Организация мини музеев в дошкольном учреждении
статья на тему

В статье  отражены этапы создания мини- музеев, специфика детских музеев, основные формы работы мини - музеев в дошкольном учреждении. Воспитатели познакомятся  как можно оформить музей в учреждении и группах детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_mini_muzeev_v_detskom_sadu.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Организация мини – музеев

в дошкольном учреждении

старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №26»

Шадова Ю.П.

Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:

1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);

2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Музейная пдагогика играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных «больших» музеев, с другой — отражает особенности этих учреждений культуры.  

Специфика детских музеев

В современном музееведении существует такое понятие, как «детский музей». Детские музеи в последнее время становятся популярны и в России.

Чем отличается современный детский музей от классического музея? Его главная задача — образовательная, просветительская, а, значит, в нём могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Еще одна специфическая черта детских музеев: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.

Таким образом, детский музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольные учреждения. Он является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Главное в таком музее — не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.

Этапы создания мини-музея

Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения.

Подготовительный этап

Главные задачи подготовительного этапа — выбор темы мини-музея определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей.

В нашем дошкольном учреждении реализуется проект «Знакомство с национальными культурами народов, проживающих в городе Братске» «Мы не одни в этом мире живем». Одной из форм работы по приобщению воспитанников к истокам народных культур народов, проживающих на территории города Братска, в нашем дошкольном Учреждении является  использование музейной педагогики.

 В каждой группе разработаны  свой проект создания мини-музея. Заведующим издан приказ об организации мини-музея. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.

На этом же этапе определяется место расположения музеев

Наши музеи располагаются как в  группах, так и в приёмных, спальнях. Они  созданы специально для самых маленьких посетителей и открыты для них постоянно.

На подготовительном этапе проводится и работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи, экскурсии в местные музеи. Дети и родители готовят небольшие сообщения о тех музеях, которые они посещали.

Главная задача второго этапа — совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини-музеев (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т.п.) и работа с детьми и родителями

Оформление мини-музея

Оформление мини-музея может быть различным. Всё зависит от возможностей и воображения педагогов группы.

При этом важно помнить, что внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, и отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. В большинстве групп  экспонаты размещаются  на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном: на настенных полках, стендах, столиках разной величины,

Особо удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. При использовании стационарных полочек смена экспозиции мини-музея проходит не так заметно для ребенка, как при использовании стендов, которые могут заметно отличаться по форме, цвету, расположению.

Важная особенность наших мини-музеев – участие в его создании воспитанников и их родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют наши мини-музеи.

В Учреждении созданы 13 мини–музеев: мини-музей Литвы «Музей бересты и янтаря», мини-музей сибирского казачества «Казачок», мини-музей Татарстана «Татарская экият»(сказка), «Мини-музей Бурятии», мини-музей Азербайджана «Азербайджанский орнамент», мини-музей Киргизии «Киргизские степи», мини-музей Армении «Армянские мотивы»,  мини-музей Украины «Украина – наш западный сосед», мини-музей русского кокошника, мини-музей русской игрушки, музей «Русская изба».

Что включили  в себя мини-музеи нашего дошкольного учреждения?

Буклеты – представление мини-музея; национальные костюмы для детей; куклы в национальных костюмах и куклы-обереги; предметы быта людей; символика республики: герб и флаг ; народные игры; народные сказки; книги авторов данной национальности; национальная музыка на аудио-носителях; альбомы «Национальная кухня»; пособия для продуктивной деятельности детей:

-Дидактические игры («Одень куклу», «Сложи узор», «Что лишнее?», «Чья тень?», «Чей орнамент?»)

-Раскраски с национальным орнаментом – узоры, бордюры, предметы быта, национальная одежда

-Лэпбуки: «Татарские, киргизские, армянские национальные ремесла», «Казачья изба»

-Предметные картинки (народные костюмы, жилище, предметы быта)

Основные  формы работы мини - музеев

1.Обзорные и тематические экскурсии (где не только взрослые, но и дети выступают в роли экскурсоводов в своих групповых мини-музеях),

Одна из форм работы наших музеев – это виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии, благодаря фотографиям, звуковому сопровождению, использованию мультипликации  позволяют «развернуть» созданную воображаемую ситуацию и поддерживать ее на протяжении всего мероприятия. Таким, образом, в сочетании с традиционными методами организации музеев, использование виртуальных экскурсий позволяют сделать процесс знакомства воспитанников с культурами разных народов наиболее эффективным и качественным. Созданы электронные виртуальные экскурсии: «Татарстан», «Литва», «Армения», «Бурятия», «Украина»

2. Встречи с интересными людьми.  В качестве гостей мы приглашаем представителей национальных общественных объединений. Они знакомят воспитанников с  национальными  хороводными и подвижными играми, танцами, музыкальными инструментами

3.Творческие проекты по ознакомлению с культурами народов.

  4. Организация выставок:

- «Куклы в народных костюмах». На ней были представлены как фабричные куклы в костюмах народностей, проживающих в г. Братске, так и самодельные, обрядовые, куклы-обереги.

- Выставка детских рисунков «Мы разные, но мы вместе».

- Выставки «Берестяное чудо», «Керамическая игрушка», «У большого самовара», «Русская матрешка», «Кукла моей бабушки», «Узоры русского платка».

5.  Сотрудничество с  социальными организациями города:

С  Братским объединённым музеем «История освоения Ангары»,

городской библиотекой  имени Ю.Черных. Работники библиотеки знакомили воспитанников с армянской, татарской и бурятской народной культурой.

7. Тематические мероприятия .

«Знакомство с русским самоваром и чаепитие на Руси», «Рождество», «Русские народные художественные промыслы»

Организация тематического мероприятия требует большой подготовки.

8. Литературная гостиная «Знакомство с произведениями народных писателей разных национальностей»

Представляя работу мини – музеев, педагоги

-стали участниками  в IX региональной научно-методической конференции «Аксиосфера современного образования»;

-представили  опыт работы  в рамках Школы современного педагога, направление «Воспитатель ДОУ» МАУ ДПО «Центр развития образования » департамента образования администрации города  Братска;

-участвовали в  муниципальных конкурсах: «Мои секреты музейной  педагогики»;

-подготовили четыре победителя муниципального  конкурса «Музейный сувенир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация мини-музеев в дошкольном учреждении.

Опыт работы по организации мини-музеев в детском саду. Тематика, наполненность, дидактические задачи....

Консультация для воспитателей «Организация мини-музея в условиях детского дошкольного учреждения»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

Организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении

Организация мини-музея как особого образовательного пространства стала распространенной педагогической формой работы, которая позволяет комплексно решать задачи патриотического, нравственного, духовно...

"Современные подходы к организации мини-музея в дошкольной образовательной организации"

В данной статье рассказывается о современных подходах к организации мини-музея в детских садах....

Организация мини-музея в дошкольном учреждении

Поэтапное создание мини-музея в дошкольном учреждении...

Организация мини - музея в дошкольном учреждении

Организация мини - музея в дошкольном учреждении...

Современные подходы к организации мини-музея в дошкольной образовательной организации.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....