"Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС"
консультация (средняя группа) на тему

Шмелева Палина Григорьевна

Использование лэпбуков в работе с детьми .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_kak_sredstvo_obucheniya_v_usloviyah.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС

«Не давите на ребенка,

 а ставьте пред ним такие задачи,

которые он способен выполнить»

 А. Ульянов, И. Винокур, М. Лайтман.

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада встречи с людьми, чья профессия, как и моя - воспитатель. Нас часто сравнивают с волшебниками, которые открывают детям дверь в мир взрослых. И от того, что знаем и умеем мы, зависит чему мы научим своих воспитанников. Но чтобы научить детей надо постоянно идти в ногу со временем, искать новое, интересное, занимательное. И сегодня я хочу с вами поделиться тем, что я начала применять для этого в своей работе. Надеюсь, что вы тоже возьмете это себе на заметку.

Каждый из нас хочет видеть своего воспитанника физически и психически здоровым. Достижения детей определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность и Стандарт дошкольного образования не предъявляет жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит в центр внимания - индивидуальный подход к ребенку и игру.

Главная особенность организации образовательной деятельности в детском саду на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня каждый из нас применяет новые эффективные формы работы с детьми:

- ИКТ,

- проектная деятельность,

- игровые, проблемно –обучающие ситуации.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым»

Развитие ребенка осуществляется в игре.

Вы согласитесь со мной, что сегодня все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому чтобы повысить эффективность работы с детьми каждый воспитатель ищет новые формы организации образовательной деятельности. В таком поиске всегда нахожусь и я. Результатом моего поиска стала тематическая папка или «лэпбук».

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые их стали создавать американцы. 

Лэпбук (lapbook) – в переводе с английского языка означает «книга на коленях», это интерактивная самодельная книга или папка, которая содержит внутри множество кармашков, книжек-раскладушек, картинок, конвертиков, окошек, дверок и других деталей, которые очень нравится детям. Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функцию.

Вы может, скажите, что это технология не новая и возможно ваши коллеги используют интерактивные папки (лэпбуки), в своей педагогической деятельности, но они недостаточно широко распространены в детских садах и заслуживают особенного пристального внимания, как технология дошкольного образования. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.

Значение лэпбука для педагогов:

Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; оформлению результатов совместной проектной деятельности и может быть формой представления итогов проекта или тематической недели;

Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Это прекрасный и замечательный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Значение лэпбука для ребенка:

Способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

Способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора информации по изучаемой теме;

Способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Подводя итог выше сказанного можно выделить следующее преимущества обучения при использовании лепбука:

Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

- информативен;

- способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера;

- обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен, многофункциональный;

- доступен детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;

- структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста.

   Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает педагогу:

– возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

– создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

          И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

Я хочу познакомить вас с опытом работы с лэпбуками в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. У нас в группе есть лэпбуки, с которыми мы уже работаем с детьми это:

Мой город

   Который содержит разделы:

- "История моего города";

- "Тогда и сейчас";

- "Памятники";

- "Гимн моего региона";

- "Дата основания города";

- Герб и Флаг;

- "Мой город на карте";

- "Известные люди";

- "Стихотворения";

- "Музеи".

Азбука здоровья

Содержание этого лэпбука способствует формированию представления детей о здоровом образе жизни (спорте, правильном питании, гигиене).

Направлено на развитие логического и творческого мышления.

Содержит:

- строение тела человека;

- полезная и вредная еда (15 карточек с полезной пищей,

15 карточек с вредной пищей, пирамида правильного питания);

- игра "Спортивное лото";

- физминутки 4 карточки;

- стихотворение о здоровом обазе жизни;

- виды зимнего и летнего спорта (16 карточек);

- информация о гигиене (правильное мытьё рук);

- поделка "Улыбка" (шаблон и последовательность);

- информация "Как правильно чистить зубы";

- гимнастика для глаз;

- пословицы и поговорки;

- пазл 1 картинка;

- раскраски 6 карточек;

- вращающийся круг "Режим дня";

- загадки.

Русская народная тряпичная кукла

   Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и интереса к русским народным традициям, культуре; направлено на развитие творческого мышления, мелкой моторики рук; логического мышления, речи; расширение кругозора.

Содержит:

- "Какие бывают куклы?" (12 карточек с описанием);

- информация почему кукла безлика?;

- последовательность для самостоятельного изготовления куклы;

- сказка;

- стихотворения;

- раскраски;

- игра "Собери картинку";

- "Шкатулка мастерицы" (карман для хранения лоскутков, ниток и пр. для изготовления куклы);

- игра "Закончи пословицу" (пословицы поделены на половинки, нужно соединить по смыслу);

- правила, которые нужно соблюдать для изготовления куклы-оберега.

Русская народная культура и быт

    Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и интереса к русским народным традициям; на развитие воображения логического и творческого мышления, речи, памяти; расширение кругозора.

  Содержит:

- женский и мужской национальный костюм (описание элементов);

- шаблоны рубах для творчества (раскраска, аппликация, проч.);

- сказка "Каша из топора";

- игра герои сказок и место действия (сочинить короткую сказку);

- частушки;

- пословицы и поговорки (составить из двух частей);

- обычаи и традиции русского народа;

- карточки с музыкальными инструментами (12 штук);

- книжка-малышка "Народное творчество" (виды творчества);

- домашняя утварь;

- русские народные блюда;

- игра "Убранство избы".

Нет милее дружка, чем родная матушка!

    Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и уважительного отношения к матери, к её труду;

на воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного;

направлено на развитие речи, памяти, логического и творческого мышления, расширение кругозора.

 Содержит:

- стихотворения о маме;

- конверт пожеланий маме;

- 8 карточек "Как помочь маме";

- словесные игры: (опиши маму при помощи слов, придумай историю по картинке, кто твоя мама по профессии, пословицы и поговорки);

- игра "У всех есть мама" (животные взрослые и их детёныши);

- игра "Мамин гардером" (одежда по временам года, одежда для работы и отдыха);

- игра "Салон красоты" (множество причёсок);

- разложи от темного к светлому (лак и помада);

- украшения своими руками (из макаронных изделий);

- игра "Помоги маме накрыть на стол" (сервировка стола по схеме).

Русская народная роспись и игрушка

         Лэпбук содержит информацию об основных видах народной росписи, дымковской игрушке и матрешке. В данный лэпбук входят игры на развитие памяти, логического и творческого мышления.

Содержит:

- основные виды росписи;

- игра "Собери картинку";

- мотивы росписи;

- стихотворение о жостовском подносе (виды подносов);

- шаблоны подносов для аппликаций;

- мотивы росписи дымковской игрушки;

- последовательность лепки дымковской игрушки;

- раскраски;

- виды матрёшек;

- игра "Собери матрёшку".

Масленица

  Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и интереса к русским народным традициям; направлено на развитие логического, творческого мышления, речи, памяти; расширение кругозора.

 Содержит:

- масленичная неделя (стихотворение);

- тарелка с блинами (стихотворения), блин как символ Солнца;

- подбери начинку к блинам;

- поделка "Кукла масленица";

- загадки (подбери отгадку картинку);

- ребусы;

- сказка "Зима и Масленица";

- раскраски.

ПДД: тогда и сейчас

 Ориентировано на старших дошколтников, младших школьников. Содержание лэпбука знакомит детей с историей возникновения ПДД, знаков и светофоров. Закрепляет имеющиеся знания ПДД.

Способствует развитию логического мышления.

Разделы лэпбука:

- светофоры для водителя и пешехода (как работают одновременно);

- "Когда появились первые правила?";

- "История дорожного знака";

- "Первые автомобили";

- "Как появился светофор";

- "А если пропадут правила и знаки?"

- что должен знать ребёнок в разных социальных ролях: пешеход, велосипедист, пассажир автомобиля, пассажир общественного транспорта;

- ребусы;

- "Раскажи в чём отличие знаков?"

- загадки;

- 2 викторины (пешеход, велосипедист);

- пазл.

И другие.

   «Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО»

В связи с внедрением ФГОС ДО,  каждый педагог ищет новые подходы и идеи, которые помогут ему лучше и качественее организовать его педагогическую деятельность. Что такое ЛЭПбук и чем он интересен ...

Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС в саду.

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) нам воспитателям  приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют н...

Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вашему вниманию предлагаю новое, интересное, незаменимое методическое пос...

"Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС"

quot;Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС"...

Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО

Лепбук как один из новых средств обучения,  соответствующих новым требованиям и целям обучения....

Презентация "Лэпбук, как средство обучения в условиях ФГОС"

Согласно новым требованиям и целям и целям обучения, которые обозначены во ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффектив...