Консультация для педагогов «Создание условий для реализации у детей основ правового сознания»
консультация на тему

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм ребенка, осуществляется развитие личности.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации. Уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.Права взрослых и детей необходимо знать, но не менее важно знать и помнить о том, что кроме прав у человека есть и обязанности перед родными, соседями, государством и даже перед незнакомыми людьми. Права и обязанности неразрывно связаны между собой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад 212»

Консультация для педагогов «Создание условий для реализации у детей основ правового сознания»

Выполнил: старший воспитатель

Чуранова В.С

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм ребенка, осуществляется развитие личности.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации. Уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

     Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

     Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформированы чувство собственного достоинства, способность  сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права. Именно в дошкольном возрасте закладываются  ношения ребёнка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые.

     Идея прав и свобод человека привлекала внимание людей с древних времён. Среди первых, кто поставил вопрос о правах ребёнка, имена таких известных педагогов как

К.Н. Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребёнка в царской России,  и  Я. Корчак, польский детский писатель, публицист, врач, общественный деятель, который считал важным признать право ребёнка быть тем, кем он есть, - право на индивидуальность, на человеческое достоинство.

В Конвенции ООН о правах ребенка заложены два основополагающих принципа:

*первый: ребенок – самостоятельный субъект права, т. е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

*второй: приоритетность детей перед потребностями общества, религии.

Настоящее время ставит перед нами конкретные задачи. Мы обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, пропагандировать их и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя с правами человека.

Права взрослых и детей необходимо знать, но не менее важно знать и помнить о том, что кроме прав у человека есть и обязанности перед родными, соседями, государством и даже перед незнакомыми людьми. Права и обязанности неразрывно связаны между собой. В дошкольном возрасте необходимо, уже с младшей группы, приучать детей соблюдать правила, которые помогут жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу.

Дети младшего дошкольного возраста начинают осознавать правила сначала потому, что это говорит воспитатель, а затем постепенно начинают осознавать их значимость. В подготовительной группе необходимо проводить этические беседы. Например: что будет, если мы не будем выполнять правило «не обижать друг друга»?

Вот несколько правил, которые помогут воспитателям в работе с детьми:

Правило 1. Старайся быть доброжелательным к людям (не вредничай, не обижай никого, не жадничай, чаще улыбайся).

Правило 2. Будь веселым, не унывай, не капризничай, не плачь по пустякам.

Правило 3. Помогай тому, кто нуждается в помощи (маме, папе, бабушке, дедушке, соседям, другу, сестре, брату). По этому правилу необходимо провести этическую беседу: бывают ли такие случаи, когда помогать не следует?

Правило 4. Старайся быть человеком, который много знает и многое умеет, - тогда с тобой будет интересно каждому.

В создании развивающей среды можно использовать наглядное панно – маленький стенд, на котором размещены картинки, изображающие правильное поведение, и картинки, где изображены поступки, нарушающие правила поведения. Под картинками помещены карманчики, чтобы туда складывать вырезанные из картона кружки: в один карманчик – если правило выполнялось, в другой – если нарушалось. В конце дня или недели воспитатель достает содержимое карманчиков и вместе с детьми обсуждает, какое правило выполнялось или нарушалось, почему это произошло, как можно измениться в лучшую сторону. Но здесь воспитателейподстерегает опасность: нельзя превращать обсуждение в судилище, необходима педагогическая этика. Главный девиз педагогов: не навреди, не причини травму детской ранимой душе.

В оснащении развивающей среды используются знаки – символы.

Работа по развитию у детей основы правового сознания будет эффективной, если ее проводить систематически и планомерно. При обучении детей используется совместная и специальная деятельность. В младшей группе детского сада используется только совместная деятельность, вся работа проходит в повседневной деятельности, во время режимных моментов. Форма работы – индивидуальная или подгрупповая. Главная задача в работе с детьми 3-4,5 лет – это накопление ими практического опыта. В этом возрасте мы обучаем детей навыкам общения. Планировать такую работу сложно, но помнить о ней и выполнять ее необходимо.

В средней группе начиная со 2-ой половины учебного года планируются специальные занятия, примерно 1 раз в месяц. Например: занятие по развитию речи «Назови друга ласково». На этом занятии расширяется словарный запас детей для выражения дружеских чувств. Без знания таких слов дети не смогут усвоить, что такое «уважение к правам другого человека», а в старшем дошкольном возрасте – что такое «право на выражение собственного мнения».

С детьми 5-7 лет проводятся занятия 1 раз в месяц. Отдельные упражнения можно включать в физкультурные и музыкальные занятия. Примерно 1раз в три месяца можно проводить проверку усвоения детьми «прав», при этом надо обращать внимание не столько на запоминание, сколько на понимание, осознание, умение анализировать, делать умозаключения, на способность переживать, сочувствовать, применять свои знания в жизни.

Занятия по привитию основ правового сознания носят комплексный характер, используются разнообразные формы работы: беседы, рассказы воспитателей из собственного опыта, дидактические игры и упражнения, свободная художественная деятельность, труд и трудовые поручения, чтение художественной литературы, малые формы фольклора, подвижные игры, все виды театрализованной деятельности, викторины, праздники и технические средства обучения.

Важное значение имеет информирование родителей о работе с детьми по развитию правового сознания: это и анкетирование, и совместные праздники, педагогические дискуссии, информационно-наглядная работа и т. д.

Исходя из психических и физических особенностей детей дошкольного возраста, не рекомендуется «изучать» в дошкольном учреждении все права из «Декларации прав ребенка» или «Конвенции ООН о правах ребенка». Дети 3-4 лет могут знать, что они имеют право на жизнь. Дети 4-5 лет могут знать о праве на жилище и об уважении к правам другого человека; дети 5-6 лет – о праве на выражение собственного мнения и праве жить и воспитываться в семье; а детям 6-7 лет можно рассказать о праве на жизнь и здоровье и праве на отдых. При комплексном подходе к этой работе у детей к 6-7 годам повышается уровень правового сознания. Дети 6-7 лет могут перенести усвоенные знания в самостоятельную деятельность. В дальнейшем, когда дети пойдут в школу, они будут уместно употреблять полученные знания в жизни.

   Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье, и продолжается оно в детском саду.

   Эффективная система по реализации Конвенции о правах ребенка предполагает работу с педагогическим коллективом, так как педагог - это «главный герой» (если можно так сказать) в системе работы с детьми и родителями.

     Прежде, чем построить систему работы в данном направлении, мы провели анкетирование среди родителей и педагогов. Анализ анкет показал, что многие взрослые не знают о Конвенции ООН о правах ребёнка, Декларации прав ребёнка. Так коллектив столкнулся с необходимостью провести серьёзную работу по правовому образованию воспитателей, родителей и детей. Был составлен план, который решал следующие задачи:

- создание условий для реализации работы с педагогами, родителями и детьми по изучению прав ребёнка;

- расширение и систематизация работы в данном направлении;

- разработка системы изучения прав ребёнка с последующим включением в воспитательно-образовательный процесс.

    Для решения поставленных задач была организованна и проведена  работа в трёх направлениях: с педагогами, родителями и детьми.

Работа с педагогами включает в себя:

- семинар по ознакомлению с международными документами, касающимися прав детей, нормативно-правовыми документами;

- консультации «Соблюдение и защита прав детей в ДОУ», «Защита прав и достоинства ребёнка в семье»;

- Педсовет «Охрана прав и достоинства маленького ребёнка. Координация усилий семьи и ДОУ»;

- деловая игра «Знаем ли мы права детей»;

- открытые занятия, самообразование педагогов.

Педагоги приняли и реализуют на практике идеи гуманистической педагогики, бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка. Они рассматривают выполнение прав ребенка как должностную обязанность, а реализация их полностью зависит от уровня профессиональной квалификации педагога, личностных взглядов на эту проблему. В саду отсутствует физическое наказание, в группах нет отверженных детей.

Работа с детьми

    Для формирования у детей основ правоведения важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Мы выбираем основные для дошкольников виды деятельности: игровую художественно-продуктивную, трудовую деятельность.

    Для решения поставленных задач по правовому воспитанию за основу была взята педтехнология «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка» и рассматривается в связи с теми программами, по которым работает наш д/сад, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в неразрывном единстве  и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.

    Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН “Неразлучные друзья - взрослые и дети”; традиционные праздники – концерты “Бабушка любимая моя”, “Вместе дружная семья”; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми.

    Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.     Занятия включают нравственные задачи, т.к. любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность понять окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Психолог проводит  упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков, психологические тренинги. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

    При отборе материала по правовому воспитанию учитываем возрастные особенности детей, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.

    Из общего количества статей, представленных в конвенции, мы выбрали те, которые понятны и доступны детям, и объединили их в несколько блоков:                                                                                  

- право на охрану и укрепление здоровья (ст. 3,6. 24);

- право на образование ( ст. 17,28, 29, 32);

- право ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст. 2,5,6.7,12-16, 19,20, 31,32,37,38).

    Несмотря на сложность темы при обучении детей, педагоги применяют разнообразные методы и приёмы:

- используют сюжеты хорошо знакомых сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты);

- решение проблемных задач. Поиск решений от своего имени или от имени героя: если бы я бал гадким утёнком…, если бы я поймал золотую рыбку… если бы я вдруг превратился в…;

- дидактические игры «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «»Назови – не ошибись», «Выбери нужный ответ» и т.д.

      Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребёнок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.

Работа с родителями

   Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.    

   Работа по формированию правового сознания у родителей проводится во всех группах со всеми родителями в различных формах: анкетирование, оформление наглядно-информационных стендов, консультации психолога, привлечение родителей к проведению различных мероприятий.

      Мною были написаны методические рекомендации по теме “Ознакомление с основами правового сознания детей дошкольного возраста”. Центральное место отводится работе по формированию правового сознания у детей путем ознакомления их с ближайшим окружением. Обучение строится по принципу постепенного движения от самого "Я" до окружающего мира.

      Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно–игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

      Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

      Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

     Прием драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

     Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

     Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Занятия проводятся один раз в месяц, предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

     Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей используются разнообразные методы и приемы:

- использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
- решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...; 
- дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право”, “Кто больше?”, “Назови – не ошибись!”, “Я начну, а ты продолжи”, “Спасите Чипполино”, “Как исправить Бармалея?”, “Помогите Буратино”, “Найди ошибку и исправь”, “Выбери нужный ответ”, “Подбери пословицы к картинкам”, “Какими правами пользовались персонажи?”

     Большую часть времени необходимо  посвящать практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

     Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми мы решаем задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?

      В совместной и индивидуальной деятельности с детьми использую устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения. Составленная совместно с детьми “Декларация прав группы”, в которую входят такие правила, как:

кто сильнее, тот уступит,
умеешь сам – научи другого,
5 на 5 - не будем сдачу мы давать и так далее.

      Это помогает детям в дальнейшем анализировать, какое право было нарушено и что потребуется в дальнейшем, чтобы его не нарушать. В конце дня дети рассказывали о своих поступках и на доске отмечали положительное - звездочкой. Это помогает детям самостоятельно выполнять определенные нормы и правила поведения.

      Также совместно с детьми были сделаны индивидуальные книжки “Права ребенка” и книжка-раскладушка “Ваши права”, где дети при помощи символов и знаков изображали права детей, защиту детей и их обязанности. Отрадно, что в повседневной жизни дети пользуются своими правами, ссылаясь на “Права ребенка”. В специально оборудованном уголке дети знакомятся с Декларацией прав человека. Помогает им в этом Зеленый Человечек из книги А.Усачева.

      Большой популярностью у детей пользуется Емеля, именно с ним дети отгадывают ребусы, кроссворды, загадки, разучивают стихи, пословицы, повторяют свои права и обязанности. Емеля приходит к детям каждую неделю, зовет их на чаепитие и за неспешным разговором ведет беседы:

“Кто такой настоящий друг?”;
“Помогаем дома маме”;
“Смелые первые, а вторые?”
“Дядя Степа и Вовка – добрая душа”.

      В своей работе учитываю право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный “фонд его действенных знаний, умений, навыков”.

     Анализируя результаты  работы, я сделала вывод: интересы ребенка дошкольника связаны с семьей, игрой. В этом возрасте высок авторитет родителей. Окружающий мир ребенок познает через игру. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей. Необходимо, как можно шире привлекать родителей-специалистов (юристов, социальных педагогов…) в работу дошкольных учреждений по правовому воспитанию. Не всегда воспитатель может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию по данной теме. Такая форма работы, во-первых, повышает авторитет родителя и среди других родителей, и в глазах самого ребенка, а также работников дошкольного учреждения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающем, способность к сопереживанию.

    Систематическая работа ДОУ  по правовому воспитанию в течение четырех лет способствовала обеспечению защиты прав детей, объединению всех участников образовательного процесса. У сотрудников детского сада и родителей воспитанников повысился уровень правовой культуры, компетентность в воспитании   и   развитии  до школьников. Все участники воспитательно-образовательного процесса ДОУ знакомы с основными нормативно-правовыми документами. Дети и взрослые стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять больше внимания, заботы к окружающим, оказывать помощь и поддержку. В большинстве семей изменены установки  по отношению к ребенку, скорректированы родительские позиции.  В общении педагогов с детьми осуществляется личностно-ориентированная модель взаимодействия. В ДОУ для работы по защите прав ребенка и формированию основ правового сознания разработана система планирования, создана видеотека, определены наиболее оптимальные формы, методы и приемы работы на уровне всех участников образовательного процесса, обеспечено научно-методическое сопровождение данного направления, осуществлена интеграция всех специалистов детского сада.

Приложение:

1. Игра «Моя семья»

Цель: развивать и пополнять представления детей о семье.

Содержание: воспитатель предлагает детям макеты пустых комнат. Дети заполняют пространство предметами мебели, фигурками людей и животных.

2. Игра «Мои друзья, мои родственники»

Цель: продолжать закрепление представлений детей о родственных и дружеских отношениях.

Содержание: воспитатель предлагает выбрать картинки родственников (друзей, которые придут ребенку на помощь.

3. Игра «Цепочка»

Цель: дать детям элементарные представления о необходимых условиях для жизни любого живого организма.

Содержание: детям предлагаются картинки-символы с изображением необходимых условий для жизни: свет, вода, тепло, пища, дом, любовь. Дети вместе с воспитателемсоставляют цепочку создания условий для живого организма.

4. Игра «Кто где живет?»

Цель: продолжать закреплять знания детей о том, что у каждого живого существа есть дом/убежище.

Содержание: воспитатель предлагает подобрать картинки в зависимости от места обитания животных и распределить их на группы: зеленая карточка – живут в лесу, коричневая – под землей, голубая – в воде, желтая – живут там, где песок, синяя – летают в небе, и т. д. Содержание игры должно постепенно усложняться.

5. Игра «Город – деревня»

Цель: дать детям представление о том, что люди могут жить в городе и в деревне.

Содержание: воспитатель предлагает два макета«город» и «деревня». Дети размещают фигурки людей и животных в макеты.

6. Игра «Поможем Золушке»

Цель: дать детям знания о том, что все люди имеют право на отдых.

Содержание: воспитатель раскладывает иллюстрации с изображением бытовой техники. Дети рассказывают о назначении предметов, облегчающих труд людей, и выкладывают их на фланелеграфе.

7. Игра «Я на солнышке лежу»

Цель: дать детям знания об отдыхе, который полезен для здоровья.

Содержание: дети вместе с воспитателем рассматривают фотографии и вспоминают самые яркие эпизоды своего отдыха с родителями; затем условными значками отмечают на карте места отдыха.

8. Игра «Цветик – семицветик»

Цель: закрепить знания детей о правах, данных им государством.

Содержание: на каждом лепестке «цветика – семицветика» нарисованы «знаки-символы». Дети собирают цветок и составляют рассказ о выбранном знаке.

9. Игра «Разрезные картинки»

Цель: закрепить знания детей о своих правах.

Содержание: воспитатель предлагает собрать знаки-символы, разделенные на 4-6 частей. После того как дети собрали картинки, идет обсуждение прав детей.

10. Игра «Нелепица»

Цель: закрепить знания детей о своих правах.

Содержание: дети рассматривают знаки-символы, на которых специально допущены ошибки. Дети ищут «ошибки художника» и делают исправления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

создание условий для развития у ребёнка основ экологического сознания (опытно - экспериментальная деятельность

познание мира способом опытно - экспериментальной деятельности дошкольников...

Консультация для педагогов СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИС ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...

Консультация для педагогов "Создание условий для сенсомоторного развития детей раннего возраста"

Консультация для педагогов "Создание условий для сенсомоторного развития детей раннего возраста"...

Консультация для педагогов: «Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:1. Создание условий для экологического воспитания детей.2. Формирование системы целей и задач экологического воспита...