Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников.
статья

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников.

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Культура поведения - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума? От утраты морали, совести, от наглости и хамства, общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. В современном мире ребенку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детских лет усваивать нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а наоборот, благодаря им общение становится более человеческим, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку. Человек, соблюдающий требования этикета, внимателен, деликатен, доброжелателен, тактичен в отношениях с окружающими людьми, он никогда не беспокоит и не раздражает своим поведением.

Детям нужно подавать хороший пример, стараясь привить хорошие манеры как бы случайно, незаметно, не спеша, терпеливо. Лучше лишний раз напомнить ребенку, как нужно себя вести, чем отчитать его за то, что он не так поступил. В дошкольном возрасте ребенок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак.

Научить ребенка правильно вести себя, подчиняться разумной жизненной дисциплине, можно лишь посредством воспитания у него сознательного отношения к своим поступкам.

Процесс работы по формированию у детей навыков культуры поведения должен быть непринужденным, с обязательным участием родителей. Ведь для ребенка родители - первые и самые важные учителя. Первая его школа — дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец».

С целью установления тесных контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры  провожу: консультации по обучению родителей приемам и методам нравственного воспитания, индивидуальные беседы, совместные развлечения, приглашаю родителей на открытые занятия.

Теорию, знания, правила поведения, дети усваивают на занятиях, в этических беседах. Беседуя с детьми,  побуждаю их думать и говорить. Задавая вопросы, даю ребятам высказаться. Это позволяет  понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С  помощью дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Занятия строятся по принципу сценария, носят занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра - типичная форма жизнедеятельности. Дети с удовольствием занимаются, внимательны, заинтересованы. В рассказах и диалогах, которые использую на занятиях, применяю принцип контраста, позволяющий детям с одной стороны критиковать неправильное поведение, с другой - отмечать достоинства. Эффективное восприятие материала обеспечивают сюжетные картинки, видео материал. Предлагаемые песни, оживляют атмосферу занятия.

Знания, полученные на занятиях, закрепляются в свободной деятельности, особое значение придается сюжетно-ролевой игре, так как она занимает важное место в жизни дошкольников. Игра для ребенка - подлинная жизнь. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, подобрать атрибуты, правильно распределить роли, договориться. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: поблагодарить за услугу, подать стул и т.д. В сюжетно ролевых играх дети отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость, взаимовыручка.

В играх с куклами («День рождения куклы», «Приход гостей») эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким. В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу.

Успех воспитания различных нравственных качеств - в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.

В работе с детьми  использую игры-упражнения, игровые ситуации, например, «Разговор по телефону» - формируются навыки вежливого разговора по телефону. Дети с удовольствием играют в дидактические, словесные и настольные игры: «Пользование столовыми приборами», «Поиск добрых слов», «Волшебные камешки», «Добрые дела», «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Хорошие манеры и привычки», «Азбука этикета», - дети учатся отличать хорошее от плохого, закрепляют правила культуры поведения.

Дети с удовольствием участвуют в играх-инсценировках, играх- драматизациях. Для детей младшей группы показывали сказки, участники очень ответственно и серьезно отнеслись к этому мероприятию, старались доставить малышам радость.

Воспитание чувства любви к Родине - великое и ответственное дело, без него не может быть воспитанного человека, человека - борца и патриота, а дороже этого нет ничего. Дети участвовали в мероприятиях, посвященных праздникам «День героев Отечества», «День защитника Отечества», «День Победы».

Ставя перед собой задачу бережного отношения к культурным ценностям, к родному языку, любви к родному краю, проводились мероприятия: выставка «Татарский национальный орнамент», вечер посвященный творчеству Г. Тукая, развлечение «День национальной кухни». Также дети с радостью принимали участие в общих развлечениях детского сада «Масленица», «Навруз», «Сабантуй», «День города».

Одно из важнейших средств воспитания культуры поведения, чтение художественной литературы. Ведь в поступках героев заложены многие моральные основы. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения. Подбираю художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач. Большую роль отвожу чтению сказок. Сказки - кладезь народной мудрости. В них высмеиваются, осуждаются человеческие пороки, и восхваляется доброта, честность, верность и любовь к ближним. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...

«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

В представленном материале разработана система по  формированию культуры поведения старших дошкольников через различные виды деятельностивиды. Одной из основных задач являлось повысить урове...

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Цели:1)    Познакомить родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;2)    помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей....

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей».

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности на тему:  «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения  детей»....

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики»  на тему:  «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения  детей дошкол...

«Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Знакомство родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; оказание помощи родителям в воспитании культуры поведения у детей....