Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей
методическая разработка (средняя группа) на тему

Грудцинова Наталия Николаевна

Дошкольное детство - важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Методические рекомендации предназначены для пдагогов дошкольных образовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekom_._po_duh.-nrav._vosp.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей

Воспитатель: Грудцинова Н.Н.

«Мы не должны забывать о своем

культурном прошлом, о памятниках,

литературе, языке, живописи …

Национальные  отличия  сохраняются

и в ХХ I веке, если будем  озабоченны

воспитанием душ, а не только

передачей знаний …»

Д. Лихачев

Дошкольное детство – важный этап  в становлении морального облика человека.  В эти  годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим  народом, с его традициями и бытом с раннего  детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным  с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот  сохранялся с раннего детства и до школьных лет. Поэтому так важна организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду, школе,тем более, что современные молодые родители, в большинстве своем, незнают национальных традиций духовного воспитания, хотя положительно относятся к их возрождению. А образовательное учреждение, приопределенных условиях, как раз и может возродить основы традиционного духовного воспитания детей. Для того, чтобы начать работу в области духовно-нравственноговоспитания необходимы определенные условия:

1.Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса;

2.Обеспечение программно-методической и художественнойлитературой;

3.Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу.

Предметно-развивающую среду надо создавать соответственно возрасту детей. Это: библиотека, где есть детская Библия, сборникрассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскиминародными сказками. Вести театральную деятельность необходимо с внедрением духовно-нравственных начал, указывая на то, где зло, а где добро. В каждойгруппе рекомендуется организоватьуголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочкидля инсценировок сказок, кукольные театры.Можно проводить экскурсии в музей старины, оборудованный в ДОУ (собранысохранившиесястаринные бытовые предметы, печь,деревянные лавки и столы, самотканыеполовики; в «избе» размещены : божница, расшитые полотенца, прялка,самовар, кухонная посуда и т.д.)При проведении НОД можно использовать программу«Приобщениедетей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевойи М. Д. Маханевой.

Приоритеты:

1.Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможетдетям с самого раннего возраста понять, что они—часть великого русскогонарода.

2.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки,песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчествекак нигде сохранились особенности русского характера, присущие емунравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,верности.

3.Большое место в приобщении детей к народной культуре должнызанимать народные праздники и традиции.

4.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.Она способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальномуизобразительному искусству.Необходимо вопросы духовно-нравственного воспитания включать взанятия по образовательной программе, вперспективный и календарныйпланы(в виде интегрированных занятий или во время бесед с детьми вповседневной жизни).

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.Важным элементом в нашей работе остается сказкотерапия.

Слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей являетсясемья.Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, непринесетожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать вдетях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги.Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детейпоказывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полноймере. Наша задача–помочь родителям осознать, что, в первую очередь, всемье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаии ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны завоспитание детей.

С родителями рекомендуется проводить:

родительские собрания на духовно-нравственные темы;

лекторий для родителей с участием священника;

 анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

совместные с родителями праздники, спектакли;

изготовление декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.);

круглые столы с педагогами ДОУ;

консультации;

выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;

обмен опытом по духовному воспитанию в семье;

выставки  семейных работ к праздникам;

индивидуальное собеседование.

Цель работы ДОУ с родителями - просветительная работа, т. е. познакомить родителей с православнойкультурой и историей, пробудить к ней интерес. Необходимо вопросы духовно-нравственного воспитания ставить на общих родительских собраниях, большее внимание уделять средствамнаглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам.Итак, работа по развитиюнравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается.Надеюсь, что добрые семена взрастут в детских душах и наши детивырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны. Именно дошкольный возраст нельзя игнорировать для становленияпредставлений о добре и зле, о нравственных эталонах и моральных нормахповедения и взаимоотношений, для формирования патриотических чувств.Душа маленького ребенка—это как бы воск, еще не имеющий определеннойформы, а к 6-8 годам как бы уже затвердевает, и к тому времени у ребенкаформируется характер, в том числе и определенные привычки, изменить которые в школьном возрасте бывает нелегко, а совершенно заменить другими почти невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

   Большое   значение  в  современных  условиях  приобретает  поиск  и  разработка  инновационных подходов  к  патриотическ...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания в ДОУ.

Дошкольный возраст очень важен в дальнейшем воспитании и развитии ребенка. Ведь именно здесь ребенок развивается не только интеллектуально, но и формируется его характер, интересы, закладываются основ...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Методические рекомендации по организации духовно- нравственного воспитания в детском саду

Духовно- нравственное воспитание на современном этапе  развития общества обрело особый статус:оно вошло в число приоритетных направлений современной педагогики.Приоритенным направлением нашего до...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...