Главные вкладки

    Мини-тренинг для педагогов "ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ"
    материал по теме

    Полина Юлия Сергеевна

    Данный материал предназначен педагогам-психологам ДОУ для демонстрации эффективности метода интерактивного взаимодействия педагогов, который способствует мотивации педагога к самосовершенствованию в различных сферах жизни, и непосредственно в педагогической деятельности путем актуализации, стремления воспитателя к ценности самореализации в своей деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад компенсирующего вида г. Можайска

    ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

    КАК ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ

    (мини-тренинг для педагогов)

    Подготовила и провела: педагог-психолог Полина Ю.С.

    Можайск 2015

    Цель: продемонстрировать педагогам эффективность метода интерактивного взаимодействия; способствовать мотивации педагога к самосовершенствованию в различных сферах жизни, и непосредственно в

    педагогической деятельности путем актуализации стремления воспитателя к

    ценности самореализации в своей деятельности; создание благоприятного

    микроклимата в педагогическом коллективе.

    Задание:

    • осознание и понимание особенностей среды, в которой работает педагог;
    • осознание педагогом собственных жизненных ценностей и убеждений;
    • выявление преград в личном и профессиональном росте;
    • способствование мотивации в педагогической деятельности;
    • настрой на позитивное содержание реализации себя как личности и педагога.

    Материалы: ручки, белые листы, маркер.

    Правила поведения:

    1. Открытость и откровенность – прочь всякое стеснение и недомолвки.

    2. Активное и динамичное участие.

    3. Позитивный настрой.

    4. Толерантный настрой - не критиковать и не оценивать.

    5. О себе говорим «Я», а не «мы»; «мой», а не наш.

    6. Не перебивать того, кто высказывается.

    Ход тренинга

    1. «Давайте поздороваемся!».

    Педагоги располагаются на расположенных по кругу стульях.

    Приветствие:

    - Здравствуйте уважаемые коллеги! Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом.

    Пусть поздороваются те:

    • кто в хорошем настроении;
    • кто еще не до конца проснулся;
    • кому сегодня грустно;
    • кто любит рисовать;
    • кто любит петь и танцевать;
    • кто хочет в отпуск;
    • кто еще не поздоровался.

    2. Игра «Что возьмешь на пикник?»

    - Давайте представим ситуацию, что вся группа собирается в лес на пикник, и каждый должен взять с собой один какой-либо предмет или продукт. Название предмета должно рифмоваться с его именем. Например: «Я Катерина, я возьму картину». Затем – следующий (как вариация: следующий участник повторяет реплику своего соседа, и называет себя и свой предмет: «Это Марина, она берет малину, а я Ира, возьму зефира» и т. д.).

    - Замечательно! Но нам с вами еще предстоит провести ряд упражнений, которые потребуют от вас уверенности в себе, в коллективе. Каждому человеку, каждому из нас, необходимо чувствовать себя в безопасности, чувствовать себя необходимым, чувствовать себя в единстве с обществом, важно ощущать доброжелательность окружающих.

    3. Игра «Единое целое» («Доброе животное», «Пульс», «Дружеское

    рукопожатие»).

    Цель: Объединение коллектива, создание командного духа, чувства

    единства, доброжелательной обстановки.

    Участники, стоя в кругу, берутся за руки.

    – Давайте закроем глаза, почувствуем себя, прикосновения наших соседей; теперь давайте услышим свое дыхание, своих соседей, всех присутствующих в зале… Вдох, выдох, вдох, выдох. Теперь, на вдохе мы делаем шажок назад, на выдохе – вперед. Выдох-вдох, выдох-вдох. Остановились. Не размыкаем руки. Открыли глаза. Сейчас мы с вами начали

    работать как целое, как единый организм, в котором течет энергия, пульсирует жизнь. От меня сейчас, как эстафетная палочка, побежит к вам и

    вернется рукопожатие. Я передаю свое доброжелательное отношение Марине, Марина - Марии, Мария - Светлане и т. д., и наконец, возвращается

    ко мне. Наше тепло, хорошее настроение, радость, чувство безопасности передаются, и в нашем зале их становится все больше и больше, так как

    каждый из нас добавил частичку своих положительных эмоций.

    Спасибо!

    - Современная обстановка предъявляет новые требования к дошкольному образованию и к каждому педагогу. Педагоги должны быть

    творческими личностями, новаторами идей, постоянно повышать свое профессиональное мастерство.

    Сегодня мы поговорим с вами о том, что и общечеловеческие ценности, и педагогическое мастерство, и профессиональные достоинства свойственны природе педагогической работе и потенциально присущи каждому из нас. Следует только позволить проснуться тому, что уже ждет своего освобождения.

    4. Упражнение «Педагог реальный – педагог идеальный».

    Материал для работы: маркер, лист бумаги.

    Участники пишут на своем листе составляющие педагогического мастерства.

    Вывод: с участниками подвести итог, проанализировать, какой должен

    быть «идеальный педагог».

    - Не всегда мы можем реагировать на ситуацию, на какое-то событие

    «правильно». Мы люди, и нам свойственно испытывать и гнев, и раздражение, и обиду, и огорчение. И в этом нет ничего страшного или предосудительного. Главное не заострять свое внимание на негативе. Уметь

    проанализировать свои действия и реакции оппонента, найти решение и извлечь урок; во время суметь совладать со своими чувствами и поступить

    как профессионал – вот высшее мастерство. И все это нам под силу, каждый

    из нас может мобилизовать свои внутренние силы, необходимо только собраться и понять, ЧТО нам мешает реализовать свои навыки и умения в полном объеме.

    5. Упражнение «Самопознание».

    Материал: чистые листы, ручки или карандаши.

    Участникам необходимо записать на листе:

    - 3 вещи, которые вы делаете из того, что вам не хотелось бы делать;

    - 3 вещи, которые вы не делаете из того, что хотели бы делать;

    - 3 вещи, которые вы бы хотели делать чаще.

    – Давайте выслушаем ответы некоторых из вас и проанализируем, что же нам мешает делать то, что нам нравиться, и что необходимо исправить в сложившейся ситуации.

    Подвести итоги. Обратить внимание участников на том, что чаще всего

    мы в своей жизни концентрируемся на негативных явлениях нашей жизни, на

    то, что мешает в работе, не удовлетворяет в профессии.

    Зацикливание на негативных качествах нашей профессиональной деятельности создает внутренний конфликт, наблюдается снижение работоспособности, ведет к растерянности и эмоциональному выгоранию. Мы точно знаем,  чего мы не хотим, и теряемся в определениях – чего желаем, к чему стремимся. Но необходимо помнить, что даже самый комфортабельный лайнер не сможет приплыть к цели, если капитан не знает

    куда плыть.

    - Давайте попробуем переключиться на те достоинства, которые есть в

    нас самих, те ценности, которые есть в нашей жизни.

    6. Упражнение «Мой герб».

    На работу отводим 7 мин. Во время работы участников звучит медленная, спокойная музыка.

    Материалы: лист бумаги, маркер.

    – Давайте немного пофантазируем. Представим, что все мы принадлежим к знатным и древним родам, и нам есть чем гордиться. Нам придется поработать над созданием собственных геральдических знаков. Перед вами чистые листы. Выполним с вами маленький графический диктант.

    Делим лист вертикальной линией пополам. Далее, двумя горизонтальными линиями, необходимо разделить лист на шесть равных секторов. В полученных секторах надо изобразить фигуры - заготовочки. Они могут быть произвольной величины, в том месте сектора, который будет

    озвучен.

    В верхнем левом секторе изобразим круг;

    в верхнем правом – треугольник,

    в среднем левом - графическая ступенька,

    в среднем правом – горизонтальные песочные часы (бантик из двух

    треугольников);

    нижний левый – квадрат,

    нижний правый– 2 параллельные дуги (или скобки).

    - Теперь Вам предстоит каждую из изображенных фигур дорисовать до

    какого-либо изображения и написать 2-3 прилагательных к каждому полученному рисуночку (можете записывать их рядом с изображением). После проведения работы можно рассмотреть некоторые из работ, и дать разъяснения участникам.

    Левый верхний рис. – отношение к себе.

    Правый верхний рис. – отношение др. ко мне.

    Средний левый – жизненный путь.

    Средний правый – внутренний мир.

    Левый нижний – отношение к семье.

    Правый нижний – отношение к любви.

    - Обратите на те категории, где упомянуты не очень приятные, не вдохновляющие, отрицательно-окрашенные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт. Попробуйте позже самостоятельно

    проанализировать, что вас не устраивает в этой области жизни, и, возможно,

    вы сами сможете понять, что необходимо предпринять, для изменения ситуации лучшему.

    7. Аутотренинг «Я умная, Я красивая, Я счастливая, Я любимая».

    – Давайте зафиксируем наш положительный настрой, позитивное отношение к себе, уверенность в своих силах. Нам есть чем гордиться, чем

    дорожить. И с уверенностью, по очереди повторяем одно из четырех наиболее важных в нашей жизни и работе утверждений аутотренинга. Даже

    если данная фраза не соответствует вашему внутреннему состоянию, не бойтесь произнести ее вслух. Привлекайте к себе светлую, хорошую, добрую

    энергию! Повторяя вслух, с уверенностью фразу аутотренинга мы подтверждаем, прежде всего, самим себе – я достойна! я хочу! я могу! у меня

    все получается!

    По кругу участники повторяют по одной фразе из аутотренинга.

    Первый участник озвучивает вслух:

    - Я умная.

    Следующий – Я красивая;

    - Я счастливая;

    - Я любимая.

    По проведенному аутотренингу ВТ просит объединится в группы. Те,

    кто озвучил фразу: «Я умная» - в группу «Умницы», «Я красивая» - в группу

    «Красавицы». Соответственно: «Я счастливая» - «Счастливые», «Я любимая»

    - «Любимые».

    8. Упражнение «Воздушный шар».

    Материал для работы: список снаряжения (по количеству команд).

    Цель: активизировать решительность, уверенность; закрепить умение работать в команде, отстаивать свою точку зрения.

    - Представим себе, что вы отправились в экспедицию, в которой необходимо выполнить поставленную задачу. Но самолет сломался и для экономии времени, команда принимает решение лететь на воздушном шаре.

    Как всегда, в любой экспедиции имеется необходимое снаряжение.

    (зачитываем список снаряжения).

    • Канат – 25 кг;
    • Аптечка – 5 кг;
    • Гидрокомпас – 6 кг;
    • Консервы мясные – 20 кг;
    • Винтовка – 25 кг;
    • Конфеты – 20 кг;
    • Спальный мешок – 14 кг;
    • Ракетница – 8 кг;
    • Палатка – 20 кг;
    • Кислородный баллон -30 кг;
    • Комплект географических карт – 25 кг;
    • Канистра с водой - 20 кг;
    • Радиоприемник – 3 кг;
    • Резиновая лодка – 25 кг.

    И вот, где-то посредине океана, ваш шар начинает быстро терять высоту.

    Вы понимаете, что для того, чтобы долететь хотя бы до берега, необходимо

    поддерживать высоту. Команде необходимо сбросить балласт.

    Задача командам за 5 минут:

    - выбрать капитана;

    - единогласным решением (подчеркиваю – единогласным) решением

    принять порядок сброса вещей.

    По истечении времени, ВТ подводит итог, о том, что все благополучно

    добрались до земли и высадились.

    Вызываются капитаны.

    – Уважаемые капитаны, выбирая вас, каждый из членов команды высказал СВОЕ решение о кандидатуре капитана. Затем, командным решением вы выбрали предметы первой необходимости. Теперь вы, если были какие-либо разногласия, можете высказать СВОЕ мнение о снаряжении, которое на ваш взгляд, достойно первоочередности сохранения.

    Капитаны озвучивают, что необходимо оставить. ВТ просит капитана оценить работу команды.

    ВТ предлагает участникам оценить свое участи в упражнении:

    Прошу поднять руку тех:

    - кто проявил себя как лидер;

    - кто проявил себя как организатор;

    - кто проявил себя как наблюдатель;

    - внимательный слушатель;

    - критик;

    - генератор идей;

    - незаинтересованная личность.

    – Как-то сороконожку спросили: «С какой ноги ты начинаешь двигаться?». Она впервые задумалась над этим вопросом, и некоторое время

    ей было тяжело даже сдвинуться с места. А когда она поняла, как ответить ей

    не этот вопрос, стала чемпионкой по бегу уже, и не только в своей среде.

    Есть две группы профессионалов. Одни умеют что-то делать профессионально, но не знают, почему у них так хорошо выходит; другие –

    знают, как надо делать, но не умеют осуществить на практике.

    Сегодня мы с вами смогли разобраться, ЧТО мы умеем делать хорошо, как у нас это получается или может получаться, и что получается у нас -

    ХОРОШО.

    9. Упражнение «Реклама».

    – И в подтверждение, что наша профессия, одна из самых важных,

    лучших, востребованных - прошу каждую команду в течение минуты

    придумать слоган или девиз (буквально одну-две фразы), чтобы похвалить

    профессию, себя, команду в которой вы участвуете, и всех присутствующих.

    Спасибо всем за активное участие в тренинге!

    Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь!

    Верьте в себя, свои силы и возможности!

    Желаю успехов, профессионального роста и личного счастья!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация экспериментальной деятельности по теме: «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюторства»

    Методист современного детского сада должен обладать тьюторской компетентностью. Методист как тьютор должен осуществлять сопровождение каждого педагога в процессе формирования им индивидуальной о...

    Мини тренинг "Полюби себя"

    Мини - тренинг для педагогов. Развитие уверенности в себе через любовь,  закрепление благоприятного отношения к себе....

    Профилактика возникновения стрессовых состояний на пути профессионального роста у участников конкурсов

    Профилактика возникновения стрессовых состояний на пути профессионального роста у участников конкурсов...

    Перспективный план мероприятий психологической лаборатории «Осознание себя и своей деятельности - путь к профессиональному росту»

    Мной представлен перспективный план работы психологической лаборатории, включающий в себя мероприятия, направленные на осознание себя в сфере профессиональной деятельности....

    ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,КАК ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ. (мини-тренинг для педагогов дошкольных заведений) Подготовила: Бондаренко Т. А.

    продемонстрировать педагогам эффективность метода интерактивного взаимодействия; способствовать мотивации воспитателя к самосовершенствованию в различных сферах жизни, и непосредственно в педагогическ...

    «Осознание себя и своей деятельности как путь к профессиональному росту» Тренинговое занятие для педагогов

    Тренинговое занятие  для молодых специалистов ДОУ позволяет им проанализировать свою профессиональную деятельность, определить свои достоинства, качества, которые понадобятся для успешного п...