ООД Тема: Моя малая Родина
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Братенкова Марина Михайловна

Формирование у детей представление о родном городе, как о малой Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Моя малая Родина

Направление: познавательное развитие

Цель: формирование у детей представление о родном городе, как о малой Родине.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить представление, что такое" малая Родина ", родной край;

-уточнить и расширить знания о родном городе, его истории;

Развивающие задачи:

-развивать память, воображение, связную речь;

-активизировать словарь по теме;

-развивать познавательный интерес, любознательность.

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну

-воспитывать уважение, любовь к родному городу.

         Целевые ориентиры:

- Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе участников по совместной деятельности;

- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, участвует в совместных играх;

- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

- Ребёнок проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Предварительная работа: беседа о городе и рассматривание открыток с видами города; чтение стихотворений о городе.

         Материал к занятию: открытки с изображением достопримечательностей родного города, изображение флага и герба города, карта России для детей, макет памятника.

Познавательное развитие:

- закреплять имеющиеся представления о родном городе

Социально-коммуникативное развитие:

- формировать умение работать сообща

- воспитывать интерес к истории родного города

Физическое развитие:

- продолжать приобретать опыт  в двигательной деятельности

Речевое развитие: 

- развивать умение аргументировано отвечать на вопросы

- развивать координацию речи с движением

- развивать внимание и кругозор

Художественно-эстетическое развитие:

- Закреплять навыки работы с бумагой

- развивать мелкую моторику.

Ход организованной образовательной деятельности

Введение в игровую ситуацию.

В: Ребята, сегодня в нашу группу пришло видео-обращение. Давайте вместе его посмотрим.

 

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Петровна, я журналист. Я путешествую по России, мир смотрю, статьи пишу. Только вот беда, не знаю куда попала. (В город Свободный, детский сад «Аленький цветочек») 

 - Расскажите, пожалуйста, о вашем городе, а я напишу о нём статью.

В: Ребята, поможем журналисту, расскажем о нашем городе?

 Актуализация знаний.

Воспитатель:  Сейчас мы с вами  отправимся на экскурсию по городу. На чем мы можем передвигаться по городу? (ответы детей). Я предлагаю пойти пешком, так как городок у нас небольшой.

Логоритмика

Мы по городу гуляем, (шагаем на месте)

Мы свой город изучаем (поставить руку «Козырьком» к голове)

Справа есть высокий дом, (поднять правую руку)

Обойдём его кругом (шагаем вокруг себя)

Слева домик ниже (левую руку вниз)

Подойдём поближе (шагаем на месте)

Это наш детский сад. Тише! (указательный палец к губам)

Там ребятки спят.  

Воспитатель: Что у меня висит на стене (карта) Рассматривание географической карты

Посмотрите, вы родились в стране, которая называется… Россия. Вы…. – россияне! Обратите внимание  на карту, что вы видите? Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Большие и малые города, поселки, села. Россия – огромная страна.

В: Как называется столица нашей страны? (Москва)

В: Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Кто из вас знает, что такое малая Родина?

Дети:    Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.

В: Ч то является нашей малой Родиной? Посмотрите на карту.

Дети: Амурская область, город Свободный – это наша малая Родина.  

В: Много пословиц и поговорок сложено о Родине.

- Какие пословицы и поговорки знаете вы?

Дети.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Чужбина - калина, родина - малина.

Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Дома и стены помогают.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Где кто родится, там и пригодится.

Своя земля и в горсти мила.

В: Дети, вы любите свою малую Родину.

Если любите свою Родину и гордитесь ею, надо знать ее историю.

Вы знаете, как зарождался наш город?

Хотите узнать?

История рождения города Свободного

Воспитатель. Представьте себе, что мы с вами перенеслись на много- много лет назад. Вместо современного города с высокими домами, асфальтированными улицами, мы попали в маленький поселок, который назывался Суражевка. Наш город был основан в 1912 году. Основанием для закладки города послужили строительство Амурской железной дороги, которая проходила через Суражевку и строительство большого железнодорожного моста через р.Зея.

Скажите, как раньше назывался наш город? Алексеевск.

В честь кого он был так назван? В честь великого князя цесаревича Алексея  Николаевича Романова – наследника  российского императора Николая Второго (фото)

На нынешней площади им. С. Лазо была возведена стела в честь закладки города.

- Ребята, у каждого из вас  есть день рождения. Как вы думаете, есть день рождения у города Свободного?

- Какого числа наш город отмечает свой день рождения?

Дети: 12 августа.

-  День рождения цесаревича Алексея (12 августа) сейчас считается днём рождения города.

В марте 1917 г. городское самоуправление переименовало Алексеевск в Свободный.

- Давайте продолжим нашу экскурсию.

- У каждого города России есть государственные символы.

- Ребята, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб)

- У нашего дорогого города, как и у нашей Родины – России и у всех городов России есть свой флаг и свой герб   (фото)

 В: Посмотрите на флаг.

Прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней — белого, средней — жёлтого, нижней — синего цвета.   Знаете ли вы, какое значение имеют полоски?

Верхняя горизонтальная полоса  имеет белый цвет и символизирует город Свободный.

Средняя горизонтальная полоса   имеет жёлтый цвет и символизирует старейший район города — Суражевку.

Нижняя горизонтальная полоса   имеет синий цвет и отделена от средней горизонтальной полосы белым волнообразным поясом, напоминающим речную волну.  Синий цвет символизирует реку Зею, на берегах которой расположен город Свободный.

- Герб – это отличительный знак города.  Что символизирует наш герб?

Современный герб города, символизирует железнодорожный мост через реку Зею, близ которого и появился Свободный, и наличие в городе испытательного космодрома (факел)

Достопримечательности

Идём дальше.

-В нашем городе много интересных мест, которые называются – достопримечательности. Что такое достопримечательности?

- какие достопримечательности нашего города вы знаете?

Дети: музей, библиотека, парк, стадион, спортивная школа, площадь Ленина, памятники героям, павших за Родину в годы войны, памятник героям гражданской войны.

-Мне бы очень хотелось посмотреть, как вы  знаете достопримечательности нашего красивого города. Подойдите к вашим столам.

Д/и: Собери картинку.

(Дети за столами собирают разрезные картинки, называют, что изображено, берут фото, закрепляют на мольберте и рассказывают интересный факт, последнее фото – стадион «Локомотив)

- Давайте и мы с вами немного отдохнём и проведём разминку.


«Спортсмены»

Мы спортсмены хоть куда, (руки на поясе, повороты в стороны)

Это да, это да! (хлопки в ладоши)

Люби бегать, любим прыгать,

Приседать и наклоняться (движения по тексту на месте)

И как рыбка выгибаться  (упражнение «рыбка»)

Мы спортсмены хоть куда, (руки на поясе, повороты в стороны)

Это да, это да! (хлопки в ладоши)

Мы гантели поднимаем,

По дорожке мы шагаем,

Встали на пятки, затем на носки, (движения по тексту)

Наши победы очень близки (прыжки ноги вместе-врозь, хлопки рук над головой)

 

Улицы

В: В нашем городе есть много школ и детских садов.

- Как называется наш детский сад? На какой улице он находится?

Наш любимый детский сад находиться на улице Почтамтская.

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

– Здравствуй, улица моя!

Ребята, давайте немного погуляем по нашим улицам.

Как называется главная улица нашего города? (Улица Ленина).

Какие здания находятся на улице Ленина? (фото)

- Какие улицы вы ещё знаете (ответы детей)

- Как вы думаете, отчего может зависеть название улицы? Беседа

 (ул. Ленина, ул. Пушкина, ул. Верхняя, Берёзовая, Алексеевская, Вокзальная, 50 Лет Октября)

-Вы любите наш город? За что вы любите его (я люблю Свободный за то что…)

-Ребята, город Свободный - это наша малая Родина, самое родное место на Земле. Мы с вами - жители нашего родного города. Именно от нас зависит, каким будет наш город в будущем. Что мы с вами можем сделать, чтобы наш город стал ещё лучше и краше? (ответы детей)

Давайте вспомним, где была возведена стела в честь закладки города? (площадь Лазо)

- Зачем люди воздвигают памятники?

- Что приносят люди, приходя к памятникам? (цветы)

Люди, приходящие к памятникам, приносят цветы.

У нас есть макет памятника, который находится на площади Лазо и я предлагаю вам сделать своими руками цветы, чтобы возложить у подножия памятника, в знак того, что мы знаем и помним историю нашего города.

Дети делают цветы из бумаги.

Перед работой проводится пальчиковая гимнастика «Цветок»

Давайте подойдём к макету и     возложим цветы у подножия этого памятника. Дети говорят добрые слова про город.

-Наш город (красивый, чистый, любимый, гостеприимный, прекрасный, великолепный.) Воспитатель. Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся в наш любимый детский сад. Наш детский сад, в который вы ходите – это тоже маленький кусочек нашей огромной страны, наша малая родина, и мы должны его любить и беречь.

Мы по городу гуляли,

Мы свой город изучали,

А сейчас идём назад,

Возвращаясь в детский сад.

Итог.

- Понравилась вам экскурсия по нашему городу?

- Чтобы узнать насколько вы были внимательны, я предлагаю вам решить кроссворд.

1. Как назывался наш город до революции?

2. Название площади, на которой находится стела в честь основания города?

3. Как называется главная улица города?

4. Название стадиона в центральной части города?

5. Один из государственных символов.

6. Как называется спортивный клуб, в котором расположен каток?

7. Название реки, на берегах которой расположен город Свободный?

- Молодцы, вы были внимательны и теперь много знаете о нашем городе.

Дети обращают внимание на экран. Звучит голос журналиста.

- Ребята, спасибо вам за увлекательную экскурсию. Я обязательно напишу статью о вашем городе. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Моя малая Родина" для детей старшей группы

Краеведение – это один из путей нравственного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюде...

Развлечение в подготовительной группе. Тема: "Моя малая Родина ".

Этим развлечением я постаралась развить интерес и любовь к своей Родине, к своему родному краю....

Проект .Тема: «Моя малая Родина»

Тема: «Моя малая Родина»     Тип проекта: исследовательско – творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители,воспитат...

Презентация проектно - исследовательской деятельности по теме "Моя малая Родина" для детей старшего дошкольного возраста.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Данный   п...

КОНСПЕКТ детской викторины название интегрированной формы работы педагога с детьми по теме «Моя малая Родина» название темы

Образовательные задачи1. Формировать у детей представления о родном городе, гербе, о памятниках, о реке Волге , о Жигулевском заповеднике,  о народах Поволжья (ПР).  2.  Стимулировать ж...

План по самообразованию по теме: «Моя малая Родина-часть Родины большой. Нравственно патриотическое воспитание дошкольников «Природа родного края», по средствам нетрадиционной аппликации»

Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Конце...