Актуальность арт-терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дома ребенка
статья по теме

Степаненко Наталья Олеговна

Данная статья  опубликована в сборнике "Дополнительное образование: состояние, проблемы, перспективы" 2018 (ISBN 978-5-9909365-2-2) по материалам городской научно-практической конференции СПбГБПОУ "Педагогический колледж №8"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanenko_n.o_publ_pedkoll.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОМА РЕБЕНКА

Н.О.Степаненко

СПб ГКУЗ СПНДР №13

На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования арт-терапии в работе с детьми, в том числе, дошкольного возраста, имеющими различные эмоциональные и поведенческие нарушения, а также нарушения физического развития. Определение арт-терапии дается рядом отечественных авторов. Так, А. И. Копытин и Е. Е. Свистовская [2006] пишут, что арт-терапия представляет собой «совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска». Эти авторы также отмечают, что, «несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, что может иметь большое значение в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе» [Копытин, Свистовская, 2006].

Как показывает практика, арт-терапевтическая работа может успешно проводиться с детьми дома ребенка и быть направлена на  достижение следующих целей: 

  • Улучшение качества жизни  детей в доме ребенка;
  • Удовлетворение потребностей детей в творческой активности в различных   видах художественной деятельности;

Данные цели достигаются через решение следующих задач:

  • Формирование интереса к творческой деятельности;
  • Знакомство со свойствами  и способами работы с различными художественными материалами;
  • Предоставление   ребенку возможности  выражать себя, согласно внутренним потребностям;
  • Оказание поддержки во время возрастных кризисов и в период проживания эмоционально значимых состояний;
  • Развитие фантазии, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук.

Необходимо отметить, что в доме ребенка находятся дети, имеющие разные проблемы психологического и неврологического характера, поэтому в работе с ними требуется особенный подход. Дети с особенностями развития нуждаются в сопровождении, основной задачей которого является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, защита его прав на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями условиях его существования [Шипицына, 2005]. Воспитанники дома ребенка в возрасте 2-4 лет стремятся получать знания о себе и окружающем мире, учатся выстраивать отношения со сверстниками, устанавливать свои границы, отражать в себе эмоции другого человека, принимать их. Именно в детстве закладывается интерес к общению, созидательной деятельности, социально приемлемые способы коммуникации. Поэтому важно удовлетворять исследовательское желание ребенка в получении нового опыта, расширяя его кругозор. Это знание повлияет на успешность  его адаптации  к социальной среде.

Надо сказать, что  подобные занятия с детьми имеют ряд особенностей и на процесс арт-терапии будут оказывать влияние такие факторы, как недостаточно развитые изобразительные навыки ребенка, низкий уровень развития у него речевых и рефлексивных способностей. При этом многие терапевтические и развивающие эффекты занятий маленьких детей с арт-терапевтом обусловлены взаимодействием ребенка с изобразительными материалами, что оказывает стимулирующее воздействие, развивает способность к проявлению инициативы и самостоятельности, концентрации внимания, дает выход аффектам. Другим важнейшим фактором положительного воздействия арт-терапии на детей данной группы являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощутить чувство безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки, который, к сожалению, часто явно недостаточен у «социальных» сирот. Поэтому арт-терапевтические методы могут иметь большое значение как одна из форм психолого-педагогического  сопровождения детей-сирот, находящихся в домах ребенка. Необходимо отметить, что во многих случаях изобразительная деятельность ребенка выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром. Большое значение имеют защитные, контейнирующие свойства изобразительных материалов и символических образов, что способствует «удержанию» сложных переживаний и их последующей трансформации в положительные [Копытин, 2002].

Арт-терапия с детьми дома ребенка достаточно многообразна и включает в себя различные виды творческой деятельности: рисование пальчиковыми красками, ладошками, игры с водой и песком, аквагрим, рисование на гипсовой маске и на кукле, работа с глиной и на экране подсвеченного песочного стола, работа на крупноформатных листах. При этом сама творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения, но при этом  в ней всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры. Э. Крамер [1971] подчеркивала, что изобразительная деятельность сама по себе может являться мощным терапевтическим фактором в работе с социально-депревированными детьми, и что такая деятельность включает самые разные способы обращения с художественными материалами, в том числе, не приводящие к созданию сколь-либо оформленной продукции.  В процессе игровой деятельности начинают реализовываться формы произвольной зрительной памяти, что играет решающую роль в формировании восприятия пространства и расположения предметов, следовательно, и ориентации в нем. Лепка, конструирование, аппликация положительным образом сказывается на когнитивном развитии детей. Работа с песком и водой позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, позволяет понять существо и особенности переживаний ребенка. Кроме того, создается  дополнительный акцент на тактильную чувствительность, "мануальный интеллект" ребенка, что позволяет более интенсивно и гармонично развиваться познавательным процессам. Стоит отметить, что в одних случаях работа с изобразительными материалами позволяет снимать эмоциональное напряжение, в  других – отреагировать травматичный опыт и достичь над ним контроля. Перенос ребенком своих чувств  на изобразительные материалы и образы также делает арт-терапевтический процесс более психологически и физически безопасным для ребенка и специалиста.

В доме ребенка находятся дети, имеющие разные проблемы психологического и неврологического характера, и в работе с ними требуется особенный подход. Поэтому становиться особенно актуальным вопрос оказания помощи в проработке значимых эмоциональных состояний у детей средствами арт-терапии в ситуациях, требующих снятия эмоционального напряжения,  сопровождения в период адаптации к условиям дома ребенка и возрастных  кризисов, проживания опыта разлуки с родителями,  преодоления опыта насилия, в периоды работы с темой страхов, подготовки к переводу в семью или другое учреждение [Сучкова Н.О,2008].Сопровождать, значит быть рядом в качестве спутника или провожатого, охранника или показывающего. Сопровождение – не столько педагогическое или психологическое воздействие на ребенка, сколько взаимодействие с ним, во время которого он выступает в качестве субъекта с собственными потребностями и внутренним миром.

Есть веские основания считать, что арт-терапия с ее принципами и формами работы вполне соответствует концепции сопровождения, а потому легко «вписывается» в систему работы дома ребенка и позволяет решать    комплекс задач, включая гармонизацию эмоционального состояния ребенка, создание условия для оптимального развития разных психических функция и свойств личности,  а так же  дальнейшую социальную адаптацию.

Список литературы:

  1. Копытин А. И, Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2006.
  2. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста.-СПб.: «Речь», 2005. 240 с.
  3. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
  4. Kramer E. (1971) Art and therapy with children. New York: Schocken Books.
  5. Сучкова Н.О.  Арт-терапия с детьми из неблагополучных семей. - СПб.: Речь; М.:Сфера,2008.-112 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие педагога и учителя – дефектолога в процессе психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями»

Данная консультация рассматривает вопросы взаимодействия педагога, учителя – дефектолога в процессе психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностя...