Слушаем музыку М.И.Глинки.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Шумская Татьяна Геннадьевна

Конспект тематического занятия по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shumskaya_t.g._slushaem_muzyku_m.i.glinki.docx27.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Тематическое занятие

«Слушаем музыку Михаила Ивановича Глинки» 

Цели занятия:

•        расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие     музыкальных произведений разных эпох;

•         расширять знания детей о композиторах, их биографии и наиболее значительных произведениях;

•        развивать музыкальные способности, эстетический вкус,  умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;

 •       знакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах ;

  •      знакомить детей с разными формами и жанрами музыки  

Предварительная работа:

  •      Слушание фортепианных пьес М.И. Глинки ;  

  •      Разучивание парного танца на музыку «Польки» М. И. Глинки

  •      Слушание с детьми «Марша Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», работа над приемами оркестровки

  Ход занятия:    

    Звучит начальный фрагмент «Вальса-фантазии» М .И. Глинки.  Появляется Фея Музыки.

Фея. Здравствуйте, дорогие ребята.  Меня зовут Фея. Но я – не простая фея.

 Я – Фея удивительного искусства звуков – музыки. Видите, у меня в руках волшебная палочка. Стоит только взмахнуть ею, как зазвучит красивая музыка. Она расскажет вам сказку, нарисует картину, перенесет в другую страну, будет грустить и веселиться вместе с вами. И все это благодаря звукам, которые сочинили настоящие волшебники – композиторы. И сегодня я хочу вам рассказать о замечательном русском композиторе – Михаиле Ивановиче Глинке. (На экране появляется портрет композитора)

        Вбегает Нотка.

Нотка. Подождите, подождите! Какой же разговор без меня? Ведь если бы нас, Нот, не было, то мир бы не узнал  эту прекрасную музыку: композитор не записал бы звуки, которые звучат в его голове, а музыканты  не смогли бы их исполнить!

Фея. Да, Нотка, ты права. И ты сегодня будешь мне помогать рассказывать о музыке Глинки.

Нотка. Вот здорово! Я так люблю его произведения. И еще мне нравятся слова, которые он сказал о музыке. Знаете, ребята, Михаил Иванович Глинка сказал: «Музыка – душа моя.»

Фея. А самое интересное то, что произнес он эти слова, когда был еще совсем маленьким мальчиком.  Миша Глинка родился в имении Новоспас-ское недалеко от Смоленска, где издавна славились народные певцы.(На экране -  вид    усадьбы композитора). А его няня, Авдотья Ивановна, слыла одной из лучших песенниц. На всю жизнь ему запомнились песни, которые пела ему няня. В ее исполнении  Миша услышал много русских народных песен – грустных и веселых, протяжных и плясовых. Сам Глинка, когда вырос и стал композитором, вспоминал: «…песни, слышанные мной в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал разрабатывать народную русскую музыку.»

 Нотка. А я знаю, что одной из любимых песен Глинки была «Среди равнины ровныя» . Она мне тоже очень нравится (напевает):    

        «   Среди равнины ровныя,

           На гладкой высоте

           Растет-цветет высокий дуб

           В могучей красоте.»                                                              

 Фея. А ты   знаешь, Нотка, что Михаил Иванович Глинка впоследствии на основе этой песни написал удивительную музыку – вариации. Послушайте, ребята, как меняется в вариациях Глинки одна и та же мелодия.

Нотка. А что же с ней происходит?

Фея. Композитор словно каждый раз   разукрашивает мелодию разными узорами : тему мы узнаем, а ее наряд стал совершенно иным, чем прежде.

      Звучит фрагмент Вариаций на тему русской народной песни «Среди долины ровныя». (На экране в это время демонстрируются картины с изображениями русской природы).

Фея. Как и у многих композиторов, у Глинки есть музыка, посвященная родной природе. Давайте послушаем его романс, который называется «Жаворонок». Это задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж - его бескрайние дали, поля и луга .  Музыкальное сопровождение словно передает трели маленькой птички, которая то спускается совсем близко к земле, то вновь поднимается ввысь.

Нотка. Вы, ребята, наверно, знаете, что жаворонок – одна из первых весенних птичек. Говорят, что ее прилет знаменует начало теплой поры. Поэтому Глинка передает своей музыкой радостное настроение, которое охватывает человека от того, что наконец-то закончилась зима, и наступает весна.

         Звучит романс М. Глинки «Жаворонок» . (На экране –изображение жаворонка и картины пробуждающейся природы.)

Фея. А еще Михаил Иванович Глинка был одарен талантом сочинять музыку, которую трудно отличить от народной. Темы, которые создал Глинка, отличаются той же мелодичностью, напевностью и задушевностью, что характерны для русских народных песен.

       Дети слушают и смотрят на экране фрагменты из оперы  «Иван Сусанин»(«Жизнь за царя»):каватина Антониды, Песня Вани, Свадебный хор .

Нотка. Да, если не знать, что эти мелодии сочинил композитор, можно подумать, что они народные. Глинка даже говорил так: «Создает музыку народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем», то есть обрабатываем.  

Фея.  С детства Глинка восхищался мужеством и героизмом русского народа.

Отечественная война 1812 года, рассказы о подвигах крестьян, его земляков, в народном ополчении оставили неизгладимый след в душе впечатлительно-го мальчика. И неслучайно, задумав написать «истинно народную оперу», композитор Глинка обратился к родной истории. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там. Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.  

      В этой опере, которую Глинка назвал «Жизнь за царя», есть   сцены, связанные с образом главного героя Ивана Сусанина и его детей. Нежные, задушевные мелодии сродни русским народным песням, некоторые из них вы только что услышали. Также есть целое действие, так называемый, «польский акт», показывающее стан врагов. Музыкальные характеристики совсем другие. Вместо простой задушевной песни, вместо народных хоров звучит в основном танцевальная музыка. Четыре танца, следующие один за другим: блестящий польский (полонез), краковяк, вальс и мазурка, - образуют своего рода симфоническую сюиту. Здесь композитор мастерски передает колорит польской музыки, используя характерные обороты  и национальные танцы. 

        Демонстрируются фрагменты 2 акта оперы «Иван Сусанин».

Нотка. А еще в этой опере  есть патриотические массовые сцены, поражаю-щие своей воодушевленным, энергичным звучанием. А самый, пожалуй, известный хор «Славься» до сих пор мы можем слышать на всех   меропри-ятиях, связанных с государственными праздниками.

        Дети слушают хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

Фея. Вы, конечно, узнали эту музыку. А кто-нибудь из вас, ребята, знает, что эта музыка не так давно даже  была государственным гимном России? (Дети отвечают). А знаете ли вы еще какие-нибудь произведения Михаила Ивано-вича Глинки? (ответы детей).

         Фея предлагает исполнить парный танец на музыку М.И. Глинки «Полька».

Нотка. Ребята, а какое произведение Михаил Иванович Глинка написал на сюжет поэмы Александра Сергеевича Пушкина? Правильно, оперу «Руслан и Людмила».  Эта опера начинается со свадьбы Руслана и Людмилы, но злой

волшебник по имени Черномор похищает Людмилу, и отважный Руслан и еще несколько витязей отправляются на ее поиски. Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым номе-ром является «Марш Черномора». Давайте послушаем его.

Фея. Я только хочу напомнить, как рисует в своей поэме «Руслан и Людми-ла»  сам Пушкин облик страшного Черномора. Черномор был карликом с длинной-предлинной бородой. Вот как сказано в поэме Пушкина о его появлении:

          «Безмолвно, гордо выступая,

            Нагими саблями сверкая,

           Арапов длинный ряд идет…

           И на подушках осторожно

           Седую бороду несет;

          И входит с важностью за нею,

          Горбатый карлик из дверей:

          Его-то голове обритой,

          Высоким колпаком покрытой,

          Принадлежала борода».

 

Нотка. В «Марше Черномора» несколько основных тем. Одна из них – мощная, грозная. Но потом музыка становится таинственной, сказочной.

Глинка вводит в нее звучание колокольчиков, и мы словно слышим перезвон, который разлается в заколдованном царстве.

     Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

      Фея предлагает детям высказаться об услышанной музыке, а затем взять детские музыкальные инструменты. Дети импровизируют под фонограмму «Марша Черномора», стараясь играть в соответствии ритмическим рисунком, тембрами оркестра и динамическим звучанием произведения.

Фея. Я рада, ребята, что вы сегодня познакомились с замечательным русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой, узнали о нем и его замечательной музыке много нового.

Нотка. Но творчество этого великого русского композитора настолько значительно, что о произведениях этого композитора можно рассказывать очень долго. Поэтому давайте скажем музыке Глинки «до свидания», а это значит – до новых встреч!

        Под музыку Фея и Нотка уходят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по слушанию музыки "Полька" М. Глинка

Презентаия для интерактивной доски . "Полька" М. Глика для среднего возраста....

"От умения слушать музыку к умению слушать друг друга"

Консультация предназначена как для педагогов ДОУ, так и для родителей...

"Слушаем музыку М.И. Глинки" сценарий музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста

Конспект создан для проведения музыкального досуга по знакомству с музыкой М.И. Глинки...