Использование проектной деятельности в работе с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Липина Ольга Анатольевна

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Проектная деятельность будет способствовать:

- успешной адаптации

-активизации познавательной деятельности детей

-формированию специфических умений и навыков коммуникативного характера

-развитию творческой активности в процессе игровой и познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Липина Ольга Анатольевна

воспитатель

МКДОУ «Колчеданский детский сад №1»

Свердловская обл., Каменский р-н, с. Колчедан

Использование проектной деятельности

в работе с детьми раннего возраста

Введение:

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Как известно, был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором учитываются возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации, а также индивидуальные потребности ребёнка. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь, воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий. 

Проектная деятельность будет способствовать:

- успешной адаптации

-активизации познавательной деятельности детей

-формированию специфических умений и навыков коммуникативного характера

-развитию творческой активности в процессе игровой и познавательной деятельности.

В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь со следующими противоречиями:

  • Между возрастающим объемом информации, который необходимо донести детям согласно учебному плану и достаточно долгой и сложной адаптацией детей к детскому саду.
  • Между желанием родителей к получению информации о жизни группы, совета по развитию ребенка и отсутствием таких возможностей в группе.

Выявленные противоречия приводят к возникновению следующих проблем:

  • Трудная адаптация ребенка к детскому саду.
  • Недостаточный уровень  развития детей группы.
  • Слабая информированность родителей о жизни группы.

Поэтому, именно проектная деятельность  может быть благодатной почвой для успешной адаптации  и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста. Идея, лежащая в основе данной технологии, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

 Я решила использовать  проектную технологию в своей работе.

Тема. Активизация познавательной деятельности детей раннего возраста

средствами проектов.

Цель.  Использование проектной деятельности в работе   с детьми раннего возраста

Передо мной, как перед педагогом группы раннего возраста стоит задача:

  • создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха
  • заложить  фундамент разностороннего развития детей раннего возраста, применяя в процессе воспитания и образования современные технологии
  • воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка

Анализ обследования познавательного и речевого развития  детей раннего возраста на начало учебного года  выявил следующие результаты:

30%  -  низкий уровень познавательного и речевого развития

57% -  средний уровень познавательного и речевого развития

  13%  -  высокий уровень познавательного и речевого развития (Для обработки полученных результатов воспользовалась  методикой Е. А. СТРЕБЕЛЕВОЙ) 

Выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов.

Дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому  выбор темы  проекта осуществляю сама, основываясь на интересах детей. Темами проекта могут стать,  как и определённый  раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так и события в жизни детского сада, города, страны и т.д.

Использую подражательно-исполнительский уровень проектов, где активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

В своей группе, с детьми раннего возраста, уже второй год,  ведётся работа в данном направлении. Были реализованы проекты:

«Осени листик золотой» - проект познавательно-творческий, игровой, групповой, краткосрочный.

Продуктом проекта была выставка совместных работ родителей и детей из природного материала «Дары осени» и развлечение для детей «Осень золотая».

«День Матери»  

Цель: Познакомить детей с праздником - «День Матери». Дать понять, что только женщины, имеющие детей, называются мамами, и в этот день поздравляют только их. Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей.  Продукт  проекта: Выставка "Мама – солнышко мое", подарки для мам, чаепитие.

«Поможем птицам зимой» - формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Проект информационно-познавательный, игровой, краткосрочный. Были сделаны родителями  кормушки, приносят корм для птиц. 

 «Защитники Отечества»

Цель проекта: Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма. Оформление мини-газеты: «Защитники Отечества», развлечение «Будущие защитники».

 «Новый год у ворот» - приобщение детей и взрослых к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.

 «Мамин день» - творческий, игровой, групповой. Цель проекта: воспитание чувства глубокой любви, уважения и привязанности, бережного и заботливого отношения к маме. Результатом проекта были выставка, стенгазета, развлечение.

 «Лучок – зелёный дружок». Проект направлен на формирование у детей познавательного интереса через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Продуктом проекта стал «Мини – огород», папка -  ширма «Лук от семи недуг».

 

«Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности».

Цель проекта. Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Создание благоприятных  условий для развития мышления у ребенка раннего возраста. Продукт проекта:  создана необходимая предметно-развивающая среда, («Центр развивающих игр»),  приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики.  Сенсорная дидактическая полка:  центр  развивающих игр. Полка оборудована пособиями и игрушками развивающего характера.

«Вот оно какое, наше лето!» Цель: Создание в группе и на участке детского сада максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательных интересов воспитанников в летний период.

Итог.

Дети приобрели интерес к получению новых знаний об окружающей среде, к экспериментальной деятельности. Расширилась познавательная активность, творческие способности детей.  У детей повысилась двигательная  самостоятельность, инициатива  и сообразительность.

Пополнилась картотека игр по теме «Лето» (дидактические, подвижные, пальчиковые). Родители получили социальное и педагогическое  просвещение по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

 «Волшебница вода».

Цель проекта.  Развитие  интереса  к опытно – исследовательской деятельности через игру.

В процессе игр-экспериментов дети узнали, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, научились правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействовались все органы чувств, т. к. дети имели возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус.

Игра – эксперимент с водой помогли  детям узнать свойства и качества воды,  значение ее для окружающих.

 «Мои любимые игрушки»

Цель. Формирование у детей раннего возраста обобщённого понятия «игрушки», их назначение, существенные признаки (цвет, форма, величина);

развитие познавательной активности в игре с игрушкам

воспитание навыков бережного отношения к игрушкам. Продукт проекта:  Мини – музей « Моя любимая игрушка», пополнение развивающей среды группы. Дети стали  ценить игрушки и ухаживать за ними,   проявляют к ним эмоционально-положительное отношение; возросла познавательная активность в игре с игрушками.

Проект «В гости сказки к нам пришли»

Цель проекта. Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.

Результаты по проекту: Дети хорошо знают сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок».

В процессе ознакомления со сказками активизировался словарь, развивается связная речь. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. У детей появится интерес к играм - драматизациям. Повышена компетентность родителей  по данной теме за счет внедрения проектной деятельности. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда. Родители приняли  активное участие в проектной деятельности, ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.

Продукт проекта: Альбом «Русские народные сказки»; пазлы с изображением героев сказок; маски для сказок «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Колобок»; дидактическая игра «Найди героев сказки»; альбом «Загадки про сказочных героев», театры различного типа: «Коза и козлята» «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка- ряба», «Маша и медведь»….

Итоговое  мероприятие: музыкальный досуг «В гостях у сказки».

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает мне решить поставленные задачи. Малыш включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Родители нашей группы - это незаменимые   помощники.

Перед началом работы над проектом провожу консультацию, индивидуальные беседы, где знакомлю с содержанием и значением проекта, какое оборудование могли бы мы сделать и из чего, предлагаю его изготовить.

Родители поддерживают мою идею, предлагают помощь в решении той или иной задачи, оказывают посильную помощь, делают нестандартное оборудование своими руками. Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно - развивающая среда группы постоянно обогащается.

Результат работы.

Благоприятное прохождение периода адаптации у детей

  • лёгкая форма адаптации  - 10 детей
  • средняя форма адаптации  -  8 детей
  • тяжёлая форма адаптации  -  2 детей

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечила целостность педагогического процесса и создала окружающее пространство позволяющее организовать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Анализ обследования познавательного и речевого развития  детей раннего возраста на конец учебного года  выявил следующие результаты:

10%  -  низкий уровень познавательного и речевого развития

41%  -  средний уровень познавательного и речевого развития

49 %   - высокий уровень познавательного и речевого развития

Таким образом,  пришла к заключению, что при использовании проектного метода в работе   с детьми раннего возраста   отмечается  положительная динамика.

Заключение.

Как показала практика  условия, которые  созданы в нашей группе, способствовали  развитию детей по всем психофизиологическим параметрам: создали положительное состояние у детей, организовывали рациональный двигательный режим, предупреждали детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха

Проектная деятельность  стала благодатной почвой для успешной адаптации  и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста.

Библиографический список

  • Сотникова В.М. «Действия с предметами и предметные игры». – М., 2006.
  • Теплюк С.Н. «Организация прогулок с детьми». -М.,2005.
  • Теплюк С.Н. «Ребенок второго года жизни».  Методическое пособие – М.: 2008-2010.
  • Теплюк С.Н. «Ребенок третьего  года жизни».  Методическое пособие – М.: 2011.
  • Печора К.Л. Сотникова В.М. « Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста». -М., 2000.
  • Рыкова О.В. «Малыши, физкульт-привет!» - М., 2006.
  • Литвинова М.Ф. «Подвижные игры и упражнения с детьми». - М., 2005.
  • Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родите¬лей. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  • Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т.«Чудеса на песке». Методический практикум по песочной  игротерапии. — СПб.: «Златоуст»
  • И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"
  • Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев»
  • А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  • «Наши пальчики играют»
  • Борисенко М.Г.«Наши пальчики играют»
  • О.А. Зажигина «Игры; для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
  • Интернет источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогу откроет большие возможности для активизации мыслите...

Использование проектной деятельности в работе с детьми раннего возраста

Проектная деятельность будет способствовать: - успешной адаптации-активизации познавательной деятельности детей-формированию специфических умений и навыков коммуникативного характера-развитию творческ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Тема самообразования  «Проектная деятельность с детьми раннего возраста».Срок реализации:   01.09.2016г -25.05.2017г.Цель:  освоить технологию проектно-исслед...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему "Использование театрализованной деятельности в работе с детьми раннего возраста"

Малыши очень восприимчивы к фольклору, также им очень нравятся небольшие стихотворения и песенки. Воспитатель группы раннего возраста должен иметь в запасе большое количество таких произведений....

Использование проектной деятельности в работе с детьми раннего дошкольного возраста. Детский проект «Почему падают листочки» в 1 младшей группе (2-3 года).

Организация проектной деятельности в ДОУ связана с идеей о направленности познавательной работы ребенка на результат, достигаемый в ходе сотрудничества с педагогом, родителями. Педагогический процесс ...

Проектно-исследовательская деятельность в работе с детьми раннего возраста

В данной статье рассматривается метод проектов, как один из эффективных в работе с детьми раннего возраста....