Методические рекомендации по организации духовно- нравственного воспитания в детском саду
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шепенева Елена Васильевна

Духовно- нравственное воспитание на современном этапе  развития общества обрело особый статус:оно вошло в число приоритетных направлений современной педагогики.Приоритенным направлением нашего дошкольного учреждения является духовно- нравственное воспитание.Педагоги работают по программе "Тропинка добра". Цель программы:создание условий для развития гармоничной личности ребенка, обладающей системой национальных базовых ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное     образовательное  учреждение                                                                                                                                                                                                                                            

детский сад «Планета детства»

                   C:\Users\Admin\Downloads\в 040 (3).JPG                           

392515  Тамбовская область,

Тамбовский район

р.п. Новая Ляда, ул. Школьная, д. 24

тел. 8(4752) 65 - 20 - 05

Е-mail: ds_planetadetstva@mail.ru

Методические рекомендации

по организации духовно- нравственного воспитания в детском саду

Описание: C:\Users\User\Desktop\сертификаты ШЕВ\DSC00072.JPG

               

                                                                                               Шепенева Е.В., старший                            воспитатель

МАДОУ д/с «Планета детства»

           

Тамбовский р-н

р.п. Новая Ляда

2018 год

Методические рекомендации

по организации духовно-нравственного воспитания в детском саду

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества.

Одним из принципов государственной политики, обозначенных в законе «Об образовании в РФ», является защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства…(ст.2, п.2) Содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности (ст.14, п.2).

ФГОС ДО, вступивший в силу с 1 января 2014 года, в определении задач, на которые он направлен, поддерживает идею объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Поэтому на современном этапе (в условиях введения обновленной нормативной базы) крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, основанную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на «развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека».

 Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современной педагогики. Воспитание нравственного сознания и поведения, приобщение к истокам культуры и православным праздникам, знакомство с Библейскими историями - все это многочисленные векторы решения проблемы духовно- нравственного воспитания.

Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения с 2014г. является духовно- нравственное воспитание.

Для того, чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания мы   определили необходимые  условия: 

1.Наличие предметно-пространственной развивающей среды для воспитательно - образовательного процесса по ДНВ

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В центре предметно-пространственной развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.

Цель создания развивающей  предметн о- пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение доступа к общечеловеческим ценностям социальным, духовным, нравственным.

В нашем дошкольном учреждении предметно - пространственная развивающая среда в группах создана с учетом возрастных, гендерных особенностей детей. ППРС содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна,  вариативна, доступна и безопасна,  и в каждой групповой ячейке существует уголок по  духовно-нравственному  воспитанию, которые постоянно пополняются.

2.Обеспечение программно-методической и художественной литературой

В этом направлении  мы разработали программу  «Тропинка добра». (Приложение №1).Данная программа рассчитана на  дошкольников 4-7 лет.  В течение трех лет обучения  дети получают первоначальные представления о духовно- нравственном воспитании. Основная цель по внедрению основ духовно-нравственного воспитания в работе с детьми дошкольного возраста:

  • Создание условий для развития  гармоничной личности ребенка, обладающей системой национальных базовых ценностей.

Приобретаем необходимую методическую и детскую литературу по ДНВ.

3. Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу

По организации  образовательного процесса по данной проблеме уделяем особое внимание. Обязательно в каждом учебном году проводим ряд мероприятий   по ДНВ.

В 2017- 2018 году были проведены:

Семинары:

 - «Формирование духовно- нравственных и патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа»

- «Дошкольное детство – важнейший период становления духовно-нравственных основ ребенка»

Конференция:

- « Духовно-  нравственное воспитание  детей и подростков  в условиях  муниципальной  системы образования: состояние, проблемы, перспективы»

( Презентация  программы  по  духовно- нравственному воспитанию «Тропинка добра» c детьми ОВЗ (с нарушениями речи))

Педагогический совет:

- «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через  духовно- нравственное воспитание»

Открытые просмотры:

- «Сказы о Земле Тамбовской» для детей 5-6 лет

- «Матрешка - русская игрушка» для детей 4-5 лет

- музыкально- хореографическая постановка «Осень - Златопряха»

Консультации для педагогов:

- «Формирование ДН ценностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

- «ДНВ детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

- «ДНВ детей посредством чтения художественной литературы в условиях реализации ФГОС ДО»

4. Взаимодействие  с родителями

Слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья.

Современные молодые родители, в большинстве своем, не знают национальных традиций духовного воспитания, хотя положительно относятся к их возрождению. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги. Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель работы МАДОУ с родителями - просветительная работа, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

Обязательно знакомим родителей с нашей программой «Тропинка добра», особенно с разделом «Моя семья - моё богатство».

 В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие проходит через: развлечения и праздники, совместные мероприятия детей и родителей, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей. В течение года ведется работа по знакомству с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых их них – это Покров, Рождество,  Пасха, Троица. Детям очень нравится отмечать Пасху, которая ежегодно проводится в стенах детского сада.  Пасха проходит в форме праздника-путешествия в русскую культуру. Воспитатели и специалисты  готовят для детей историю  праздников. Дети вместе с родителями принимают активное участие: шьют русские костюмы, красят яйца, делают поделки, участвуют в конкурсах. В рождественскую неделю дети рядятся в костюмы, ходят по группам и колядуют, колядки заканчиваются веселым чаепитием. Ежегодно в детском саду проводятся «Овощные россыпи земли Тамбовской», «Яблочный спас», «Пасхальное яйцо», которые являются одними из важных средств духовно-нравственного воспитания, где участвуют дети вместе с родителями. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры. Большее внимание уделяем  средствам наглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам. Результаты нам очень радуют: прекрасно прошел праздник, выставка получилась великолепной. 

5. Сотрудничество со школой

С детьми начальной школы проводим совместные праздники «Рождество», «Пасха». А с 2017 года стали апробировать авторской программу по ДНВ для дошкольников 3-7 лет «Уроки милосердия». В течение  2017-2018 г. 12 педагогов и 154 воспитанника активно апробировали новую авторскую программу « Уроки милосердия» под редакцией Г.Д. Зубовой.  На начальном этапе провели  вводный мониторинг.  Педагоги разработали мини - анкеты (вопросы по 7 блокам программы «Уроки милосердия»).

 Мониторинг оценивался по пяти критериям: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Результаты мониторинга показали знания воспитанников  по ДНВ. На начальном этапе получены  такие результаты,  например, у детей 3-4 лет- низкий-56%, высший-0%, а у детей 6-7 лет низкий-0%, высший-48%.Такие результаты говорят о том, что на протяжении з лет ведется работа по ДНВ.

   Трудно переоценить значимость ценностей православной культуры в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Педагогами и психологами дошкольного образования доказано, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, культуры, традиций, если они преподнесены в доступной форме, затрагивает чувства и вызывает интерес.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детстве, найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно – нравственные достижения человека. Очень важно научить детей чувствовать себя счастливыми, радоваться жизни, удивляться.  То есть, можно с уверенностью сказать, что именно умение жить в общении с другими людьми, учит ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе, делает человека человеком. Взрослые, педагоги, родители наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, поэтому обязаны участвовать в духовно-нравственном воспитании ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду

13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций" Участниками стали пред...

Духовно-нравственное воспитание в детском саду.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду....

Духовно-нравственное воспитание в детском саду (из опыта работы)

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания в ДОУ.

Дошкольный возраст очень важен в дальнейшем воспитании и развитии ребенка. Ведь именно здесь ребенок развивается не только интеллектуально, но и формируется его характер, интересы, закладываются основ...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей

Дошкольное детство - важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Методические р...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...