Картотека дидактических игр по математике
учебно-методическое пособие по теме

Буркова Наталья Николаевна

При обучении  началам математики широко используются игры. С их помощью формируются, уточняются и закрепляются представления детей о последовательных числах, об отношениях между ними, о составе  каждого из чисел, знание цифр, представление о геометрических фигурах, временные и пространственные представления. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи. Одна и та же игра усложняется по мере усложнения программного содержания, а использование различного наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_matematike.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  дидактических игр по математике

 При обучении  началам математики широко используются игры. С их помощью формируются, уточняются и закрепляются представления детей о последовательных числах, об отношениях между ними, о составе  каждого из чисел, знание цифр, представление о геометрических фигурах, временные и пространственные представления. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи. Одна и та же игра усложняется по мере усложнения программного содержания, а использование различного наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Дидактическая игра должна сохранять свойственный играм занимательный и эмоциональный характер, благодаря чему повышается работоспособность детей на занятии. Многие игры предполагают двигательную деятельность. Что позволяет использовать их вместо физминутки. Основное условие для проведения таких игр- дать возможность детям встать из-за столов и подвигаться.

 Успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного руководства воспитателей. Темп, продолжительность игры , оценка детских ответов, реакция на ошибки детей, правильное использование математических терминов контролируются и направляются педагогом.

 Игра «Исправь ошибку» способствует упражнению в счете, закреплению умения обозначать различное количество предметов соответствующей  цифрой. В игре может использоваться магнитная доска, фланелеграф с набором  плоскостного счетного материала, геометрических фигур разного цвета, карточки с изображением предметов, цифры.

Начиная игру, воспитатель выставляет несколько групп предметов. Например, 4 пирамидки, 2 елочки и т.д. Дети помогают поставить рядом с группой предметов соответствующую цифру. Затем по команде они закрывают глаза. Воспитатель меняет цифры местами. Открыв глаза , дети должны найти ошибку и исправить ее , объяснив свои действия. Затем воспитатель постепенно усложняет игру, увеличивая число ошибок, поменяв местами группы предметов, добавить или убрать число предметов или ничего не менять.

Игра «Назови соседей» направлена на закрепление представлений о количественных отношениях между последовательными числами, порядка следования натурального ряда чисел, упражнений в счете. В игре могут использоваться  цифры, карточки, куб с нанесенными на его грани цифрами.

Воспитатель задает детям число. Дети должны отыскать «соседей»  (предыдущее и последующее) данного  числа  и объяснить , почему эти числа являются «соседями»  названного  числа ( потому , что одно стоит до, второе после названного числа, одно – предыдущее, другое- последующее) .Игра повторяется несколько раз. Варианты игры-воспитатель может по –разному задавать число-цифра на грани куба, которая повернулась к ним,, отстукивать молоточком количество ударов; карточки, с нарисованными предметами и т.д. Ответы детей можно организовывать по- разному: показ карточкой цифр , один ребенок называет предыдущее, другой- последующее и т.д. Целесообразно выкладывать на доске числовой ряд, что позволит детям быстро ориентироваться в числах. Затем постепенно « подсказка»  убирается.

Ига «Кто знает - пусть дальше считает» направлена на усвоение порядка следования натурального ряда чисел , упражнение в прямом и обратном счете, развитие внимания и памяти.

 В игре используют мяч. Дети могут расположиться полукругом или встать в круг. Воспитатель в центре и договариваются , в каком порядке будут вести счет (прямом или обратном). Ведущий   бросает мяч кому-то из детей и называет число. Поймавший мяч, считает дальше. Игра проводится в быстром темпе и повторяется несколько раз. Задания, предлагаемые детям, определяются их знаниями и умениями  в момент проведения игры: считать до 10, до20 в прямом и обратном порядке.

Игра  «Чудесный мешочек»  направлена   на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами.

В мешочке находятся четные принадлежности : мелкие игрушки, природный материал. В мешочке должны находится 2-3 вида предметов или игрушек. Ведущий выбирает ребенка, который должен отсчитать такое количество предметов, сколько он услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько  кружков на карточке. Он может не называть , какие именно предметы должен отсчитать ребенок, а загадать про это загадку. Затем ведущий предлагает детям придумать задание для ребенка, стоящего у доски. Задания могут быть разнообразными: подпрыгнуть столько раз , сколько он достал предметов   или присесть на один раз меньше (больше), стукнуть в бубен, пролезть в обруч, хлопнуть в ладоши или найти числовую карточку, соответствующую количеству отсчитанных предметов или считать от данного числа в прямом или обратном порядке, или называть  «соседей» данного числа. Ребенок, выполнивший правильно задание, становится ведущим и просит из вызванных им детей отсчитать определенное количество предметов. Игра повторяется несколько раз.

 Игра «Не ошибись»  направлена на закрепление представлений у детей о количественных отношениях между числами, упражнение в нахождении предыдущего и последующего названому числу, на упражнение в счете  с помощью слуховых и зрительных анализаторов, умение обозначать различные количества соответствующей  цифрой. В игре используются звучащие предметы, счетный материал, цифры и числовые карточки. Перед началом игры ведущий  дает детям задание : «Вы закроете глаза, я буду ударять молоточком. Внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов». Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно ее. Например : «Я показал цифру 4, потому что услышал 4 удара». Варианты игры: считать удары закрытыми или открытыми глазами, показывать числовые карточки или цифры, отсчитать столько же предметов или на один больше(меньше) указанного числа.

Игра повторяется несколько раз.

 Игра «В какой руке сколько» способствует закреплению знаний  состава числа из двух меньших чисел, формировании памяти и внимания. Материалом для игры могут служить мелкие предметы: бусины, орехи, камешки и т.д.( т.е. то , что хорошо можно спрятать в детской руке)Воспитатель показывает детям предметы, приготовленные для игры, пересчитывает вместе с ними.  Затем так, чтобы дети  не видели, раскладывает их в обе руки. Для того , чтобы не замедлялся темп игры, воспитатель договаривается с детьми называть сначала сколько предметов в левой руке, а потом_ сколько в правой, затем говорить , сколько получается вместе. Например , «три и три , а вместе шесть» и т.д. В руках воспитательницы камешки разложены так, что получается дин из возможных вариантов состава числа. Дети , стремясь угадать именно этот вариант, перечисляют все возможные варианты, пока, наконец, не назовут задуманный воспитателем. Детям, которые правильно называют один из вариантов состава чисел, но не тот , который задуман , воспитатель отвечает : «Три и три будет шесть. Так может быть, но   у  меня по-другому». Тот ребенок , который верно назовет вариант, становится ведущим.

Игра повторяется несколько раз.

Игра  «Что изменилось?» способствует закреплению представлений о порядковом счете, развитию пространственных ориентировок, наблюдательности , памяти. Материалом к игре могут служить предметные картинки, счетный материал, игрушки. Перед детьми на столе или на доске ряд игрушек или предметных картинок. Воспитатель предлагает пересчитать их по порядку (первый, второй и т.д.).Затем играющие закрывают глаза, а ведущий изменяет порядок расположения 1-2 предметов. Открыв глаза, дети должны рассказать , на каком по счету месте стояла игрушка или картинка раньше на каком месте и на каком теперь.

 Ведущий может направить внимание детей на определение местоположения одного предмета оп отношению другого. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Какие предметы находились справа и слева о перевернутого предмета, какие предметы находятся справа и слева теперь, а также между какими предметами находился тот предмет, который убрали или перевернули.

Игра повторяется несколько раз. Количество перестановок  и темп игры определяются знаниями, наблюдательностью и способностью играющих переключаться с одного задания на другое.

 Игра «Путаница»  способствует закреплению знания цифр, развитию наблюдательности, памяти. В игре используются цифры, расставленные на доске по порядку. Игра заключается в том, что дети закрывают глаза, а в это время воспитатель убирает одну из цифр. Открыв глаза, дети должны обнаружить, «что напутано» и поставить цифру на место. Один из детей становится ведущим. Когда играющие усвоят правила игры, убирая цифру, воспитатель может передвинуть оставшиеся цифры так, чтобы между ними не было пространства, поменять цифры местами, нарушая порядок числового ряда, добавить цифру, которой не было в начале игры. Можно также оставить числовой ряд без изменения, однако при этом обратиться к детям с вопросом «что напутано?» Дети должны ответить, что на этот раз все цифры стоят по порядку.

 Игра повторяется несколько раз, проводится в быстром темпе. В начале года игра проводится с цифрами в пределах 5, затем с цифрами от 0 до 10,  от 10 до 20.

 Игра «Ручеек» направлена на закрепление знаний о составе числа из двух  меньших чисел в пределах 10, а также развитие наблюдательности и внимания.

Двое детей- ведущие, берутся за руки, образуя воротца, в руках у них цифра, например,8.Остальные дети разбегаются по группе, у каждого из них в руках цифра от 1 до9.По сигналу воспитателя  «Ручеек, в воротца!» дети должны соединяться в пары, образовав вместе заданное число (например, 3и 5, 6 и 2). «Ручеек » должен пройти через воротца. Дети, образующие воротца, пропускают только тех, кто правильно составил заданное число. Игра повторяется несколько раз, при этом меняются ведущие и цифра на воротцах.

Игра «Число, как тебя зовут?»

Игра, способствует усвоению детьми принципа образования чисел второго десятка, «записи» их  и правильного названия. В игре используются счетные палочки, карточки с цифрами от 0 до 9.Детям раздаются счетные палочки по 20 на каждого, причем один связан , а другой –врассыпную. Дети выкладывают у себя на столах рядом со связанным десятком палочек одну или несколько палочек по заданию воспитателя, а под ними- соответствующие цифры: под десятком- цифру, обозначающую десяток, под остальными- цифру, обозначающую единицы. Например, на столе – десяток и еще три палочки. Дети выкладывают под десятком цифру один, под тремя палочками- цифру 3.По сигналу воспитателя «Число, как тебя зовут?», ребенок должен прочитать «записанное» число. Например, тринадцать. Воспитатель может давать задание по рядам: один ряд выкладывает рядом  с десятком две палочки, другой – 4, третий -6.Темп игры нарастает по мере усвоения  детьми чисел второго десятка.

Игра «Гараж»  способствует закреплению знания цифр второго десятка, развитию внимания детей. В игре используются карточки с написанными на них цифрами от10 до 20.

 Дети всей группы изображают «машины», в руках у них каточки с номерами машин. На каждой карточке написано число второго десятка.  Воспитатель делает в разных местах группы «гаражи», на табличках при въезде в  «гараж» написано, какие номера машин могут въезжать в этот гараж. Например, на одном гараже – числа 10. 13,15; на другом – 1, 12, 16 и т.д..  «Машины» ездят по улицам. Соблюдая правила уличного движения: едут только на зеленый свет, на красный- останавливаются ( «светофор» регулирует воспитатель). По сигналу воспитателя «машины в гараж» все машины должны занять места в своих гаражах, где написан номер их машины. Игра повторяется несколько раз, поменяв гаражи местами.

Игра «Живая неделя» направлена на закрепление представлений детей о последовательности дней недели. Воспитатель вызывает 7 детей и предлагает пересчитаться по порядку, после чего говорит, указывая на них : «Это дни недели. Как вас зовут?» первый ребенок говорит : «Я - понедельник», второй : «Я - вторник» и т.д. ,дети за столами следят за правильностью ответов. Затем дают задания дням недели. Например : «Тот , кто стоит на пятом месте , должен сделать шаг вперед и сказать , как его зовут ; понедельник должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько цветов стоит на подоконнике ; среда , должна  подойти к шкафу с игрушками, взять машинку и отдать ее воскресенью». Дни недели могут гулять по группе, но по сигналу воспитателя встать по порядку.

 Игра «Назови скорей!» способствует запоминанию  последовательности дней недели, развитию памяти, внимания, сообразительности. Игра проводится с мячом. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч и спрашивает : «Какой день недели стоит перед воскресеньем, какой- перед средой, какой день недели после вторника, после пятницы, между  вторником и четвергом, между субботой и воскресеньем, какой будет через 2 дня после воскресенья, через день после четверга и т.д." Темп игры зависит от знаний детей и быстроты ответов. Воспитателю следует стремиться увеличивать темп игры. Желательно, чтобы в игре участвовало наибольшее количество детей.

 Игра «Покажи, какое время» направлена на упражнение детей в определении времени по часам. Кукла или сказочный персонаж раздает детям карточки с цифрами. Дети должны установит на часах указанное время. Например, на карточке цифра 2. Ребенок должен поставить маленькую стрелку на 2, а большую на 12 и сказать, что часы показываю 2 часа. Герой проверяет правильность выполнения задания. Затем дети меняются карточками с цифрами и снова устанавливают на своих часах указанное время по карточке с цифрой. Кукла может рассказать детям, что она слышала, как на Спасской башне били часы. «Послушайте!». Кукла ударяет молоточком по металлофону сколько- то раз. Дети должны поставить стрелки своих часов  так, чтобы они показывали время, которое пробили часы. К детям  может прийти в гости кукушка и рассказать , что она живет в домике по  часам. Каждый час она выскакивает из своего домика и кукует, чтобы все знали, который час. Она может прокуковать детям несколько раз , а дети должны поставить стрелки своих часов в соответствии с тем часом, о котором им куковала кукушка. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Машенькин день»  направлена на упражнение  детей в определении времени по часам, развитие произвольного  внимания. Перед детьми на столах модели часов. Воспитатель рассказывает детям сказку, предлагая помочь ему. «Встало  солнышко очень рано, в 6 утра. Покажите на своих часах, во сколько встало солнышко? (дети на моделях указывают время , ставя стрелки в нужном положении).Солнышко расправило свои лучики и стало заглядывать в дупло к белочке, в норку к мышке, в гнездо к птичке, а потом в постельку к девочке Маше. Встала Машенька посмотрела на часы и увидела, что большая стрелка стоит на 12, маленькая – на 7.Поставьте и вы свои часы, как у Машеньки. Во сколько встала Маша? » Дети, поставив часы так, как сказала воспитатель, отвечают, что Маша встала в 7 часов.. «Проснувшись, зверюшки стали бегать, прыгать, заниматься гимнастикой. Маша тоже сделала зарядку. Позавтракала и собралась в школу. В школе она училась читать, писать, считать. После уроков, в 12 часов, она пришла домой. Покажите сколько было  времени на часах, когда Машенька пришла домой. Она пообедала  , поиграла в свои любимые игрушки, почитала книгу. Прошел час. Ей надо было заниматься уроками. Сколько времени показывали часы?» Ставить маленькую стрелку на 1, а большую на 12. «Маша сделала уроки, сходила в магазин, как просила бабушка  и стала ждать маму с работы. Мама пришла в половине  пятого. Как стояли стрелки на часах? После ужина Маша стала собираться спать . Часы показывали половину девятого вечера. Покажите , во сколько Машенька легла спать?»

Игра «Найди игрушку»  направлена на развитие у детей умения изменять направление во время движения, ориентироваться в пространстве. В игре используются игрушки, спрятанные в разных местах комнаты, заготовленное  «письмо».

 Воспитатель : « Ночью, когда детей не было в группе, к нам прилетел Карлсон и принес в игрушки. Карлсон любит всякие шутки, поэтому спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти.»  воспитатель распечатывает письмо и читает : « Надо встать перед столом, пройти прямо.» Кто – то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу , где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание : подходит к окну, поворачивается налево, приседает,  за шторой находит матрешку. «Писем» от Карлсона может  быть 3-4.Игра проводится в быстром темпе.

 Игра «Пройди к флажку»         направлена на развитие памяти и внимания. Перед началом занятия воспитатель расставляет в разных местах комнаты флажки .Буратино или другой сказочный персонаж с помощью воспитателя  дает детям  задание. «Дойди до окна, сделай 3 шага вправо». Ребенок выполняет  задание и находит флажок.. когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество заданий не должно быть больше 2. В дальнейшем количество заданий увеличивается. Например, «Пройди  вперед 5  шагов , поверни налево, сделай еще 2 шага, поверни направо. Там найдешь флажок». Игра повторяется несколько раз.

 Игра «Отгадай, где что?» направлена на развитие умения детей ориентироваться в пространстве .Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, впереди, сзади них. Например, воспитатель обращается к детям с вопросом : «Что находится  впереди вас?» . Один ребенок  отвечает, что впереди нег- доска, другой- что впереди него стул, третий- Оля, четвертый- Петя. Выслушав ответы  3-4 детей, воспитатель  спрашивает : «Что находится слева от вас?» Дети, которых воспитатель спрашивает, называют разные  предметы, находящиеся слева от них, не повторяя друг друга. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.. В ко игры  подсчитывается количество полученных  очков- фишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...

Картотекадидактических игр

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников...