Консультация для педагогов. «Создание условий для речевого развития детей»
консультация
"Создание условий для речевого развития детей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
«Создание условий для речевого развития детей»
Подготовила и провела: Марфутенко А.О.
Когалым 2023 г.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речевого развития зависит успешность обучения детей в школе.
В сентябре 2023г. в нашем дошкольном учреждении начала функционировать разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. С коллегой Натальей Викторовной, мы создали развивающую предметно-пространственную среду акцентируя внимание на речевое развитие детей. В каждом уголке предметно-пространственной среды групповой комнаты имеется материал для развития речи наших воспитанников. Содержание уголков определено не случайно, а в строгом соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжёлыми нарушениями речи, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи дошкольников.
Содержание речевого уголка. (слайд 2-5)
С целью совершенствования всех сторон речи, развития звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирования предпосылок обучения грамоте в группе оформлен речевой уголок.
В речевом уголке оформлены:
- Картотека артикуляционной гимнастики.
- Картотека дыхательных упражнений.
- Картотека пальчиковых игр.
- Картотека игр с массажными мячиками и мячиками Су-джок.
- Картотека динамических пауз.
- Дидактические игры на обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие звукопроизношение и фонематический слух.
- Игры на развитие мелкой моторики.
- Предметные картинки по лексическим темам.
- Сюжетные и пейзажные картины для составления описательных рассказов.
- Мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
Содержание книжного уголка. (слайд 6-8)
Речевой уголок расположен рядом с «уголком книги». Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.
1. частушки, потешки, песенки, прибаутки, небылицы (народные и авторские), народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки
2. Иллюстрации к детским произведениям, изображающие сказочных персонажей
3. Книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказок
4. дидактические игры.
Уголок «Театрализации». ( слайд 9)
Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, костюмов для игр-драматизаций. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос.
Музыкальный уголок. (слайд 10-11)
В центре собраны разные музыкальные инструменты, которые используются в играх на узнавание неречевых звуков.
Игры: «Тишина», «Угадай, на чем играю», «Узнай по звуку», «Шумовые мешочки», «Тихо - громко» и другие. Такие игры способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих. В это время работает физический слух.
Разработана картотека игр для развития голоса.
Физкультурный уголок. (слайд 12)
1.Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.
2. Объяснение правила игры
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала о правилах рассказывает воспитатель, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
3.Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, хороводные игры, подвижные игры, игры малой подвижности.
Уголок природы. (Слайд 13-15)
Ознакомление с природой обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета. Для обогащения и активизации словарного запаса используются речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Для речевого развития также полезны игры, в ходе которых ребёнок может больше подобрать признаки к предмету, например, «Из чего сделан», «Угадай на вкус» и др.
Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.
При построении образовательного процесса используются дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку", которые помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.
- стихи о погоде
- Пословице о погоде
- Наблюдения за погодой
Уголок математике. (слайд 16-17) На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы формируем у детей специальный словарь – математических терминов и, кроме того, имеем возможность создать специальную речевую среду, дающую детям образцы речи (речь воспитателя, художественное слово) и позволяющую развивать собственную.
подбор ассоциативных связей –игра «Только одно свойство», «Найди такой же», «Найди и опиши», классификация объектов по признакам- «На что похоже?», вопросы, формулировка которых требует развернутого ответа: «Какая фигура подойдет мышонку, чтобы скатываться, а медвежонку – посидеть?», «Почему?»; задание, по указанию или по аналогии с образцом воспитателя: «Какое число меньше 8, но больше 4?»
Уголок рисования. (слайд 18)
Слайд 19.
В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Создание благоприятных условий для реализации принципов индивидуализации на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»
Консультация для педагогов «Создание благоприятных условий для реализации принципов индивидуализации на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/23/picture-1088844-1611408832.jpg)
Консультация для воспитателей "«Создание условий для речевого развития детей в группах комбинированной направленности».
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/07/picture-1128838-1617814870.jpg)
Консультация для педагогов "Создание благоприятных условий обучения детей ходьбе на лыжах"
Лыжный спорт – интересное и увлекательное занятие для детей. Оно очень полезно для их здоровья, потому что развивает опорно-двигательный аппарт и маневренность. Но у этого ви...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-836744-1477335454.jpg)
Консультация для педагогов «Создание комфортных условий для здорового развития ребенка»
Консультация для педагогов«Создание комфортных условий для здорового развития ребенка»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1388931-1645878753.jpg)
Консультация для педагогов "Создание оптимальных условий для организации совместной деятельности воспитателя и ребенка".
К рассмотрению предложены следующие вопросы:-Создание комфортной среды общения взрослого и ребенка.-Влияние взрослого на психоэмоциональное состояние ребенка.-Организация совместной деятельности с дет...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/05/picture-778176-1685947096.jpg)
Консультация для родителей "Нормы и отклонения речевого развития детей 2 – 3 лет. Методы стимулирования речи в домашних условиях"
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 2 - 3 лет. Так же, есть показатели, которые должны насторожить родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/13/picture-752902-1526226667.jpg)
Консультация для педагогов «Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада».
Консультация для педагогов «Создание оптимальных условий для созданияу детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в усло...