Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС в саду.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Новикова Асия Амировна

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) нам воспитателям  приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_kak_sredstvo_obucheniya_v_usloviyah_fgos.docx956.95 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС.

Подготовила Новикова А.А.

  В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) нам воспитателям  приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед нами стоит задача научить воспитанника воспользоваться полученной информацией ранее, не забыть ее. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на занятиях и в других видах деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование методику создания лэпбука. Сейчас в детских садах стали все чаще использовать лэпбуки.

В начале, давайте разберемся, что же означает понятие «лэпбук»: В переводе с английского значит "наколенная книга". Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.  Лэпбук - это сравнительно новое средство обучения. Она очень удобна в обращении. За один раз можно просмотреть всё её содержимое. Это книга, которую взрослый собирает один,  но может работу сделать  и совместно с детьми. Это их сближает ведь работу придётся делать сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда несколько человек  работают над одним лэпбуком. Каждый лэпбук уникален, как уникальны и его создатели, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как взрослый и ребенок и  какими средствами они пользуется для достижения своих целей.

Склеивают лэпбук из  отдельных частей в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях учащегося.  Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у ребенка творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы

Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься детьми  как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. В лэпбуке можно найти развивающие игры, стихи, загадки, пословицы и многое другое.

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание. Как говорилось выше, лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, воспитатель  за период обучения может создать в  группе  целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой или различные не связанными друг с другом.  Такой необычный способ работы с информацией поможет детям по своему желанию организовать, лучше понять, запомнить и систематизировать изученный материал. Дети овладеют обобщающими понятиями, научатся описывать живые и неживые объекты, отгадывать загадки, придумывать рассказы. Рассматривание папки в дальнейшем, позволит быстро освежить в своей памяти пройденное. Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что такая необычная подача материала привлекает внимание ребенка, и он возвращается к этой книге неоднократно. Использование такой формы работы даёт возможность построить мне свою деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука.

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, воспитателю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на занятии или в свободное время, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача воспитателя лишь придавать ребятам  уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.  

Рассмотрим конкретный пример лэпбука. В группе мы с детьми в течение года занимались проектом «Заповедные места Приморья». Ребята  узнали и познакомились с огромным количеством материала, но его нужно было систематизировать и обобщить, что я и сделала в лэпбуке «Заповедные места Приморья». Мы совместно с детьми и родителями распределили, кто какой возьмет блок информации и подготовит его для исполнения, потом соединили вместе и вот что у нас получилось. В нем нашлось место играм, стихам о природе родного края, загадкам, интересной информации о животных, птицах, заповедниках Приморского края и многое другое.

C:\Users\mlh\Desktop\Лэпбук\IMG_1765.JPG   C:\Users\mlh\Desktop\Лэпбук\IMG_1766.JPG

C:\Users\mlh\Desktop\Лэпбук\IMG_1767.JPG  C:\Users\mlh\Desktop\Лэпбук\IMG_1768.JPG

C:\Users\mlh\Desktop\Лэпбук\IMG_1769.JPG  C:\Users\mlh\Desktop\Лэпбук\IMG_1770.JPG

C:\Users\mlh\Desktop\Лэпбук\IMG_1771.JPG