Рабочая программа воспитателя по организации и осуществлению образовательной деятельности во второй младшей группе на основе примерной общеобразовательной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. 2017-2018 г.
рабочая программа (младшая группа) на тему

 Рабочая программа разработана для организации образовательной деятельности воспитанников второй младшей группы ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4  лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Содержание

Раздел 1.Пояснительная записка.......................................................................................................................................................3

Раздел 2. Содержание программы....................................................................................................................................................6

2.1. Возрастные и психологические особенности развития детей дошкольного возраста 3-4 лет..................................6

2.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении..................................................................14

2.3. Учебный план ...................................................................................................................................................................18

2.4. Расписание занятий ..........................................................................................................................................................19

2.5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.........................20

2.6. Система мониторинга ......................................................................................................................................................46

2.7. Работа с родителями.........................................................................................................................................................50

2.7.1 Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям...................................................51

2.7.2. Формы сотрудничества с семьей и социальными партнерами.......................................................................53

Раздел 3.Организационный.............................................................................................................................................................. 55

        3.1. Материально-техническое оснащение............................................................................................................................55

        3.2. Учебно-методическое обеспечение.................................................................................................................................56

Приложение:   Перспективно-тематическое планирование по 5 областям. Материалы мониторинга. План работы по взаимодействию с семьями воспитанников.                                                                                                                                                                                 


Раздел № 1. Пояснительная записка

1.Адресат

Рабочая программа разработана для организации образовательной деятельности воспитанников второй младшей группы ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4  лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

2.Норматив

ные документы

Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
  • Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.Г. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2016. – 320 с.
  • Устав МДОУ «Детский сад  № 7 «Искорка» от 26.12.2011 г.

3.Парциаль

ные программы

  • Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольногои младшего  школьного  возраста» (элементы);
  • А.А. Вахрушевой, Е.Е. Качемасов «Здравствуй  мир!» (окружающий  мир  для дошкольников 2-7 лет).

4.Цель и задачи

Цель программы: непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию успешной самореализации на всех этапах жизни.

Задачи программы

  • Укреплять здоровье, закаливать и развивать двигательную активность  детей;
  • Развивать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем;
  • Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению;
  • Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных делах;
  • Развивать творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой деятельности;
  • Обогащать социальные представления о людях, о родном городе, стране.

5. Срок реализации программы

            2017 – 2018  учебный год.

6.Технологии

Практическая реализация системы дидактических принципов деятельностного метода обеспечивается в Программе технологией «Ситуация» (Л.Г. Петерсон, Е.Ю. Протасова, А.И. Буренина).

Раздел № 2 Содержание программы

2.1 Возрастные и психологические особенности развития детей дошкольного возраста 3-4 лет.

         В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) средние антропометрические показатели к четырем годам следующие: мальчики весят 16,3 кг при росте 102,4 см, а девочки весят 15,9 кг при росте 100,7 см. При этом главный показатель нормы – комфорт и хорошее самочувствие ребенка.

         Развитие моторики и становление двигательной активности. Движения детей четвертого года жизни становятся более разнообразными и координированными. Они активно двигаются, часто упражняются в ходьбе, беге, прыжках, ползании и лазании, катании, бросании и ловле предметов. Однако большинство детей не в полной мере согласуют движений рук и ног в процессе ходьбы и бега. Малыши часто опускают голову и плечи, смотрят себе под ноги, походка остается еще тяжелой. В то же время ходьба становится более уверенной: уменьшаются раскачивания и повороты плеч в сторону шага, свободнее становятся движения рук.

         Малыши очень любят ходить и бегать врассыпную, по кругу, за воспитателем, но их бег еще неравномерен, движения рук не энергичны. Дети с удовольствием подпрыгивают на месте, вверх, доставая предмет, подвешенный выше поднятых рук, перепрыгивают из обруча в обруч; продвигаются вперед прыжками, прыгают в длину с места и спрыгивают с небольшой высоты. При этом малыши прыгают тяжело, на всю ступню и неуверенно спрыгивают с высоты (как правило, на прямые ноги).

         Дети 3-4 лет в самостоятельной деятельности широко используют разные виды ползания: на четвереньках, опираясь на колени и ладони, ступни и ладони, колени и предплечья. Движения ползания достаточно уверенные. Лазание по лесенке, стремянке, гимнастической стенке требует от детей большого напряжения: они передвигаются достаточно медленно и в произвольном темпе, используя приставной шаг.

        Упражнения в бросании и ловле мяча, предметов вдаль, в горизонтальную цель, друг другу становятся у детей все более координированными. К четырем годам появляется подготовительная фаза движений бросания: отведение руки вниз, назад и в сторону и т.д. Однако замах рукой еще слабый, между замахом и броском отмечается длительная пауза. У малышей остается неуверенность в бросании и ловле мяча и разных предметов: они напрягают руки и плечи, сжимают крепко пальцы или, на- оборот, широко их расставляют.

          На четвертом году жизни у детей формируются элементарные навыки совместной игровой и двигательной деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают все больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазании. Обладая определенным запасом движений, дети еще не способны заботиться о результатах своих действий, они поглощены самим процессом. Наряду с этим движения детей постепенно приобретают все более преднамеренный характер. Они уже способны выполнять различные движения по своему усмотрению и по указанию воспитателя. Малыши начинают и заканчивают движение в соответствии с музыкой или по сигналу, ритмично ходят и бегают под музыку.

            Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребенком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания действиям знакомых образов. Дети более сознательно следят за показом движений педагога, стараясь выслушивать все его пояснения. Сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей («Кот и мыши», «Поезд», «Наседка и цыплята», «Автомобиль», «Лошадки» и др.).

         У детей четвертого года жизни происходит развертывание разных видов деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности в течение дня (по данным шагометрии, 11-12,5 тыс. движений). На занятиях по физической культуре показатели двигательной активности детей 3-4 лет колеблются от 850 до 1370 движений, в зависимости от состояния здоровья, а также индивидуальных возможностей (функциональных и двигательных).

            Психическое развитие. Социальная ситуация развития характеризуется увеличивающейся самостоятельностью ребенка, расширением его знакомства с окружающим миром. Особое изменение претерпевает общение: ребенок пытается оказывать влияние на взрослого.

            На смену деловому сотрудничеству раннего возраста приходит познавательная форма общения, наступает возраст «почемучек». Общение с взрослым постепенно приобретает внеситуативный характер. Главный мотив общения – познание окружающего мира. Именно в этом общении с взрослым формируются привычки и эталоны поведения ребенка. Взрослый по- прежнему – главный партнер по общению, однако в этом возрасте начинает усложняться общение детей со сверстниками: совместные действия начинают обсуждаться и согласовываться, но ребенок пока легко меняет сверстников – партнеров по общению, не демонстрируя привязанности к кому-либо из детей.

           Появляется сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дети 3-4 лет в сюжетно-ролевых играх подражают взрослым, имитируя предметную деятельность. Они поглощены процессом выполнения действий, действия еще не согласованы, роли сменяются. Игра продолжается, как правило, 10-15 минут. Основные темы заимствуются из повседневной жизни, знакомой ребенку, – семья, детский сад, сказки, мультфильмы. В первую очередь через игру происходит созревание и развитие новообразований, становление познавательных процессов, личностных качеств ребенка.

           Среди познавательных процессов, наиболее развивающихся в этом возрасте, выделяется память (Л.С. Выготский). Именно она во многом влияет на развитие всей познавательной сферы ребенка на четвертом году жизни. Память пока непроизвольная, однако ребенок легко запоминает новые слова, стихи и сказки, которые ему читают, склонен к повторению – любит слушать одни тексты по нескольку раз. У большинства детей в этот период доминирует зрительно-эмоциональная память, реже встречаются дети с развитой слуховой памятью. Постепенно ребенок начинает повторять и осмысливать те сюжеты, которые он услышал или увидел, появляются зачатки произвольности запоминания.

           Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер, к 4 годам восприятие приобретает черты произвольности – ребенок способен целенаправленно наблюдать, рассматривать, искать, хотя и недолгое время. Возраст 3-4 лет – это возраст формирования сенсорных эталонов – представлений о форме, цвете, размере, однако сенсорные эталоны пока остаются предметными, т.е. существуют в тесной связи с предметом и не являются абстрактными.

                 Активно развивается речь ребенка. Дети в биэтнических семьях начинают говорить на двух языках, их речевое развитие из-за этого может отставать от детей из моноэтнических семей. В этот период язык, на котором говорит ребенок и его ближайшее окружение (семья), начинает укореняться в психике ребенка как ведущий.

                  Благодаря развитию речи и общению с взрослыми формируется мышление ребенка. До 3,5-4 лет ведущим является наглядно-действенное мышление, и в нем постепенно закладываются основы наглядно-образного мышления. Это происходит благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Мышление ребенка эгоцентрично, он не способен поставить себя на место другого, это своего рода внутренняя позиция, которая к концу дошкольного возраста преодолевается в связи с взрослением.

                   Воображение развивается в тесной взаимосвязи с мышлением и является основой появления наглядно-образного мышления. В ситуациях негативных эмоциональных переживаний ребенок в воображении призывает на помощь героев сказок, снимая угрозы с собственного «Я». В этот период можно услышать истории-фантазии, когда ребенок рассказывает о себе как о положительном герое. Под влиянием своих чувств и переживаний дети уже пытаются сочинять истории, сказки, стихи (как правило, даже не задумываясь, о чем будет сюжет).

                Внимание приобретает все большую сосредоточенность и устойчивость. Ребенок начинает управлять своим вниманием и пытается сознательно «направлять» его на предметы.

                Эмоциональный мир ребенка этого возраста очень гибок и подвижен, его благополучие зависит от ситуации и ближайшего окружения. Чем благоприятнее окружение, чем лучше близкие понимают и принимают ребенка, тем лучше складывается общая ситуация развития: ребенок положительно оценивает себя, у него формируется адекватная самооценка и доверие к миру взрослых. В этот период могут проявляться последствия кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, агрессивность.

                    Центральным механизмом развития личности в этот период остается подражание: ребенок копирует поступки взрослых, еще не до конца осознавая их смысла. В 3 года ребенок реагирует на оценку взрослыми своего поведения, ему приятны похвалы. Он пока не может оценить поступок, а просто ориентируется на мнение взрослых и испытывает эмоциональное удовлетворение от признания своих успехов. Однако уже к 3,5 годам дети могут достаточно адекватно чувствовать свои возможности: достигая успехов в познании, получая поддержку, похвалу от взрослого, ребенок развивается как личность. Появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся самостоятельностью действий, постепенно возникает осознание самого себя. Развитие самосознания связывается в этом возрасте с отделения себя от других, с появлением позиции «Я» и положительного отношения к своему имени. Ребенку важно знать, что он ценен, что его имя признается – так постепенно формируется базовая установка самосознания: «Я – Миша (Маша) хороший (-ая)».

                  Особое внимание при работе с детьми четвертого года жизни следует обратить на развитие самостоятельности. Не случайно любимым выражением ребенка этого возраста становится «Я сам!». Важно поощрять желание ребенка проявлять самостоятельность, поддерживать желание что- то выполнить, сделать без помощи взрослого. Своим невмешательством взрослые показывают ребенку, что он уже может сам справиться со многими задачами (соответствующими его возрасту).

                   На четвертом году жизни только начинает формироваться произвольность поведения, деятельность ребенка носит еще неустойчивый характер. Произвольность деятельности предполагает наличие умения удержать в сознании цель деятельности, планировать процесс ее достижения. На устойчивость и результативность деятельности большое влияние оказывает предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности (в этом возрасте дошкольников привлекает мотив сделать что-то для себя, для своей игры). Мотив общественной пользы еще малоэффективен. Происходит начало зарождения важнейшего волевого качества – целеустремленности. Более четко это проявляется при постановке цели, слабее – при планировании и реализации принятой цели.

             Характеристика речевого развития. При благоприятных условиях воспитания к четырем годам в основном происходит усвоение звуковой системы языка (произношение звуков, становление элементарной интонационной стороны речи – умения передать интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. Начинают активно употребляться прилагательные и местоимения.

            В этом возрасте еще наблюдается неспособность к вычленению существенных признаков предмета, несоответствие между овладением фонетической и содержательной сторонами речи. Вместе с тем у ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее времена глаголов, повелительное наклонение. В речи начинают появляться сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению самостоятельных связных высказываний описательного и повествовательного характеров.

            Однако в этом возрасте дошкольники еще неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л, ль) звуки, некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, дикции, темпа, сила голоса.

            Овладение основными грамматическими формами также имеет особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения.

           Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка этого возраста ситуативна (содержание высказывания может быть понято в конкретной ситуации), в ней преобладает экспрессивное изложение.

2.2 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.

           В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемой образовательной деятельности с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды).

       Режим дня составлен для 12-часового пребывания детей в группах ДОУ, с графиком работы с 7.00 до 19.00, при пятидневной рабочей неделе. Допускается внесение изменений с учетом специфики деятельности конкретного ДОУ (наличие бассейна, замена ужина «уплотненным» полдником, особенности климата, длительность светлого времени суток, дополнительные образовательные услуги и т.д.), но недопустимо несоответствие требованиям СанПиН 2.4.1.2731-10: сокращение времени прогулки, сна, увеличение времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

      В соответствии с п. 12.11 СанПиН 2.4.1.2731-10 продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 30 минут (не более 2 занятий). Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, во второй младшей группе – 10 часов. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. Занятия могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю. В середине занятия статического характера включается физкультминутка.        

       Занятия, требующие повышенной познавательной активности  и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее  высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени реализуемой образовательной программы (занятий). Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (ЛФК, массаж, занятия с логопедом, с  психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями. Домашние
задания   воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.

      Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. При наличии в ДОУ дополнительных образовательных услуг допустимо выделение времени, оговоренного в СанПиН, для  дополнительного образования: для детей 4-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 20 минут.

      При неблагоприятных погодных условиях, оговоренных в СанПиН 2.4.1.2731-10, в случае отмены или сокращения прогулки время используется для организации двигательной активности детей, досуговой, театрализованной, музыкальной и игровой деятельности.

        Режим дня утверждается педагогическим советом и руководителем ДОУ.


РЕЖИМ ДНЯ

на холодный период года во второй младшей группе МБДОУ Детский сад № 7 «Искорка»

Режимные моменты

Время

Дома

Подъём, утренние гигиенические процедуры

06.30 – 07.30

В ДОУ

Утренний приём детей, осмотр, общение (в том числе индивидуальное), деятельность по интересам и выбору детей,  утренняя гимнастика, общественно полезный труд (в том числе дежурство детей).

7.00 – 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.20 – 8.50

Самостоятельная деятельность детей по интересам, игры, общение, простейшее экспериментирование, подготовка к непосредственно образовательной деятельности (с привлечением желающих детей).

8.50 – 9.00

Непосредственно образовательная деятельность (в соответствии с расписанием ДОУ)

9.00 – 9.40

Самостоятельная деятельность детей

9.40 – 9.55

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки.

9.55 – 11.55

Самостоятельная деятельность детей

11.55 – 12.10

Подготовка к обеду, обед.

12.10 – 12.50

Подготовка ко сну, дневной сон.

12.50 – 15.00

Постепенный подъём, гимнастика пробуждения, воздушные и водные процедуры, подготовка к полднику.

15.00 – 15.20

«Уплотненный»  полдник.

15.20 – 15.45

Совместная деятельность взрослого с детьми.

15.45 – 16.15

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки.

16.15 – 18.15

Самостоятельная деятельность детей, игры, общение. Уход домой.

18.15 – 19.00

Дома

Прогулка, возвращение с прогулки.

19.00 – 19.50

Ужин, спокойные игры, семейное чтение.

19.50 – 20.20

Вечерние гигиенические процедуры.

20.20 – 20.45

Подготовка ко сну, ночной сон.

20.45 – 6.30 (7.30)

РЕЖИМ ДНЯ

на тёплый период года во второй младшей группе МБДОУ Детский сад № 7 «Искорка»

Режимные моменты

Время

Дома

Подъём, утренние гигиенические процедуры

06.30 – 07.30

В ДОУ

Утренний приём детей, осмотр, общение (в том числе индивидуальное), деятельность по интересам и выбору детей,  утренняя гимнастика, общественно полезный труд (в том числе дежурство детей).

7.00 – 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.20 – 8.50

Самостоятельная деятельность детей по интересам, игры, общение, простейшее экспериментирование, подготовка к непосредственно образовательной деятельности (с привлечением желающих детей).

8.50 – 9.20

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки.

9.20 – 11.55

Самостоятельная деятельность детей

11.55 – 12.10

Подготовка к обеду, обед.

12.10 – 12.50

Подготовка ко сну, дневной сон.

12.50 – 15.00

Постепенный подъём, гимнастика пробуждения, воздушные и водные процедуры, подготовка к полднику.

15.00 – 15.20

«Уплотненный»  полдник.

15.20 – 15.45

Совместная деятельность взрослого с детьми.

15.45 – 16.15

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки.

16.15 – 18.15

Самостоятельная деятельность детей, игры, общение. Уход домой.

18.15 – 19.00

Дома

Прогулка, возвращение с прогулки.

19.00 – 19.50

Ужин, спокойные игры, семейное чтение.

19.50 – 20.20

Вечерние гигиенические процедуры.

20.20 – 20.45

Подготовка ко сну, ночной сон.

20.45 – 6.30 (7.30)

2.3 Учебный план

          Содержание Программы обеспечивает развитие личности в различных видах деятельности по пяти образовательным областям.

Образовательная область

Приоритетный вид детской деятельности

Количество часов в неделю

Социально – коммуникативное развитие

Безопасность, труд, социализация

Реализуется в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская (развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром), конструирование

2

2

Речевое развитие

Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора

1

1

Художественно - эстетическое развитие

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация), восприятие художественной литературы и фольклора

2

4

Музыкальная

2

Физическое развитие

Двигательная

3

3

Всего

10

2.4 Расписание НОД

Примерное расписание НОД (непосредственно образовательной деятельности)

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

9.00 –  9.15

Лепка / Рисование

ФЭМП

(математика)

Развитие речи, восприятие художественной литературы и фольклора

Аппликация / Конструирование

Ознакомление с окружающим миром

2

9.25 –  9.40

Физкультурное

занятие

Музыкальное занятие

Физкультурное занятие

Музыкальное занятие

3

Прогулка

Физкультурное

занятие

4

Вторая половина дня

Досуг


2.5 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

       Задачи психолого - педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Образовательная область «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Содержание общения с детьми.

1.Человек среди людей

  • Я - Человек.
  • Я - мальчик, я - девочка.
  • Мужчины и женщины.
  • Моя семья.
  • Детский сад - мой второй дом.

2.Человек в культуре

  • Русская традиционная культура.

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ: 

Раздел 1. Человек среди людей 

  • Формировать, конкретизировать первоначальные представления о себе, своей семье; полярных эмоциональных состояниях людей (веселый – грустный).
  • Способствовать проявлению интереса к сверстникам; к различным аспектам жизни взрослых людей.
  • Стимулировать проявления эмпатии во взаимоотношениях с людьми разного возраста и пола; подражания социально одобряемым поступкам.
  • Содействовать развитию первоначальных умений распознавать человека на картинках, фотографиях, иллюстрациях; включаться в совместную деятельность, выполнять требования к поведению в детском саду и семье.
  • Обогащать словарь, необходимый для общения.
  • Учить использовать при общении доступные речевые средства.
  • Приобщать к использованию простых форм речевого этикета («здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста»).
  • Поощрять доброжелательное общение друг с другом, развивать навыки взаимодействия.
  • Развивать речевую активность (умение задавать вопросы, делиться впечатлениями).

Раздел 2. Человек в культуре

  • Формировать, конкретизировать первоначальные представления о некоторых атрибутах русской (а также местной национальной) культуры; знакомить детей с их назначением; о народных игрушках (матрешка и др.), о малых формах русского (местного национального) фольклора; о русских (местных национальных) народных праздниках.
  • Способствовать становлению первоначального интереса к культуре своего народа, проявлению эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора.
  • Стимулировать проявление положительных эмоций при обыгрывании потешек, пестушек, сказок, при вождении хороводов, исполнении плясок, участии в народных праздниках.
  • Формировать элементарные представления о занятиях детей и взрослых (дети ходят в детский сад и в школу, взрослые – на работу).
  • Поддерживать интерес к трудовой деятельности людей ближайшего окружения (воспитатель, повар, медсестра, дворник и др.), их профессиональным обязанностям и принадлежностям; учить бережно относиться к результатам труда взрослых и выражать им благодарность за заботу.
  • Расширять опыт самообслуживания, продолжать формировать культурно-гигиенические навыки, содействовать появлению интереса к выполнению посильных трудовых поручений (с быстро достижимым результатом).
  • Использовать трудовую деятельность для сенсомоторного развития и формирования целостной личности ребенка.
  • Формировать культуру безопасного поведения:

 - учить различать действия, одобряемые и не одобряемые взрослыми, понимать, что можно делать и что нельзя (опасно);

- учить безопасно осуществлять манипулирование (экспериментирование) с доступными для изучения материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), природными объектами, предметами быта, игрушками;

 - учить безопасно осуществлять практические действия в процессе самообслуживания, использования бытовых предметов, выполнения гигиенических процедур, в ходе игровой, изобразительной, двигательной деятельности;

- подводить к пониманию элементарных наиболее общих правил безопасного поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на участке дошкольной образовательной организации, на улице, в общественных местах, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

- формировать сенсорный, исследовательский, коммуникативный опыт, начальные представления об окружающем мире, лежащие в основе безопасного поведения; - формировать основы мотивационной готовности к соблюдению правил безопасного поведения;

- закладывать основы физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций. (Программа «Мир открытий» стр.95)

Развитие игровой деятельности.

Сюжетно-ролевые игры.

«Я водитель», «Я продавец», «Я парикмахер», «Я мама», «Семья», «Детский сад», «Доктор», «Зоопарк», «Кукольный театр» и т.д. (Программа «Мир открытий» с. 98)

Игры-экспериментирования.

  • Игры с игрушками, побуждающими к экспериментированию («Лего», «Акваплей» и др.)
  • Игры с природным материалом (игры с песком и с водой)
  • Социальные игры-экспериментирования с взрослыми и с другими детьми («Коза рогатая», «Сорока-ворона», «Ку-ку – а вот она!» и т.п.),

(Программа «Мир открытий» с. 99)

Развитие коммуникативных умений.

           Особое внимание уделяется развитию умения общаться у детей, пришедших из семьи, малоактивным и малоразговорчивым в общении с детьми и педагогом.

          Очень важно развивать у младших дошкольников инициативную речь, умение поддерживать диалог с взрослыми и детьми (уметь обратиться к взрослому и ребёнку с вопросом, рассказать о себе). Необходимо научить детей называть взрослых по имени и отчеству, сверстников из группы называть по имени, обращаясь к ним доброжелательно и ласково.            Развивая культурно-гигиенические навыки, знакомить их с правилами элементарного культурного поведения. Надо приучать детей использовать самые простые правила речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить).

         Развивать невербальные средства общения (жесты, мимику), использовать их адекватно, учитывая коммуникативную ситуацию, ориентируясь на партнера.

        Нужно учитывать разный речевой и коммуникативный уровень детей, пришедших в детский сад из семьи, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения, как на занятиях, так и особенно вне занятий.

           Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка.

           В индивидуальном общении легче проводить обучение рассказыванию из личного опыта (о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких).

           Индивидуальная работа проводится в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка. Если проводятся фонетические и грамматические упражнения, они могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. При этом надо шире использовать наглядность: игрушки, картинки (предметные и сюжетные), персонажи кукольного театра.

Формирование культуры безопасности.

          Главными факторами формирования навыков безопасного поведения в 3-4 года являются ознакомление детей с моделями культурного и безопасного осуществления различных видов деятельности и отработка выполнения правил в разных ситуациях, основной объем программных задач решается в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах по следующим направлениям:

  • Природа и безопасность.
  • Безопасность на улице.
  • Безопасность в общении.
  • Безопасность в помещении.

Знакомство с трудом взрослых.

        Воспитатель организует экскурсии по детскому саду (на кухню, в прачечную, мастерскую рабочего по зданию и др.), наблюдает с детьми за работой взрослых (что делают, какими инструментами пользуются, каков результат деятельности). Учит уважительно относиться к результатам их труда. В рамках общей темы образовательной работы рассказывает детям о людях разных профессий, читает произведения художественной литературы (с иллюстрациями), в которых описывается труд этих людей. Предлагает сравнить, что делать легко и что — трудно. Рассказывает, как производят хлеб, другие продукты питания, одежду, обувь, посуду, автомобили и т.п., обращая внимание на цепочки взаимосвязанных занятий взрослых. Поясняет, что изготовление некоторых вещей происходит быстро, а других - медленно, объясняет, почему это так.

Расширение опыта самообслуживания.

          Педагог особое внимание уделяет формированию культурно- гигиенических навыков, т.к. они составляют основу дальнейшей самостоятельности детей, учит детей заворачивать рукава и самостоятельно мыть руки, намыливая их мылом; причесываться, правильно пользоваться полотенцем, туалетной бумагой, носовым платком; поясняет, почему нужно использовать только свои предметы гигиены и туалета.

           Дети одеваются и раздеваются в определенной последовательности (с небольшой помощью взрослого); расстегивают и застегивают пуговицы на одежде (спереди), самостоятельно расшнуровывают и расстегивают обувь, обуваются с небольшой помощью взрослого; стараются не пачкать одежду и быть опрятными. Во время приема пищи правильно пользуются столовой и чайной ложками, полощут рот после еды.

Приобщение к труду.

          Хозяйственно-бытовой труд. Педагог продолжает учить детей поддерживать порядок в группе и выполнять отдельные поручения взрослого: убирать игрушки на место, раскладывать ложки и вилки к обеду, ставить хлебницы, салфетки, уносить посуду с обеденного стола; раздавать художественные и дидактические материалы, расставлять стулья и пр. По мере освоения детьми алгоритма трудового действия педагог учит выполнять обязанности дежурного по столовой, воспитывает желание трудиться не только для себя, но и для других. Приобщает детей к оформлению группы и участка детского сада перед праздником. Напоминает детям о значении самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в жизни самого ребенка (для здоровья, красоты и порядка) и в его общении с другими людьми (чтобы всем было удобно, чтобы дети и взрослые радовались).

         Труд в природе. Педагог создает условия и пробуждает у детей желание ухаживать (по мере возможности) за комнатными растениями и растениями на территории детского сада. Дети участвуют в посильной разнообразной трудовой деятельности в уголке природы, в группе, на участке детского сада и огороде. Воспитатель показывает детям, как взрослые заботятся о растениях уголка природы, огорода, клумбы (дети поливают, рыхлят землю); дети и взрослые делают простые кормушки из бросового материала, скворечники, подкармливают птиц зимой. Педагог поручает детям убирать за собой мусор, расставлять на место оборудование и материал после проведения опытов, подкармливать зимующих птиц, подметать дорожки в теплое время года, а зимой - помогать взрослым расчищать их от снега. Дети участвуют в изготовлении простых приборов для исследований (преимущественно из бросового материала): дождемера, снегомера и т.п.

          Примечание: содержание художественного труда представлено в образовательной области «Художественно эстетическое развитие».

Национально-региональный компонент в системе деятельности МБДОУ

        Образовательный процесс в ДОУ осуществляется с учетом природных, климатических и национально-культурных традиций Донского края и Азовского района.

Содержание регионального компонента обеспечивается региональной программой «АЗОВСКИЕ РОДНИКИ ДОНА» Л.А. Примаченко, В.М. Елютиной, Л.В. Музыченко.

Программа реализуется посредством предметно-пространственной среды (ППС), созданной в МБДОУ и группах. ППС содержит предметы казачьего быта, интерьер, помогающий довести до сознания дошкольников кто такие казаки, как они одевались, что являлось предметами казачьей доблести. Наборы иллюстративного материала познакомят с древнейшими казачьими городами- крепостями, а фонотека - с песенным творчеством. Реализация данной программы предусматривает взаимодействие всех специалистов МДОУ, активное участие родителей, взаимосвязь с библиотекой, домом культуры, казачьим ансамблем, школой искусств. В основу программы положены следующие принципы:

Цели:

- приобщение детей к гражданско-патриотическим ценностям посредством ознакомления детей с историей, традициями, культурой и жизнью донского казачества.

Задачи:

- знакомить детей с историей, культурой Донского края, казачества с учетом их возрастных особенностей; - формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому;

- приобщать к народной культуре посредством казачьего фольклора, художественных произведений всемирно известных писателей-классиков и талантливейших писателей и поэтов-земляков;

- знакомить детей с культурой воспитания в казачьей семье;

- знакомить с древнейшими городами Донского края; ч,

- развивать речь детей, ее выразительность, образность, обогащать словарь, развивать кругозор;

- развивать образное мышление, творческое воображение;

- воспитывать чувство гордости за свою Родину - Донской край, за подвиги героических земляков-казаков.

Содержание программы представлено тематическими блоками, раскрытыми в перспективно-тематическом плане:

1. Блок «Край донской - казачий»

2. Блок  «Наш донской дом»

3. Блок «Казачья семья»

Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Занятия.

Экскурсии, наблюдения.

Беседа.

Чтение.

Объяснение.

Обучение.

Напоминание.

Упражнения.

Рассказ.

Ситуативный разговор.

Творческие задания.

Дидактическая игра.

Проблемные ситуации.

Продуктивная деятельность.

Рассматривание иллюстраций.

Тренинги.

Просмотр видеофильмов.

Викторины.

КВН.

Моделирование.

Показ.

Обучение.

Объяснение.

Показ.

Напоминание.

Личный пример.

Похвала.

Беседы.

Упражнения.

Тренинги.

Индивидуальная работа.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение.

Наблюдения.

Игры- подвижные,

Дидактические,

Творческие.

Трудовая деятельность.

Театрализованные постановки.

Тематические праздники и развлечения.

Досуги .

Самообслуживание.

Разыгрывание игровых ситуаций.

Поручения.

Просмотр видеоматериала.

Продуктивная деятельность.

Экскурсии.

Игры со сверстниками – сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, хороводные.

Самообслуживание.

Дежурство.

Рассматривание иллюстраций (совместно со сверстниками).

Продуктивная деятельность (совместно со сверстниками).

Экспериментирование.

Наблюдения.

Совместный труд.

Беседа.

Личный пример.

Рассказ.

Объяснение.

Напоминание.

Запреты.

Похвала.

Чтение произведений художественной литературы.

Экскурсии, путешествия.

Наблюдения.

Показ.

Совместный труд детей и взрослых.

Просмотр видеофильмов, диафильмов.

Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться и побуждающих детей:  

- к проявлению трудовых навыков;

- оказанию помощи сверстнику и взрослому;

- проявлению заботливого отношения к природе.

Трудовые поручения.

Самостоятельное планирование трудовой деятельности.

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Направления образовательной деятельности:

  1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
  2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
  3. Формирование элементарных математических представлений (Сравнение предметов и групп предметов. Количество и счет. Величины.  Геометрические формы. Пространственно-временные представления).
  4. Конструирование.

Примечание: задачи и содержание художественного конструирования из бумаги, бытового и природного материала представлены в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора 

  • Расширять представления о вещах, окружающих ребенка (предметах посуды, мебели, одежды, игрушках и т.д.); знакомить с их названиями, из каких частей и деталей они состоят, из каких материалов сделаны.
  • Формировать первоначальные представления о ближайшем окружении (дом, детская площадка, магазин и пр.), некоторых видах транспорта (машина легковая и грузовая, автобус и т.п.).
  • Знакомить с миром природы (животными, растениями ближайшего окружения; камешками, песком, глиной, водой, воздухом, сезонными изменениями в природе).
  • Формировать первые представление о значении природы в жизни человека (вода нужна, чтобы умываться, пить; на огороде растут овощи, ягоды; в тени деревьев можно спрятаться от летнего зноя, растения нужно поливать и т.п.).

Развитие познавательно-исследовательской деятельности 

  • Поддерживать интерес детей к объектам живой и неживой природы, к наиболее ярко выраженным сезонным явлениям, любопытство по отношению к предметам окружающего мира.
  • Формировать элементарные навыки наблюдений за животными, растениями, обращая внимание на то, что во время наблюдений важно не причинять вред животным и растениям.
  • Способствовать самостоятельному «открытию» детьми свойств природных и рукотворных объектов.

Формирование элементарных математических представлений (Сравнение предметов и групп предметов. Количество и счет. Величины.  Геометрические формы. Пространственно-временные представления).

  • Развивать умение выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру.
  •  Формировать опыт установления равночисленности групп предметов путем составления пар; выражения словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
  • Развивать умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 3-4 предметов, и находить «лишний» предмет. Количество и счет
  • Уточнять представления о понятиях «один» и «много», развивать умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
  • Формировать опыт уравнивания количества предметов в группах двумя способами: убирая из группы, где их больше, либо прибавляя к группе, где их меньше.
  • Формировать первичные представления об образовании числа, соотношении предыдущего и последующего числа.
  • Развивать умение считать в пределах 3 (и в больших пределах – в зависимости от успехов детей группы) в прямом порядке, при пересчете согласовывать в роде и падеже существительное с числительным. Величины
  • Формировать и уточнять представления о пространственных отношениях «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий», развивать умение узнавать и называть размеры предмета относительно других (самый большой, поменьше, самый маленький).
  • Развивать умение сравнивать два предмета непосредственно по длине, высоте, пользуясь приемами наложения и приложения. Геометрические формы
  • Формировать представления геометрических фигурах: круг, треугольник, шар; развивать умение находить сходные с ними формы в окружающих предметах. Пространственно-временные представления
  • Помогать осваивать умение различать правую и левую руку.
  • Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева.
  • Развивать умение в простейших случаях устанавливать последовательность событий, различать части суток: утро – день – вечер – ночь.

Конструирование 

  • Показать детям связь между реальными предметами и отображающими их конструкциями (стол, стул, диван, кровать); создавать игровые и дидактические ситуации для обучения целенаправленному рассматриванию простейших построек.
  • Учить создавать и обыгрывать простейшие постройки из одинаковых (дорожка, мост) и различных (дом, ворота) деталей; различать, правильно называть и свободно использовать по назначению базовые строительные детали (куб, кирпич, пластина).
  • Начинать обучать детей аккуратно размещать строительные детали на равном расстоянии друг от друга в разных конструкциях: линейных (дорожка, мост) и четырехугольных (забор, загородка, колодец); выкладывать кирпичик на разные грани и опытным путем сравнивать его с кубиком; содействовать пониманию детьми слов большой/маленький, длинный/короткий, высокий/низкий, близко/далеко, красиво/некрасиво и точному их употреблению в процессе конструирования.

Формы и приемы организации образовательного процесса

по образовательной области «Познание»

Совместная образовательная деятельность

педагогов и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Образовательная

деятельность в семье

непосредственно

образовательная

деятельность

образовательная

деятельность

в режимных моментах

Показ.

Экскурсии, наблюдение.

Беседа.

Занятия.

Опыты, экспериментирование.

Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды.

 Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, сенсорной комнаты. Игровые упражнения.

 Игры - дидактические, подвижные.

Проектная деятельность. Продуктивная деятельность.

Проблемно-поисковые

ситуации

Напоминание.  

Объяснение.  

Обследование.

Наблюдение.

Развивающие игры.

Игра-экспериментирование.

Проблемные ситуации.

Игровые упражнения. Рассматривание чертежей и схем. Моделирование. Коллекционирование.

Проекты.

Интеллектуальные игры. Тематическая прогулка.

Конкурсы.

КВН.

Трудовая деятельность. Тематические выставки.

Мини-музеи

Игры - развивающие, подвижные, со строительным материалом.

Игры-экспериментирования.

Игры с использованием автодидактических материалов. Моделирование.

Наблюдение.

Интегрированная детская деятельность:

включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность - предметную, продуктивную, игровую.

Опыты.

Труд в уголке природы. Продуктивная деятельность

Беседа.

Коллекционирование.

Просмотр видеофильмов.

Прогулки.

Домашнее экспериментирование.

Уход за животными

и растениями.

Совместное конструктивное

Творчество.

Коллекционирование.

Интеллектуальные игры

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Разделы образовательной программы

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Словарная работа.
  3. Формирование грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи.

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

Воспитание звуковой культуры речи 

  • Учить произносить гласные и простые согласные звуки (м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, с, з, ц ).
  • Развивать речевой слух, речевое дыхание.
  • Тренировать артикуляционный аппарат.
  • Вырабатывать правильный ритм и темп речи.
  • Развивать интонационную выразительность.

Словарная работа 

  • Расширять и активизировать словарный запас (названия и назначение предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели), их качеств, действий с ними.
  • Формировать некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы).

Формирование грамматического строя речи

  • Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе, падеже, употреблять простые пространственные предлоги (в, на, за, под).
  • Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, называть животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа, форму множественного числа существительных в родительном падеже.
  • Побуждать использовать в речи простые распространенные предложения с использованием определений, дополнений, обстоятельств.
  • Помогать пользоваться предложениями с однородными членами.

Развитие связной речи

  • Развивать диалогическую форму речи (умение вступать и поддерживать разговор с воспитателем и детьми, отвечать на вопросы и задавать их в процессе совместной деятельности, по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при рассматривании предметов, картин, в ходе наблюдений);
  • Формировать простейшие формы монологической речи (с помощью воспитателя описать игрушку, предметную картинку, рассказать о своих впечатлениях).

Формы и приемы организации образовательного процесса

по образовательной области «Речевое развитие»

Совместная образовательная деятельность

педагогов и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Образовательная

деятельность в семье

непосредственно

образовательная

деятельность

образовательная

деятельность

в режимных моментах

Занятия.

Игры с предметами и сюжетными игрушками.

Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).

Чтение, рассматривание иллюстраций.

Сценарии активизирующего общения.

Имитативные упражнения, пластические этюды. Коммуникативные тренинги. Совместная продуктивная деятельность.

Экскурсии.

Проектная деятельность. Дидактические игры.

Настольно-печатные игры. Продуктивная деятельность. Разучивание стихотворений. Речевые задания и упражнения. Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций.

Работа по:

- обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя;

- обучению составлению описательного рассказа

об игрушке с опорой на речевые схемы;

- обучению пересказу по серии сюжетных картинок;

- обучению пересказу по картине;

- обучению пересказу литературного произведения (коллективное рассказывание). Показ настольного театра, работа с фланелеграфом.

Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение).

Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры.

Пример использования образцов коммуникативных кодов взрослого.

Тематические досуги. Фактическая беседа, эвристическая беседа. Мимические, логоритмические, артикуляционные гимнастики.

Речевые дидактические игры.

Наблюдения.

Чтение.

Слушание, воспроизведение, имитирование.

Тренинги (действия по речевому образцу взрослого).

Разучивание скороговорок, чистоговорок.

Индивидуальная работа. Освоение формул речевого этикета. Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром.

Праздники и развлечения

Коллективный

монолог.

Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.).

Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог). Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

Сюжетно-ролевые игры.

Игра-импровизация по мотивам сказок.

Театрализованные игры.

Дидактические игры.

Игры-драматизации.

Настольно-печатные игры.

Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Словотворчество.

Речевые игры.

Беседы.

Пример коммуникативных кодов. Чтение, рассматривание иллюстраций.

Игры-драматизации.

Совместные семейные проекты. Разучивание скороговорок, чистоговорок

Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ»

Направления образовательной деятельности:

  1. Восприятие художественной литературы и фольклора.
  2. Художественно продуктивная деятельность.

           Задачи художественно-продуктивной деятельности реализуются в следующих видах образовательной деятельности: рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование, восприятие искусства.

  1. Музыка.

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

Художественная литература и фольклор 

  • Развивать у детей интерес к книге, умение сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого.
  • Приучать внимательно следить за развитием действия художественного произведения, понимать содержание.
  • Развивать способность чувствовать настроение произведения, умение эмоционально откликаться, сопереживать персонажам, узнавать их на книжных иллюстрациях, давать элементарную оценку, выражать свои впечатления в слове, жесте.

Художественно-продуктивная деятельность 

  • Развивать эстетические эмоции, обогащать художественные впечатления, создавать игровые и дидактические ситуации для восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства (книжные иллюстрации, мелкая пластика, народные игрушки, посуда, одежда); знакомить с «языком искусства» и поддерживать интерес к его освоению.
  • Обеспечивать переход каждого ребенка с доизобразительного этапа на изобразительный и появление осмысленного образа (с учетом индивидуального темпа развития); установление ассоциаций между реальными предметами, явлениями, существами и их изображениями (мячик, дорожка, цветок, бабочка, дождик, солнышко), называние словом.
  • Формировать интерес к изобразительной деятельности; расширять художественный опыт в процессе экспериментирования с различными материалами (краски, тесто, глина, пластилин, бумага, ткань, фольга, снег, песок) и инструментами (карандаш, фломастер, маркер, кисть, мел, стека, деревянная палочка).
  • Создавать условия для освоения художественной техники лепки, рисования, аппликации, конструирования, формировать обобщенные способы создания образов и простейших композиций.
  • Знакомить с доступными изобразительно-выразительными средствами (цвет, линия, пятно, форма, ритм) в разных видах изобразительной, конструктивной и декоративно-оформительской деятельности.
  • Поддерживать творческие проявления детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей.

Музыка 

  • Развивать задатки к телесно-двигательному восприятию музыки и интуитивному постижению ее эмоциональных смыслов на базе актуального жизненного опыта детей.
  • Развивать способность переживать музыку и творчески выражать себя в образном импровизационном движении, пении, индивидуальном использовании атрибутов.
  • Развивать музыкальные сенсорные способности: различение контрастных регистров звучания, контрастной динамики, тембров, звуковысотности; умение отличать тембры детских музыкальных инструментов.
  • Обогащать слушательский опыт: поддерживать участие в детских фольклорных играх, слушание маленьких песенок, коротких инструментальных пьес сюжетно-образного содержания (15-30 с).
  • Воспитывать интерес к музыке: побуждать детей прислушиваться, танцевать, подпевать, хлопать в такт, подыгрывать на шумовых.

Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Образовательная

деятельность в семье

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Художественная литература и фольклор

Рассказывание по иллюстрациям

Творческие задания

Заучивание

Чтение художественной и познавательной литературы

Рассказ

Пересказ

Экскурсии

Беседа

Объяснения

Творческие задания

Литературные викторины

Беседа

Рассказ.

Чтение.

Дидактические, настольно-
печатные игры.

Досуги.

Игры-драматизации.
Выставка в книжном уголке.

Литературные праздники.

Викторины, КВН.
Презентации проектов

Игровая деятельность.

Рассматривание

иллюстраций.

Театрализованная

деятельность.

Игры-драматизации,

игры-инсценировки.

Беседы.

Словотворчество

Посещение театра, музея, выставок.

Беседы.

Рассказы.

Чтение.

Прослушивание

аудиозаписей

Художественно-продуктивная деятельность

Занятия.

Дидактические игры. Наблюдение.

Рассматривание.

Чтение.

Обыгрывание незавершенного рисунка.

Коллективная работа. Обучение.

Создание условий для выбора. Опытно-экспериментальная деятельность.

Беседа.

Творческие задания

Наблюдение.

Беседа.

Проблемные ситуации. Обсуждение.

Проектная деятельность. Дизайн.

Занимательные показы. Индивидуальная работа. Тематические праздники и развлечения

Сюжетно-ролевые игры.

Наблюдение.

Сбор материала для оформления. Экспериментирование с материалами

Беседа.

Рассматривание.

Наблюдение.

Рассказы.

Экскурсии.

Чтение.

Детско-родительская проектная деятельность

Музыкальная деятельность

Занятия.

Слушание (музыкальные сказки, инструментальная музыка).

Беседы с детьми о музыке.

Музыкально-дидактическая игра.

Театрализованная деятельность.

Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. Рассматривание портретов

композиторов

Использование музыки:

- на утренней гимнастике,

- во время умывания,

- в сюжетно-ролевых играх,

- компьютерных играх,

- перед дневным сном,

- при пробуждении. Музыкально-дидактическая игра.

Индивидуальная работа. Праздники.

Развлечения.

Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

Игры в праздники, концерт, оркестр, музыкальные занятия, телевизор.  

Сюжетно-ролевые игры. Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок. Придумывание простейших танцевальных движений.

Инсценирование содержания песен, хороводов.

Составление композиций танца.

Импровизация на инструментах.

Музыкально-дидактические игры.

Игры-драматизации. Аккомпанемент в пении, танце и др.

Детский ансамбль, оркестр

Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров.

Прослушивание аудиозаписей.

Просмотр иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов.

Просмотр видеофильмов. Обучение игре на музыкальных инструментах

Образовательная область  «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Направления образовательной деятельности:

1.Забота о психическом и физическом здоровье детей

  • Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни.

   

      2.Приобщение к физической культуре.

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

Забота о психическом и физическом здоровье детей 

Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия 

  • Содействовать оптимизации эмоциональных отношений между родителями и детьми.
  • Обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат в группе детского сада, в котором ребенок чувствует себя защищенным и принимаемым педагогами.
  • Создавать условия для охраны жизни и укрепления здоровья; создавать условия для укрепления иммунной системы организма, систематически проводить оздоровительные и закаливающие мероприятия.
  • Создавать условия, стимулирующие двигательную активность детей; формировать и совершенствовать основные виды движений, способствовать формированию правильной осанки.
  • Обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное и качественное питание, достаточное пребывание на воздухе; обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярно проветривать.
  • Обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителям в повышении компетентности в вопросах охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия.

Формирование культурно-гигиенических навыков

  • Формировать культурно-гигиенические навыки; приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде; воспитывать привычку следить за своим внешним видом.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни 

  • Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения; поддерживать интерес к изучению себя, своих физических возможностей; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; развивать интерес к правилам здоровье-сберегающего поведения.

Приобщение к физической культуре 

  • Удовлетворять потребность детей в движении и развивать положительные эмоции, активность и самостоятельность.
  • Знакомить детей с подвижными играми разной интенсивности, с разными видами основных движений.
  • Развивать умение ходить и бегать свободно, естественно, согласовывая движения рук и ног; выполнять во время ходьбы двигательные задания: повернуться, присесть и остановиться.
  • Развивать умение бегать, держа темп в соответствии с указанием педагога (медленно, быстро).
  • Формировать умение сохранять правильную осанку в различных положениях: сидя, стоя, в движении.
  • Развивать у детей чувство равновесия и ориентировку в пространстве.
  • Развивать навыки энергичного отталкивания двумя ногами и правильного приземления во время прыжков с высоты, на месте и с продвижением вперед.
  • Развивать умение бросать и ловить мяч кистями рук, не прижимая его к груди; отталкивать предметы во время катания их.
  • Закреплять умение ползать на четвереньках, толкая мяч головой, перелезать через препятствия, лазать по лесенке-стремянке и гимнастической стенке (высота 1,5 м).

Организация двигательной активности детей 3 – 4 лет.

Основные формы и методы

Периодичность и особенности организации детей

Занятия по физическому развитию детей

3 раза в неделю с группой или подгруппой детей (один раз – на улице)

12-15 минут

Игровая утренняя гимнастика.

Ежедневно с подгруппой или группой детей (в теплое время года – на улице)

5-7 минут

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно с группой или подгруппой детей

10-12 минут

Игровая гимнастика после дневного сна с включением общеразвивающих упражнений

Ежедневно с группой детей

7-10 минут

Комплекс имитационных упражнений с проведением беседы, с использованием произведений художественной литературы и рассматриванием иллюстраций

2 раза в неделю с подгруппой детей (включены в содержание прогулки, интегрированной образовательной деятельности)

не более 7 минут

Дифференцированные игры и упражнения с учетом уровня двигательной активности

1 раз в неделю с подгруппой детей (включены в содержание прогулки, интегрированной  образовательной деятельности)

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Ежедневно в разные отрезки режима дня

 

  Формы и приемы организации образовательного процесса

         по образовательной области  «Физическое развитие»

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Образовательная

деятельность в семье

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Физкультурные занятия:

- сюжетно-игровые,

- тематические,

- классические,

- тренирующие,

- на тренажерах,

- на улице,

- походы.

Общеразвивающие упражнения:

- с предметами,

- без предметов,

- сюжетные,

- имитационные.

Игры с элементами спорта.

Спортивные упражнения

Занятия – развлечения.

Индивидуальная работа с детьми. Игровые упражнения.

Игровые ситуации.

Утренняя гимнастика:

- классическая,

- игровая,

- полоса препятствий,

- музыкально-ритмическая,

- аэробика,

- имитационные движения. Физкультминутки.

Динамические паузы,

Подвижные игры.

Игровые упражнения.

Игровые ситуации.

Проблемные ситуации. Имитационные движения. Спортивные праздники

и развлечения.

Гимнастика после дневного сна:

- оздоровительная,

- коррекционная,

- полоса препятствий. Упражнения:

- корригирующие,

- классические,

- коррекционные

Объяснение.

Показ.

Дидактические игры.

Чтение художественных произведений.

Личный пример.

Иллюстративный материал.

Театрализованные игры

Подвижные игры.

Игровые упражнения. Имитационные движения

Сюжетно-ролевые игры.

Беседа.

Совместные игры.

Походы.

Занятия в спортивных секциях.

Посещение бассейна.

Чтение художественных произведений.

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕМ ОБЛАСТЯМ СМОТРИ В

                                                                                        ПРИЛОЖЕНИИ № 1

2.6 Система мониторинга.

       При проведении мониторинга  достижения детьми промежуточных и итоговых результатов освоения программы «Мир открытий» используется методическое пособие «Мониторинг  достижения детьми промежуточных и итоговых результатов освоения программы «Мир открытий»» авторов Трифоновой Е.В, Некрасовой А.А., Кубышевой М.А., Абдуллиной Л.Э.

        Основной целью системы мониторинга Программы является оценка успешности решения образовательных задач, а также своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы в зависимости от динамики достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.

         Периодичность  диагностики: диагностика осуществляется в начале и конце учебного года по одним и тем же диагностическим показателям и демонстрирует динамику освоения программных результатов в течение года.

         Система оценок мониторинга трёхуровневая:

  • «качество проявляется устойчиво» - 2 балла,
  • «качество проявляется неустойчиво» - 1 балл,
  • «качество не проявляется » - 0 баллов.

        Процедура оценки: Оценка осуществляется в соответствии с диагностическими листами, составленными на каждый возраст. Общие диагностические листы представляют список параметров по каждому блоку оценки для каждого возраста отдельно. В диагностических листах на группу объединены список оцениваемых параметров со списком детей группы. Эти рабочие листы позволяют получать наглядную картину оценок по группе и суммарные показатели как по каждому ребёнку, так и по динамике формирования у детей отдельных качеств или освоения каждой из образовательных областей. Результаты этих листов позволяют оценивать и планировать проводимую работу, вносить коррективы в содержание работы.

         Оценки проставляются педагогом на основании наблюдений за детьми и создания несложных (естественных) диагностических ситуаций.

         Методика оценки подробно прописана в методическом пособии «Мониторинг  достижения детьми промежуточных и итоговых результатов освоения программы «Мир открытий»»

Подсчёты осуществляются как вручную, так и с помощью шаблона в программе Excel.

* Диагностические листы и результаты мониторинга представлены в Приложении № ____2_____

ДИАГНОСТИКА К  ПРОГРАММЕ

«Азовские Родники Дона»  Л.А. Примаченко, В.М. Елютина, Л.В. Музыченко

Диагностическая карта по ознакомлению дошкольников второй младшей группы (3-4 года)

с историей и культурой донского казачества

Фамилия, имя ребенка

Теоретичсекие знания и практические умения

Использует в активной речи потешки, прибаутки

Знает название села, в котором живет.

Знает народные игры и правила к ним.

Знает предметы быта, умеет их находить

Принимает активное участие в народных праздниках.


Критерии к диагностической карте для дошкольников второй младшей группы (3-4) года

Высокий уровень.

- Использует в активной речи потешки, прибаутки.

- Знает название села, в котором живет.

- Знает народные игры и правила к ним.

 - Знает предметы быта, умеет их находить.

- Принимает активное участие в народных праздниках.

Средний уровень.

- Использует в активной речи потешки, прибаутки.

- Неуверенно называет название села, в котором живет.

 - Знает народные игры, но не точно выполняет их правила.

 - Мало знает название предметов быта, умеет их находить.

- Принимает активное участие в народных праздниках.

Низкий уровень.

- Знает потешки, прибаутки, иногда использует их в речи.

- Знаком с некоторыми народными играми.

- Имеет представление о предметах быта, показывает их.

- Принимает пассивное участие в праздниках.

2.7 Работа с родителями.

Основной целью взаимодействия ДОУ и семьи в программе «Мир открытий» является создание единого пространства «семья - детский сад», в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач: 

  • создавать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса;
  • выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребёнком в ДОУ и семье;
  • создавать условия для саморазвития взрослых (родителей, педагогов) ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребёнка, его успешной социализации;
  • повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;
  • поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье;
  • расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОУ; устанавливать партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.

Взаимодействие детского сада с семьей реализуется на основе единых для всех направлений программы принципов (психологической комфортности, деятельности, минимакса, вариативности, целостности, непрерывности, творчества),  преломленных с позиции взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания.        

        Взаимодействие может быть вербальным групповым (родительские собрания, постоянная работа родительского комитета, совместное проведение праздников, досугов и т.д.) и невербальным (информационные бюллетени, анкетирование родителей).

* Вся работа с родителями и социальными партнерами отражена в перспективно-тематическом плане.

 (Смотреть в Приложении № _______3______).

2.7.1 Содержание направлений работы с семьей по образовательным направлениям

№ п/п

Образовательная область

Содержание по образовательной области

1

Познавательное

развитие

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;

2

Речевое

развитие

  • развивать у родителей навыки общения с ребенком;
  • показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.
  • доказывать родителям ценность домашнего чтения;

- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

3

Социально

коммуникативное

развитие

  • знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
  • привлекать родителей к активному отдыху с детьми;
  • заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
  • сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий;
  • изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;

- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.

4

Художественноэстетическое развитие

  • поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
  • привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.

- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

5

Физическое

развитие

  • информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).

- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.

                                          2.7.2 Формы сотрудничества с семьей и социальными партнерами

  1. Информационные (например, устные журналы; рекламные) буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психологопедагогическая пропаганда и др.)
  2. Организационные (родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).
  3. Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).
  4. Организационно-деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско- родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду; участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на Интернет-сайте ДОО; помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды и др.).
  5. Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных марафонах и др.)

Раздел № 3. Организационный

3.1. Материально-техническое оснащение

  • Телевизор – 1 шт.
  • Музыкальный центр.
  • DVD – плеер – 1 шт.
  • Магнитные доски – 1 шт.
  • Наглядные пособия (плакаты, муляжи, макеты).
  • Детский спортивный комплекс (в группе).
  • Диски с  песнями.
  • Мольберт.
  • Дидактический уголок «Вода - Песок».

        3.2. Учебно-методическое обеспечение

Речевое развитие

1.Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации.– М.: ТЦ Сфера, 2013.

2.Ушакова О.С. Демонстрационный материал. Развитие речи в картинках: «Живая природа», «Животные», «Занятия детей» .– М.: ТЦ Сфера, 2014.

Художественно – эстетическое развитие

1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: Цветной мир, 2014.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Вторая младшая группа.  – М.: Цветной мир, 2014.

3. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду». Учебно – методическое пособие. – М.: Цветной мир, 2014.

4. Лыкова И.А. Коллаж из листьев. Детская флористика. – М.: Цветной мир, 2014.

Познавательное развитие

1.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2 – 7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2012.

2. 1.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Маслова И.В, Наумова Ю.И. Пособие для дошкольников. Часть- 2. – М.: Баласс, 2012.

3. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Программа «Умелые ручки» и методические рекомендации. – М.: Цветной мир, 2014.

4. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа. Уч.-метод. пособие. – М.: Цветной мир, 2014.

5. Лыкова И.А. Демонстрационный и раздаточный материал к программе «Конструирование в детском саду». Вторая младшая группа.– М.: Цветной мир, 2014.

6. Лыкова И.А. , Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2012.

7. Петерсон Л.Г. Программа по математике дошкольной подготовки детей 3 – 6 лет «Ступеньки». М: УМЦ «Школа 2000…».

8. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 1. – М.: Издательство «Ювента», 2014.

9. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Рабочая тетрадь. Математика для детей 3-4 года. – М.: Ювента, 2014.

10. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный/раздаточный материал. Игралочка. Математика для детей 3-4 года. – М.: Ювента, 2009.

Физическое развитие

1. Демидова В.Е., Сундукова А.Х. Здоровый педагог – здоровый ребенок. Культура питания и закаливания. – М.: Цветной мир, 2014.

2. Демидова В.Е., Сундукова А.Х. Здоровый педагог – здоровый ребенок. Учимся правильно дышать.  – М.: Цветной мир, 2013.

3.  Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. – М.: «Мозаика – Синтез».

Социально – коммуникативное развитие

1. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют мальчики. Гендерный подход в образовании.  Учебно – методическое пособие. – М.: «Цветной мир», 2013.

2. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. «Играют девочки. Гендерный подход в образовании.  Учебно – методическое пособие. – М.: «Цветной мир», 2013.

3. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и поведения. Учебно – методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

4. Лыкова И.А. Шипунова В.А. Дорожная азбука. Учебно – методическое пособие для педагогов, практическое руководство для руководителей. – М.: «Цветной мир», 2013.

5. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь – друг, огонь – враг. Учебно – методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М., «Цветной мир», 2013.

6. Лыкова И.А., Рыжова Н.А., Шипунова В.А. Опасные предметы, существа и явления. Учебно – методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: «Цветной мир», 2013.

7. Шипунова В.А. Детская безопасность. Учебно – методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: «Цветной мир», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе на 2017-2018 учебный год МДОУ «Детский сад «Солнышко»

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе на 2017-2018 учебный годМДОУ «Детский сад «Солнышко»...

Рабочая программа воспитателя по организации и осуществлению образовательной деятельности в средней группе на основе примерной общеобразовательной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. 2017-2018 г.

Рабочая программа разработана для организации образовательной деятельности воспитанников средней группы ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5  лет с учётом их возр...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича и по теме «На помощь весне»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитиеЦель: знать элементарные приметы весны; Развивающая предметно-пространственная среда (ППРС) темы ННОД: занятие проводится в группе; телевиз...

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе общеобразовательной направленности. 2020 - 2021 учебный год

Цель рабочей программы создать каждому ребёнку в группе возможность  для развития его способностей, доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, активного практикования в разных ...