«ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА».
статья (младшая группа) на тему

Быкова Татьяна Ивановна

В данном материале рассказано про  значение сенсорного воспитания для детей раннего возраста. Описана развивающая среда в группе, подробное описание сенсорно уголка, какие игры сделаны своими руками

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

«ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА».

                                                                       Быкова Т.И.

                                                                                                  МАДОУ «Детский сад

                                                                                 № 12 «Ягодка» г. Зарайск

   Ранний возраст – это особый период становления всех органов и прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. И особенно эффективно это происходит в раннем возрасте.

         Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия. Уже в раннем возрасте большое значение имеет накопление сенсорных представлений.

            В наше время дети все  чаще  испытывают   недостаток тактильных, обонятельных и слуховых ощущений. Если раньше взрослые вовлекали детей в свои домашние дела, которые делали вручную: подметали, стирали, штопали, перебирали крупу, то сейчас многое  делают машины. Поэтому большое значение в работе с детьми мы в детском саду  уделяем мелкой моторике пальцев рук - манипулирование различными пуговицами, шнуровками, липучками, застежками-молниями и пальчиковая гимнастика. В группе создан сенсомоторный уголок, где в открытом доступе находятся специальные игрушки, пособия, как купленные в магазинах (матрешки, пирамидки, вставные стаканчики, мозаика),  так и сделанные своими руками (объемная елка с игрушками на липучках и петельках с пуговицами, объемная «волшебная книга»), а также мягкие сенсорные игрушки – жираф, мячик, сухой бассейн, аппликации-шнуровки. В настоящее время игры-шнуровки широко представлены в продаже. Но, как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками,  детям нравятся больше.  Они с удовольствием выполняют предложенные задания. Игры - шнуровки имеют важное значение, они:

 - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

 - развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «верх», «низ», «право», «лево»;

 - формируют навыки шнурования;

 - способствуют развитию речи;

 - развивают творческие способности, а также внимание, глазомер, слуховую память, тренируется усидчивость.

        Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

 - для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

 - развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

 - снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

  -создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

 - активизации мышления, внимания, восприятия, памяти.

 - повышения мотивации к самостоятельной деятельности.

         Сенсомоторный уголок мы используем как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности, а также для индивидуальной работы с детьми. Дети с большим удовольствием занимаются в этом уголке.

         Большое внимание мы уделяем пальчиковой гимнастике, так как она положительно воздействует не только на речевые функции, но и на здоровье ребенка. В своей работе мы руководствуемся основными дидактическими принципами:

 - принцип доступности;

 - принцип наглядности;

 - принцип последовательности: постепенное усложнение заданий (от простого к сложному).

           На каждом занятии обязательно проводим пальчиковую гимнастику. Нами создана картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется новыми методическими разработками. Количество упражнений и степень их сложности варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

        На повседневных занятиях мы знакомим детей с цветом, формой, величиной, по возможности с основными разновидностями этих свойств. Занятия строим таким образом, чтобы в дальнейшем, после трехлетнего возраста дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов. Используем мы при этом, следующие дидактические игры: «Какой это формы», «Собери урожай в корзину», «Помоги неваляшке найти свои игрушки», «Стоит домик», «Поставь цветы в вазу» и многие др. Все эти игры направлены на развитие зрительных, речевых, сенсорных способностей у детей и используются как на занятиях со всеми детьми, так и в индивидуальной работе.

         Наши дети очень любят заниматься с пластиковыми коробочками и крышками того же цвета. Они учатся раскладывать предметы на две группы по цвету. Так, например, перемешиваются 5 пробочек красного цвета и 5 зеленого. Объясняем, что пробочки разного цвета и предлагаем разложить пробочки красного цвета  в красную коробочку, а зеленые в зеленую. Тому, кто быстрее справится с заданием, можно предложить десять пробочек нового цветового сочетания. Такие игры помогают детям:

 - овладеть умением фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов;

 - использовать простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов по форме и цвету;

 - понять слова «цвет», такой же», «разные», «большой», «маленький».

         Очень интересна и любима детьми  - дидактическая игра «Ежики». Цель этой игры:

- закрепление умения детей группировать объекты по цвету и соотносить разнородные предметы по цвету;

 - развивать мелкую моторику рук;

 - обучать ориентированию в помещении.

         Игра заключается в том, чтобы помочь ежам вернуть «иголочки – прищепки» на спину. Но для этого нужно найти домик такого же цвета, как и ежонок.

          Дальнейшее сенсорное развитие детей осуществляется в процессе обучения рисованию красками. Малыши рисуют «огоньки на елке», «листочки деревьев», «падающий снег» и т.д.

            Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. Используя такую технологию обучения, направленную на сенсомоторное развитие детей,  мы получаем неплохой результат. По нашим наблюдениям, дети стали лучше осваивать цвет, форму, размер. Вероятнее всего, это связано с тем, что знания подаются детям в игровой форме, они увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения. И это замечают родители, они видят, как быстро развиваются их малыши.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающая среда как фактор развития и воспитания детей раннего возраста

Об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста...

Предметно пространственная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной ра...

Интерактивная образовательная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Эффективное использование мультимедийных презентаций в коррекционно - логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт пе...

Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду

очное участие в Региональном семинаре - практикуме «Традиции и инновации сельского детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» в МБДОУ - детский сад «Голубой вагон», Тукаевско...

Выступление "Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду"

На базе МБДОУ - детский сад «Голубой вагон» Тукаевского муниципального района прошел республиканский семинар-практикум « Традиции и инновации сельского детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольно...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уде- ляется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства...