Публикация «Формы и методы воспитательной работы в ОО».
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Тема «Использование игровых приёмов в воспитании доброты у дошкольников». Цель работы – воспитание доброты у дошкольников посредством игровой технологии. Примеры игр, игровых ситуаций и упражнений для воспитания у детей доброты, развития эмоциональной отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровая технология25.4 КБ

Предварительный просмотр:

                      Публикация «Формы и методы воспитательной работы в ОО».

Тема «Использование игровых приёмов

в воспитании доброты у дошкольников»

Автор:

Шумайлова Наталья Сергеевна, воспитатель

МКДОУ д/с №3 «Сказка»

п. Восточный

                                                                 

п. Восточный

2018г.


 Доброта – она от века украшенье человека.

В наш стремительный век, мы уже не представляем себя без спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Нам приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на нас задач. И как бы нам всем не опоздать сделать самое главное дело – заложить семена доброты.

Цель работы – воспитание доброты у дошкольников посредством игровых технологий. Для воспитания у детей доброты, развития эмоциональной отзывчивости, использую следующие игровые ситуации и упражнения:

  1. Минутки вхождения в день. Утренний сбор начинается с приглашения. Как правило, дети размещаются по кругу, что позволяет чувствовать себя единым целым. Затем следует «Игра-приветствие». Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Существует много способов приветствия: используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки. Приветствия так же могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия: здороваемся ладошками, плечиками и т.д. Используются различные предметы, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Кроме того, мы используем «Круг друзей», где используем игры «Я и мои чувства», «Я и моё имя», «Я глазами других», «Я и мои фантазии», «Я и мой мир» и др. В результате «Круг друзей» побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их обсуждением проблем друг с другом.

2. Игровые ситуации «Инсценировка с игрушками – готовое решение». С помощью игрушек или персонажей литературных произведений (театр) разыгрывается ситуация, отражающая те стороны жизни, в которых ребенку необходимо получить представление о правильном поведении: «Как Маша помогала бабушке», «Важные слова», «Почему важно делиться игрушками», «Как мальчики поссорились и помирились» и др. Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

3. Игровые ситуации «Инсценировка с игрушками – подскажи решение». В данной игровой ситуации использую персонажей и героев литературных произведений (на более позднем этапе это могут быть реальные ситуации групповой жизни). Для этого мотивирую детей в поиске правильного решения, используя проблемные вопросы, дискуссии, этические беседы. Предлагаю детям обсудить ситуацию, выразить своё мнение, выбрать лучшее решение из предложенных мною и детьми вариантов, проиграть их с героями. В ходе образовательной ситуации дети решают, какие действия нужно предпринять, чтобы поблагодарить; как вежливо обратиться с просьбой; как разделить поровну конфеты;  как успокоить обиженного друга.

4. Игровые ситуации «Поможем нашим игрушкам, друзьям». Для данных ситуаций подбираю игровой материал, который требует от детей активного сочувствия, помощи и заботы: помочь другу справиться с затруднениями, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать атрибуты для игры. Успешность протекания игровой ситуации зависит от эмоционального и поведенческого опыта детей, их жизненных впечатлений.

В процессе обсуждения мотивирую детей к обсуждению различных вариантов решения, побуждаю их к выполнению практических действий, помогаю детям освоить социально приемлемые нормы поведения.

Данные игровые ситуации организую в форме инсценировок из реальной жизни: «Я буду аккуратным», «Гордая рыбка». Регулярная организация таких игровых ситуаций помогает детям научиться понимать смысл происходящего, получить необходимый опыт эмоционального реагирования, усвоить модели культурного поведения.

Если дети затрудняются, вовлекаю их в дискуссию, способствую коллективному обсуждению, принятия верного решения. Использую вопросы: «Как ты думаешь?», «Что будет, если?», «Почему важно помогать друг другу?» и др. Обращаю внимание детей на эмоциональные состояния героев ситуаций, их трудности, побуждаю оказывать помощь и поддержку.

5. Игровые ситуации типа «Наша забота нужна всем». Используя сценки «Заботливый мир», «Спасаем друзей», «Помогаем малышам», помогаю детям старшего дошкольного возраста почувствовать собственную состоятельность, проявить чуткое отношение к сверстникам, окружающим людям, обрести уверенность и самостоятельность в принятии решений.

Во время совместных игр дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Поможем малышам украсить группу к Новому Году», «Мы готовит атрибуты для игры», «Заботимся о родителях», «За кого я отвечаю» и др.

Увлекая детей содержанием игровой ситуации, помогаю детям осознать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость и нам, и окружающим.

6. Игровые ситуации гуманистического выбора. Данные ситуации помогают детям сделать выбор: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Помогая детям определиться с выбором, предлагаю им такие игровые упражнения: «Я за всех в ответе», «Нежное слово», сценки: «Поможем людям», «Законы милосердия» и др. Предлагаю детям в диалоге – сценке обсудить, какие законы милосердия приняты в стране сказочного правителя, почему важно помогать птицам во время зимы, пожилым людям и др. Учу детей откликаться на просьбы, проявлять внимательность и заботу к товарищам, не оставаться равнодушным к делам взрослых людей.

7. Практические ситуации проблемного типа «Как быть, что делать?». Это различные игровые ситуации и упражнения, которые содержат проблему или ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например: «Век живи, век учись», «Сад добрых дел», «Как нам помогает ум?» и др. Здесь дети учатся отвечать на вопросы: «Как быть?», «Как выйти из ситуации?», «Какие чувства испытывают попавшие в такие ситуации?» и др. Дети самостоятельно ищут решение. Даю возможность подумать, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми находим способы разрешения проблем.

8. Игровые практические ситуации типа «Мы старшие в детском саду». Дети старшей группы учатся проявлять заботу о малышах. Они помогают в оформлении пособий и атрибутов для игр, оформлении музыкального зала к праздникам, строительстве горки на участке и др. У старших ребят развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный спектакль», «Поможем малышам сделать снежную бабу», «Научим малышей водить хороводы».

В процессе выполнения поручений и проигрывания ситуаций важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даёт толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

9. Практические ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам». Предлагая ситуации данного типа, я поощряю детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, складывать фигурки из бумаги, крутить обруч, кувыркаться, прыгать на скакалке. Побуждая детей поделиться опытом, я помогаю им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.

Опираясь на наблюдения за успехами ребят, изменениями отношений в группе, проявлении участливого отношения к малышам и сверстникам, можно сделать вывод об эффективности данной педагогической технологии в воспитании доброты  детей старшей группы. Дети проявляют заинтересованное отношения  к делам группы, событиям в детском саду; помогают друг другу, малышам и взрослым; с удовольствием принимают участие в театральных постановках, проявляют отзывчивое отношение к птицам на участке детского сада; учатся принимать самостоятельные решения в затруднительных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы воспитательной работы, используемые в развитии творческих способностей.

В статье автор постарался раскрыть формы воспитательной работы, направленные на раннее выявление и развитие творческих способностей. А также, попытался выявить методы, при помощи которых эти способнос...

Современные технологии инновационные формы и методы воспитательной работы в образовательной организации

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. А также вместе с логическими блоками, можно использовать Палочки Кюизенера...

Консультация для педагогов "Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе"

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива....

Формы и методы воспитательной работы в условиях обновленных ФГОС ДО

Теоретические основы воспитательных технологий.Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего до...