Особенности формирования нравственного поведения у дошкольников
статья на тему

Фролова Светлана Алексеевна

Будущее нашего Отечества зависит от духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, его способности к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторический периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Обращение к опыту гуманной педагогики в настоящее время, когда идет процесс духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования нравственного поведения у дошкольников

Аннотация

Будущее нашего Отечества зависит от духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, его способности к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторический периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Обращение к опыту гуманной педагогики в настоящее время, когда идет процесс духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Ключевые слова

Нравственные нормы — это совокупность всех типов взаимоотношений между людьми, возникающими в процессе совместного проживания. Нравственные нормы являются социальным понятием, так как затрагивают проблему проживания индивида в человеческом обществе. Они, по сути, представляют собой требования, которые общество предъявляет к каждому конкретному человеку.

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений

Личный пример – метод воспитания, основанный на подражании детей и молодежи лучшим образцам жизни и деятельности людей. Этими людьми, чьи действия, слова и отношения копируют, повторяют дети, могут быть прежде всего отец и мать, близкие семье люди, родственники, друзья семьи.

Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается в речи человека, во взаимном обмене репликами и беседе. Усвоение норм общения - это результат воспитания.

Принципы нравственного воспитания – это основные, исходные положения, определяющие содержание, методы и формы организации всей системы нравственного воспитания в школе и детских дошкольных учреждениях. В них выражены основные требования к процессу нравственного воспитания.

Особенности формирования нравственного поведения у дошкольников

Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако, самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируется в дошкольном возрасте.  От того, каким было у человека детство зависит весь склад его личности и во многом  его личностная судьба. [5. с 66]

Активный целенаправленный  процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка педагогика рассматривает как нравственное воспитание.

Нравственное воспитание имеет в виду развивать у детей нравственные чувства, привычки и нравственное сознание.

Духовно обогащенная окружающая действительность – первое условие нравственного развития личности ребенка. Ядро нравственности (морали) составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, их поведении, управляют моральными  взаимоотношениями между детьми и взрослыми.

Душевная жизнь ребенка начинается очень рано. Строится она по законам развивающейся отражательной способности психики. То становится понятным ,почему ребенок начинает копировать, отображать в действиях и словах,  эмоциональных проявлениях и поступках мир в котором он живет. Он будет таким, каким сделает  его социальное окружение. [ 5. с 71].

Первые моральные чувства складываются у ребенка в семье как ответные  на любовь и заботу,  которыми его окружают,  и распространяется на узкий круг самых близких людей.

В возрасте  3-4 лет отношение  и чувства ребенка к людям и явлениям окружающей жизни еще очень неустойчивы. Положительное отношение нередко сменяется отрицательным. [6.с 165]. Благодаря воспитанию, моральные чувства, поступки ребенка 4-5 лет становятся более устойчивыми. Дети по собственному желанию делятся игрушками, проявляют отзывчивость, заботу, помогают друг другу. Моральные чувства детей этого возраста становятся более действенными. Взрослые  приучают  детей  заботиться о малышах,  о больном  друге  и  др.

В возрасте 6-7 лет дети начинают понимать интересы своих сверстников, других людей. Дети в этом возрасте начинают понимать, почему надо помогать маленьким, старикам, больным, слабым.[6.с 166]. Однако на всем протяжении дошкольного возраста чувства ребенка отличаются непосредственностью, неустойчивостью. Поэтому важно направлять воспитательную работу  на то, чтобы расширить чувств, сделать их более устойчивыми и глубокими.

В дошкольном возрасте успешно формируются  нравственные привычки. Усвоение привычек  начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать  на сознательное отношение к требованиям и указанием взрослых. На эту особенность нравственного развития указывал еще В.Г. Белинский. Он  предупреждал: «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание,  также тем  более должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке, а не на преждевременном и, следовательно, неестественном развитии понятий».[1.с.220-221]

Если  в младшем дошкольном  возрасте детей уже приучают к бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию, то в старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и воспитываются более сложные привычки к коллективным играм, к труду, занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей. Детей приучают к определенной форме проявления помощи, уважения к взрослым, как обратиться с просьбой и как поблагодарить.

Но все-таки характерной особенностью детей в дошкольном возрасте является то, что сознание не имеет еще решающей силы и в их нравственном поведении.[6.с 167]. В работе с дошкольниками можно добиться некоторых достижений по воспитанию сознательности, разумностных поступков,  умения вести себя, правилами поведения. Это возможно, когда объяснения, нравственная мотивировка требований взрослых отличаются умеренностью,  тактичностью, конкретностью. Сухие нравоучения дети не любят и обычно не слушают.[6.с. 168].

Принципы нравственного воспитания.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста основывается на следующих принципах:

- целенаправленность всей работы по воспитанию и обучению детей;

- воспитание в коллективе;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- требовательность к детям в сочетании с уважением личности каждого  ребенка;

- систематичность, последовательность и единство требований и воспитательного воздействия.[6.с. 168].

Нравственное воспитание  осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.[6.с 169]. Для каждого возраста определяются конкретные  задачи нравственного воспитания. С учетом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы нравственного воспитания.

Нравственное воспитание  младшего дошкольника  основывается на подражании примеру. В  этом возрасте воспитываются первые признаки культурного  поведения, первоначальные навыки  совместной игры, самостоятельности. Дети раннего возраста до 2,0-2,5 лет способны понимать и переживать элементарные нравственные чувства. Им доступен язык высших человеческих эмоций, но они испытывают затруднения в восприятии и понимании вербального языка морали. Возникновение нравственных чувств генетически предшествует формированию у ребенка нравственных суждений, поступков, поэтому с них и следует начинать  нравственное воспитание, тем более что в раннем возрасте потребность в общении с окружающими людьми у детей достаточно развита.[2.с.425].

В нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста ставятся более  сложные задачи, применяются разъяснения, рассказы, наблюдения окружающей жизни, чтение книг.

Важное значение в нравственном воспитании детей имеет систематичность, последовательность и единство воспитательных  воздействий детского сада и семьи.[6.с 171].

Единство педагогических воздействий  помогают формировать нравственные качества, укреплять их нравственные привычки и, наоборот, несогласованность приемов воспитания между родителями и воспитателями вредно действуют на них, вызывают противоречия в их сознании и поведении.

Воспитательные влияния на детей должны применяться в системе и последовательном усложнении.

Дети постепенно приучаются к мысли, что они должны помогать взрослым, делать для коллектива что-то полезное. Поэтому с раннего возраста надо создавать для детей такие условия, чтобы они не только принимали любовь и заботу о них с благодарностью, но и сами были внимательны к родителям, воспитателям, к другим детям. Нужно, чтобы дети выполняли несложные обязанности в семье, в детском саду и постепенно приучались к некоторому  ограничению своих желаний.

Задачи нравственного воспитания детей  могут быть решены с учетом их специфики по отношению к дошкольникам.  Благодаря этой специфики рекомендуется  использовать несколько методов нравственного воспитания:

-пример родителей и воспитателей (взрослых), примеры из окружающей жизни;

- приучение детей к нравственным поступкам и поведению;

- слово воспитателя (взрослого): убеждение, разъяснение, поощрение;

- влияние на чувства и сознание детей посредством искусства и художественной литературы.

Все виды искусства (музыка, пение, живопись, литература) доступные для восприятия и понимания детей благодаря образности, являются сильным средством нравственного воспитания. Искусство влияет на чувства и сознание детей. Исключительно ценным в воспитательном отношении является эмоциональность художественных произведений. Воспринимая то или иное художественное произведение, ребенок становится как бы соучастником описываемых событий, в результате чего облагораживаются его чувства и поступки.[6.с 175].

Особенно велико влияние примера взрослых и сознательное отношение к общественному долгу, благородство поступков являются огромной воспитывающей силой, влияющей на поведение и нравственный облик детей. Примеры серьезного, ответственного отношения взрослых к труду, их помощь друг о  друге, честность оказывают на детей большое влияние, воспитывают их отношение к труду, обязанностям, к людям.

В воспитании детей важно использовать похвалу, поощрение хороших поступков ребенка и порицание плохих.

Важно воспитывать в детях чувство коллективизма, а условием для воспитания этого чувства является атмосфера любви, заботы и внимания, чуткости во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок и которыми он воспитывается.

Интересные игры, занятия, развлечения, общая работа способствуют накоплению у детей приятных впечатлений, достигается объединение детей общими интересами, совместными переживаниями, близкими друг другу.

Личность каждого ребенка, забота о ее моральном развитии -  сегодняшнем и перспективном – требует повседневного внимания со стороны взрослых.[3.с5].

Решая задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому помогает нравственное воспитание.

Список литературы

  1. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / АПН  РСФСР,  

1948 год.

  1. Немов Р.С. Психология / М.: Владос, 1998.
  2. Нравственное воспитание в детском саду / под. ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1975.
  3. Панина С.М. Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственно образовательной деятельности / Волгоград: Учитель, 2016.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 , 1991.
  5. Суровцева А.В. Дошкольная педагогика/ М.: 1962.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения у дошкольников» (из опыта).

Дошкольный возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются нравственные чув...

Особенности формирования безопасного поведения у старших дошкольников, диагностическая беседа

Выявление уровня  представлений о безопасном поведении у старших дошкольников при помощи диагностической беседы...

Формирование нравственного поведения у дошкольников

Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Эмпирическое исследование  старшем дошкольном возрасте формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста,  личного самосознания ребенка....

Художественная литература как средство формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста

В статье раскрывается вопрос формирования нравственного поведения детей средствами художественной литературы...

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников.

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.В наше в...