДА!

Вторая ступенька – Я НЕ МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ (не умею, не получится)

Третья (следующая) ступенька – Я ХОЧУ ЭТО СДЕЛАТЬ!

Четвертая ступенька – КАК МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?

Пятая ступенька – Я ПОПРОБУЮ…

Шестая ступенька – Я МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ!

Седьмая ступенька – Я ЭТО ДЕЛАЮ!

Восьмая ступенька – ЭТО ЖЕ ТАК ПРОСТО!

Обсуждение. Конечно же здесь важно нигде вы находитесь, а место, которое вы выбрали, оно идет с движением вверх или вниз. Готово ли вы решать свои проблемные вопросы, или остановились на месте. Что вам нужно сделать для того, чтобы перейти на лестницу выше?

ЗАПИШИТЕ ПЕРВОЕ ЧТО ПРИХОДИТ В ГОЛОВУ, ЛЮБОЕ! ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ВАМ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОДНЯТЬСЯ НА СТУПЕНЬКУ ВЫШЕ. И это будет ваше личное индивидуальное решение.

Лестница нужна для того, чтобы понять, кто готов к переменам, а кто нет. Так как стресс, если он хронический, или собственно эмоциональное выгорание, предполагает следующий шаг, это желание хочу или не хочу что-то менять в себе, в своей жизни.

Упражнение «Фантом»

Раздать листочки с силуэтом фигуры человека. Представьте, что вы сейчас очень сильно раздражены на кого-то или что-то. Попробуйте почувствовать эту злость всем телом. Возможно, вам будет легче представить тогда, когда вы вспомните определенный случай, когда вы разозлились на кого-то. Почувствуйте, где в вашем теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Возможно, она похожа на огонь где-то в вашем организме? Заштрихуйте эти участки карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы неожиданно испугались чего-то. Что вас может напугать? Где находится ваш страх? На что он похож? Закрасьте карандашом это место на своем рисунке».

Обсуждение. Эмоции, их изобилие или их дефицит, занимают видное место в развитии «синдрома эмоционального выгорания» педагога, что в свою очередь влечет за собой множество соматических заболеваний.

Обратите внимание, какие участки тела заштрихованы. Уже доказано, что сильные и постоянные негативные эмоции вызывают те или иные заболевания. В частности гнев, страх, печаль... И посмотрев на ваш фантом, вы можете понять, какие болезни могут грозить вам при частом переживании данных эмоций.

Упражнение «Скорая помощь»

Как же справиться, отдохнуть и восстановиться? Помогут нам в этом наши любимые занятия, увлечения, хобби. И конечно, любимые ритуалы из повседневной жизни. Напишите, пожалуйста, 5 видов деятельности, которые приносят вам удовольствие. А теперь, расставьте их по степени важности, значимости. Этот список, который у вас получился и есть «скорая помощь», ресурс для восстановления сил. Вспоминайте о нём в тяжелые моменты и пользуйтесь.

Рекомендации:

  • научите себя радоваться каждому новому дню (просыпаясь в кровати, подумайте о приятном, улыбнитесь и зарядите себя положительной эмоцией на день);
  • тренируйте своё тело (любые физические нагрузки благоприятно влияют на организм. Если нет времени на спортзал, «ритуальные танцы» со шваброй тоже пойдут в зачёт😊);
  • переключайте внимание, не храните в себе негатив и не зацикливайтесь (в помощь медитации, музыка «релакс»);
  • общайтесь с позитивными людьми, с кем вам хорошо поговорить, а может и просто помолчать (общение, переписка в сети и т.д - мощнейший ресурс, с помощью которого можно преодолеть выгорание);
  • благодарите (практика «благодарности»: чем наполнены, то и отражает нам мир);
  • научитесь сбрасывать негативные эмоции (каждый вечер принимайте душ, вода является мощным энергетическим проводником. После принятия душа, вы обязательно почувствуете себя намного легче).

Начинайте восстанавливаться уже сейчас и не откладывайте на потом!

Заключительная часть

Игра «Австралийский дождь» (психологическая разгрузка)

Дорогие, коллеги! Предлагаю встать в круг. Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он.

Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движениями. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно:

• В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

• Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами по коленям).

• Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

• Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

• А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

• Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

• Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

• Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами по коленям).

• Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

• Солнце! (Руки вверх).

Обсуждение. Скажите, пожалуйста, что чувствуете? Расстались ли вы с напряжением?

Рефлексия

Было ли полезным наше занятие? Что нового узнали? Что будете использовать в дальнейшей жизни?

Ответы педагогов по желанию.

Спасибо за нашу встречу! Я желаю, чтобы в душе у вас всегда светило солнце и была приятная, безоблачная погода! До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка проекта по предупреждению эмоционального выгорания педагогов « Успех »

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14города Крымска муниципального образования Крымский район      ...

Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду

В работе представлен материал по решению проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Сформированы этапы деятельности старшего воспитателя по данной проблеме, пути взаимодействия с узкими специали...

Тренинг с педагогами ДОУ "Эмоциональное выгорание педагога"

23 марта 2016 года в МБДОУ детский сад прошел педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни».Одним из актуальных вопросов педагогического совета была профилактика эмоционального...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...

Консультация для педагогов: «Профилактика эмоционального выгорания педагога»

Задачи:формировать профессионально значимые качества: рефлексию, принятие себя и принятие других, способствующих толерантному общению;развивать способности к самопознанию (познание своих сильных и сла...