Парциальная программа "Дымковская игрушка"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме

Тема: Лепка дымковской и филимоновской игрушки, как средство развития сенсомоторных навыков.

 

 

1.Пояснительная записка.

 

Значение сенсомоторного  развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного  воспитания в детском саду. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Уровень развития  сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.  В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. 

К сожалению, в наше время у детей слабо развито развитие мелкой моторики рук, что приводит к возникновению трудностей в начальной школе, тормозящих процесс обучения и творчества. Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Источники способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Лепка из глины  оказывает большое воздействие на развитие мелкой мускулатуры рук, чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти, пальцев, что напрямую влияет на сенсомоторное развитие ребёнка. Выполняя  тот  или  иной  предмет,  ребенок  познает  форму,  осязает  ее        своими  руками,  соотносит  его  пропорциональные  составные  части. А чем больше органов чувств ребенка  принимает участие  в  восприятии, тем ярче впечатление. Кроме того после лепки  можно продлить творческий процесс дальше, а именно: раскрасить, составить коллективную композицию, применить в игровой деятельности,  придумать новые истории о слепленных героях. В процессе лепки формируется и характер ребенка,  развиваются такие качества, как настойчивость, упорство, уверенность в себе, инициативность, творчество, аккуратность, самооценка, индивидуальность, взаимопомощь, умение работать в коллективе сообща. Во время подготовки к лепке ребенок получает много знаний о предмете (название, форма,

строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других психических процессов. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребенку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества необходимы  дошкольнику для  овладения  разными видами учебной, трудовой деятельности.

Дошкольный возраст – это самый лучший период для развития воображения и наглядно – образного мышления, которые являются основой в познании. От того как ребенок слышит, видит, осязает окружающее зависит его умственное, физическое, эстетическое развитие.

Идея использовать глину направлена на развитие сенсомоторных навыков и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В ДОУ дети очень любят в свободное время лепить из пластилина. Глина похожа на пластилин по своей пластичности, но в отличие от него изделия из глины более прочны, их можно расписывать  красками, оставлять себе, дарить, создавать  коллекцию игрушек из глины.

Данная программа направлена на сенсомоторное развитие путем экспериментирования  с глиной, карандашами, красками, мелками и т.д., на возможность осваивать эмоциональное отношение к прекрасному миру, развивать добрые чувства, развивать творческие способности, умение использовать на практике гармонию красок, пластики. Атмосфера увлеченности способствует развитию сенсомоторных навыков, творческой активности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Парциальная программа   

Для детей старшей и подготовительной группы

Тема: Лепка дымковской и филимоновской игрушки, как средство развития сенсомоторных навыков.

 

1.Пояснительная записка.

Значение сенсомоторного  развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного  воспитания в детском саду. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Уровень развития  сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.  В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. 

К сожалению, в наше время у детей слабо развито развитие мелкой моторики рук, что приводит к возникновению трудностей в начальной школе, тормозящих процесс обучения и творчества. Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Источники способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Лепка из глины  оказывает большое воздействие на развитие мелкой мускулатуры рук, чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти, пальцев, что напрямую влияет на сенсомоторное развитие ребёнка. Выполняя  тот  или  иной  предмет,  ребенок  познает  форму,  осязает  ее        своими  руками,  соотносит  его  пропорциональные  составные  части. А чем больше органов чувств ребенка  принимает участие  в  восприятии, тем ярче впечатление. Кроме того после лепки  можно продлить творческий процесс дальше, а именно: раскрасить, составить коллективную композицию, применить в игровой деятельности,  придумать новые истории о слепленных героях. В процессе лепки формируется и характер ребенка,  развиваются такие качества, как настойчивость, упорство, уверенность в себе, инициативность, творчество, аккуратность, самооценка, индивидуальность, взаимопомощь, умение работать в коллективе сообща. Во время подготовки к лепке ребенок получает много знаний о предмете (название, форма,

строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других психических процессов. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребенку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества необходимы  дошкольнику для  овладения  разными видами учебной, трудовой деятельности.

Дошкольный возраст – это самый лучший период для развития воображения и наглядно – образного мышления, которые являются основой в познании. От того как ребенок слышит, видит, осязает окружающее зависит его умственное, физическое, эстетическое развитие.

Идея использовать глину направлена на развитие сенсомоторных навыков и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В ДОУ дети очень любят в свободное время лепить из пластилина. Глина похожа на пластилин по своей пластичности, но в отличие от него изделия из глины более прочны, их можно расписывать  красками, оставлять себе, дарить, создавать  коллекцию игрушек из глины.

Данная программа направлена на сенсомоторное развитие путем экспериментирования  с глиной, карандашами, красками, мелками и т.д., на возможность осваивать эмоциональное отношение к прекрасному миру, развивать добрые чувства, развивать творческие способности, умение использовать на практике гармонию красок, пластики. Атмосфера увлеченности способствует развитию сенсомоторных навыков, творческой активности детей.

 

1.1  Цель: Создание условий для формирования и развития сенсомоторных навыков, через художественную лепку из глины.

1.2. Задачи:

 - формировать у детей  устойчивое представление о  народном творчестве дымковской  и   филимоновской игрушки;

 - учить детей  особенностям  лепки из глины;

 - учить расписывать, полученные изделия;

- учить различать элементы росписи и колорита.

- развивать творческие способности, через создание своих неповторимых игрушек;

 - развивать чувственный аппарат (зрение, обоняние, осязание) на основе сенсорных эталонов; - развивать мелкую моторику рук ребёнка  и выносливость мышц кисти,  синхронизировать работу обеих рук, сенсомоторные координации, произвольность движений, глазомер.

 -воспитывать аккуратность, усидчивость, уверенность в себе,  взаимопомощь,  чувство  коллективизма.

 - воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству, как эталону красоты.

 - воспитывать художественный вкус.

1.3. Детская задача: научиться создавать свои собственные игрушки.

1.4. Сроки реализации программы

В течение учебного одного  года должно быть проведено 27 – 28 занятий. 4 занятия в месяц по 25 -30 мин.

Программа разработана для старших дошкольников (5-6 лет, 6-7 лет).  Продуктивная деятельность (лепка) должна проводиться 1 раз в неделю. Длительность 25-30 мин. в зависимости от возраста. Работа с подгруппой (8 -10 чел.). Для старшей группы - 25 мин.  Для подготовительной гр. -   30 мин.

1.5. Характеристика обучающихся детей:

Возраст  5 - 6 лет, 6 – 7лет. Индивидуальные особенности Возрастные особенности

У детей 5 - 6 лет продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление. В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не умеют выделить среди них наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нем правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза.

Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идет по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами и т.д. Сенсорное развитие происходит в различных видах деятельности дошкольника.

В этом возрасте продолжается и формирование таких личностных механизмов (А.Н. Леонтьев), как соподчинение мотивов, принятие нравственных норм, большая произвольность поведения.

Несмотря на то, что разница между шестилетним и семилетним ребенком составляет всего один год, именно в этот отрезок времени происходит дальнейшее, очень быстрое, развитие личностного общения, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельности шестилеток.

Важным компонентом учебной деятельности является самооценка. У шестилеток она только начинает развиваться. Умение оценить результаты своей деятельности формируется не только в учебной, но и в других видах деятельности. Это в первую очередь относится к лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Ребенок этого возраста способен сравнить свою работу с работой других, видит свои удачи и промахи, задумывается, как можно выполнить работу на более высоком уровне.

На седьмом году  ребенок закрепляет полученные знания и умения, которые он получил в процессе обучения. Проявляет их во всех направлениях своей деятельности.  Может  оценить свои результаты в различных видах деятельности.  Ребенок самостоятелен в выборе своей деятельности, готов к дальнейшему познанию в школе.

1.6 Методы и приемы.

 - Рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, презентаций и др. наглядных пособий.

 - Беседа, пояснения, использование художественного слова.

 - Самостоятельное выполнение декоративных изделий под руководством воспитателя.

 - Включение проблемной ситуации в деятельность детей.

 - Опытно – экспериментальная площадка.

2. Содержание.

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с народным промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.

Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.

Знакомство детей с народными промыслами. Определение  сходства и отличия  дымковской и фимлимоновской игрушек: происхождение данных видов, техники лепки, роспись, колорит.

 

2.1. Содержание деятельности с детьми и родителями. Ожидаемый результат и методы его достижения.

Содержание

Планируемый результат

Методы

1

Беседа «Народные промыслы». Сравнивание разных видов.

(1 занятие)

Дети  могут различать разные виды народного промысла

Словесный, наглядный, эвристический

 

2

Рассматривание картинок, альбомов «Какие разные узоры». Рисование  дымковской росписи

(1 занятие)

Дети узнают и различают узоры дымковской и филимоновской игрушки

Наглядный, словесный

практический

3

Просмотр презентации «Слепи свою игрушку» Лепка из глины  коня

(1 занятие)

Имеют представление о процессе лепке из глины.

Наглядный, словесный, практический

4

Показ образцов дымковской игрушки и филимоновской  Апликация «филимоновский конь»

(1 занятие)

Могут отличить дымковскую игрушку от филимоновской

Наглядный,

словесный,

эвристический,

практический

5

Лепка из глины по образцу и алгоритму воспитателя дымковской игрушки

 «дымковский индюк»,

«барыня»

(2 занятия)

Лепят из глины, используя образец

Наглядный, словесный, практический

6

Роспись дымковской игрушки по образцу и самостоятельно

(2 занятия)

Составляют узоры, характерные дымковской игрушке

Наглядный, словесный,

практический.

7

Лепка из глины по образцу и алгоритму воспитателя филимоновской игрушки

«филимоновский  петух»,

«крестьянка»

(2 занятия)

Лепят из глины, используя образец

Наглядный, словесный, практический, оытно -экспериментальный

8

Роспись филимоновской игрушки по образцу и самостоятельно

(2 занятия)

Составляют узоры, характерные филимоновской игрушке

Наглядный,

словесный,

практический.

9

Самостоятельная деятельность детей по лепке своей неповторимой игрушки, используя полученный опыт

(2 занятия)

Самостоятельно и творчески используют  полученные умения и навыки лепки из глины

Эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный.

10

Роспись своей игрушки

(2 занятия)

Самостоятельно и творчески  используют , полученные навыки и приемы росписи по глине

Проблемный, частично-поисковый, практический

11

Самостоятельная коллективная работа при участии воспитателя, как мастера в создании коллекции игрушек.

(7 занятий)

Лепят изделия с использованием разных техник лепки, проявляя творчество

Эвристический,

поисковый, практический,

подмастерья

12

Роспись игрушек из коллективной работы по созданию коллекции

(7 занятий)

Составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи, проявляя творчество

Поисковый,, практический подмастерья

13

Свободная деятельность детей по лепке из глины и росписи своих изделий

(1 -2 занятия)

Проявляют творчество, используя

разные приемы лепки, знакомые элементы росписи, народные мотивы

Практический,

поисковый.

14

Мастер – класс с родителями

«Дымковский барашек» 1час

Дети активнее проявляют себя в творчестве дома при участии родителей

Практический, словесный, наглядный, подмастерья.

15

Выставка детей по  теме «Филимоновский петух»

Дети чувствуют себя увереннее в выполнении последующих работ

Наглядный, беседа

16

Выставка коллективной работы «Какие разные игрушки»

Растет самоуверенность, радость от сотворчества, умение делать сообща

Наглядный, беседа

17

Консультация родителям

«Лепка из глины» 35 мин.

Дети более охотно лепят вместе с родителями дома

Наглядный, словесный,

18

Мастер – класс с родителями «Филимоновские птицы»

1 час

Дети проявляют интерес к лепке, свое творчество, чаще работают дома с родителями.

Наглядный, словесный,

практический.

Рекомендуется систематичность проведения занятий, повторы, отслеживание результата.

2.2 Мониторинг реализации программы

С целью определения уровня усвоения программы проводится мониторинг в два этапа. Первый этап – начало учебного года (сентябрь). Использовалась диагностика Н. А. Ветлугиной.

«Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества». Форма проведения – Занятие по замыслу                          « Дымковская игрушка» , «Филимоновская игрушка»

Анализ продукта и процесса деятельности лепки из глины дымковских  и филимоновских игрушек

Ф. И. ребенка

Знание свойств материала

Оригинальность

композиции

Оригинальность формы

Владение

приемами

лепки

Самостоятельноть, регуляция деятельности

Творчество

1.

Петрова

Маша

Условные обозначения

(-) – не знает свойств глины, не умеет строить композицию, создать форму дымковской или филимоноской  игрушки, не владеет техническими приемами лепки данных игрушек, не может самостоятельно регулировать свою деятельность, не может ее анализировать, не оригинален, не самостоятелен, не умеет анализировать работу, нет интереса к ней.

(*) – все выполняет, но  знает частично.

(+)- Ребенок работает самостоятельно, с интересом, соблюдая приемы лепки дымковской и филимоновской игрушки, вносит свои дополнения, владеет приемами лепки, самостоятельно регулирует свою деятельность, проявляет к ней интерес, работает творчески, может дать правильный анализ своей деятельности, критически оценить свой результат лепки.

 

Анализ продукта и процесса декоративной росписи дымковской  и филимоновской игрушки

Ф.И. ребенка

Знания о данных видах игрушек

Знания о росписи

Навыки рисования

Роспись трафарета

Роспись на игрушке

Форма

Композиция

Цветовая гамма

Условные обозначения:

(-) – нет знаний о данном народном промысле, о стиле и элементах росписи вылепленных игрушек, не умение самостоятельно найти нужную форму т. е. дымковский узор, подходящий плоскостному или объемному изображению, правильно расположить его на игрушке, не соблюдает ритм рисунка, нет навыков росписи, не регулирует свою деятельность самостоятельно, работа и рабочее место не аккуратно, не умеет расписывать саму глиняную игрушку декоративной росписью, не может работать самостоятельно, ребенок не проявляет интереса в работе, творчества, не умеет адекватно проанализировать свою деятельность.

(*) – частичное соответствие параметрам.

(+) – полное соответствие параметрам Ребенок правильно владеет навыками росписи, рисует с интересом, полностью самостоятельно, проявляет творчество в работе, умеет расписать как трафарет, так и вылепленную глиняную игрушку, критически оценить полученный результат.

Уровни развития творческой активности детей старшего, подготовительного  дошкольного возраста.

-Низкий уровень: характеризуется слабо выраженной активностью (с признаками вялости,

пассивности) в процессе восприятия произведений изобразительного искусства; отсутствием

желания высказывать оценочные суждения, отражать впечатления в пластике движений, в рисунке, лепке ;

- нет навыков техники лепки и рисования, воспроизведения формы,

композиции, побора колорита цветовой гаммы;

отказ «сочинять» какую – либо игрушку даже с помощью воспитателя, т. е. нет элемента творчества, не регулирует самостоятельно свою деятельность.

 \ ставим - \

-Средний уровень: характеризуется активностью и эмоциональностью ребёнка при восприятии художественных произведений, желанием создавать новое, но ребёнок затрудняется в обосновании своего отношения к воспринятому, определении темы и содержания своей работы; в процессе деятельности ориентируется на действия других детей, нуждается в помощи педагога; продукты творческой деятельности содержат незначительные средства выразительности. \ ставим * \

-Высокий уровень характеризуется наличием у ребёнка потребности в эстетическом оформлении окружающей жизни; эмоциональностью; глубоким усвоением и осмыслением знаний, умений и навыков эстетической деятельности; активным отношением к творческим заданиям в области изобразительной деятельности; яркостью оценочных суждений; самостоятельностью; инициативностью; способностью к сотворчеству; оригинальностью творческих работ в изобразительной деятельности.

\ ставим + \

 Работа с родителями в виде мастер – классов, семинаров,  выставок, консультаций по данной теме.

В предложенной программе допускаются корректировки содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа может быть использована в работе студий, кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно - творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое воспитании» с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным и декоративно-прикладным искусством.        

2.3. Приложения к программе: история происхождения дымковской и филимоновской игрушки, их сходства и отличия, техники лепки данных игрушек, роспись, колорит, образцы в картинках.

3. Литература

  1. Вайнерман С.М., Большев А.С. Вербовская Е.В., Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А. «Развитие сенсомоторики и творчества средствами арт-педагогики»: Учебное пособие. - Н.Новгород: Нижегород. Гос. архит. - строит. ун-т, 2001.
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»,  методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений, творческий цент СФЕРА, Москва 2010.
  3. Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Силкин Ю.Р., Прима Е.В., Кольцова И.Н., и др.  «Педагогические технологии содействия развитию детей дошкольного возраста «Двенадцать месяцев»,  Учебное пособие –Москва Нижний Новгород, 2003.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ

Обобщение опыта по внедрению парциальной программы Т.Н.Девятовой "Звук-волшебник"...

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....

Парциальные программы

  ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - вос...

Парциальная программа "Маленькие фантазеры"

Программа "Маленькие фантазеры" направлена на обучение старших дошкольников творческим описаниям....

Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку

Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...

Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку

Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...