Создание детского игрового ландшафта на территории детской площадки.
статья на тему

Сорокина Александра Александровна

Вы никогда не задумывались о том, как вернуть наших детей на улицу в век стремительного развития электроники и влияния большого города? Конечно, просто так гулять ребенка одного уже не отпустишь, но есть места, которые можно считать безопасными и интересными для игр - это детские сады и школы, находящиеся в непосредственной близости от дома. Благоустроенная территория детского сада или школы обладает огромным потенциалом для устройства динамичных игр и обучения, и дети могут исследовать окружающую природу на ежедневной основе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_igr.lan_.docx86.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Вы никогда не задумывались о том, как вернуть наших детей на улицу в век стремительного развития электроники и влияния большого города? Конечно, просто так гулять ребенка одного уже не отпустишь, но есть места, которые можно считать безопасными и интересными для игр - это детские сады и школы, находящиеся в непосредственной близости от дома. Благоустроенная территория детского сада или школы обладает огромным потенциалом для устройства динамичных игр и обучения, и дети могут исследовать окружающую природу на ежедневной основе.

Как организовать площадку для детей

Ландшафтный дизайн детской площадкиЛандшафтный дизайн для детей

Тот факт, что дети познают мир в процессе игры, известен давно. Именно игра дает возможность детям использовать свои творческие способности, развивает воображение, физические и эмоциональные силы. Игра позволяет детям создавать и исследовать мир, учит их работать в группах, вести переговоры, решать конфликты. Во время игры можно увидеть, что именно интересует ребенка.

Больше всего дети любят познавать природу. Существует миллион вопросов, на которые они ищут ответы. Где живут муравьи? Почему листва меняет цвет? Какая снежинка на вкус? Находясь на детской площадке на открытом воздухе, дети получают множество навыков, потому что природа сама незаметно вовлекает их в процесс обучения.

Но нельзя надеяться только на природу. Создание правильных условий для детского развития означает выход за рамки простой посадки деревьев, кустарников или цветов на детской площадке. Создать дизайн, подчеркивающий баланс между природными и построенными объектами – вот главная задача взрослых.

Чтобы создать ландшафтный дизайн для детей, который будет помогать им развиваться, необходимо определить четкие цели создания детской площадки:

  • сохранение и укрепление здоровья детей
  • внесение разнообразия в природные и игровые объекты
  • использование открытого пространства для обучения в процессе игры

Животные на детской площадке

На этапе разработки концепции ландшафтного дизайна участка до начала проектирования пространства площадки для детей младшего возраста важно отступить от взрослой точки зрения и понять, что нужно детям.


А детям на участке нужно следующее:

  • Приключения – здесь дети прыгают, качаются, балансируют и лазают. Приключения подразумевают незнание того, что произойдет. Именно это вызывает у детей чувство любопытства, они рискуют, карабкаясь на небольшую скалу или балансируя на бревне. А риск – это мощный катализатор для проявления детьми упорства, смелости и уверенности в себе.
  • Фантазия и воображение – это своего рода театр. Здесь можно обеспечить взаимодействие детей с живыми существами (насекомыми, птицами или растениями). А можно установить сцену для детей и предоставить им возможность представить себя в разных ролях.
  • Общение с животными – помогает детям изучать животных в естественной среде обитания, рассказывает, как ухаживать за животными, объясняет их повадки. Дети с удовольствием играют роли животных.
  • Карты и дороги – здесь у детей хорошо проявляются исследовательские данные. Они обожают искать новые места, заявляя наперебой, что обнаружили тайную тропу.
  • Специальные места – это такие места, где дети могут прятаться. При проектировании площадки важно учесть места для тайников, постройки-форты, а также обеспечить детей различными ветками, веревками для построения своих собственных шалашей или хижин.
  • Маленький мир – здесь помогут природные материалы, такие как песок и растения, с помощью которых дети могут строить дома или замки.
  • Охота и собирательство – дети очень любят искать и собирать разные вещи. Это могут быть жучки, листья, ветки или камни. Поэтому в процессе проектирования нужно создать пространство, предлагающее широкий выбор натуральных материалов, поверхностей и текстур.

Основные принципы ландшафтного проектирования детских площадок

Перечислим основные принципы, используемые в ландшафтном дизайне при проектировании детских площадок на участке:

  1. Использовать объекты, имеющие одно назначение. Многофункциональные элементы могут помешать воображению ребенку, воспринимаясь как что-то сложное.
  2. Использовать натуральные материалы в качестве игровых элементов (например, плоский камень может служить столом).
  3. Формировать ландшафт интересными способами, используя растения для создания беседок, туннелей, лабиринтов.
  4. Использовать мебель согласно роста детей.
  5. Пространство должно быть хорошо просматриваемым, обеспечивая возможность контроля за детьми.
  6. Наряду с игрушками применять миниатюрный садовый инвентарь (пластмассовые лейки, тачки, лопатки).
  7. Использовать творческие аксессуары (костюмы, фигурки животных, подходящие по росту паровозики или машинки, сборные игрушки).
  8. Иметь в наличии любой ассортимент найденных объектов и природных материалов.
  9. Создавать несколько игровых пространств в одном пространстве детской площадки.
  10. Наряду с удобным резиновым покрытием использовать и естественное покрытие (трава, мелкие почвопокровные цветы, песок).
  11. Избегать использования на детской площадке колющих и режущих предметов, которые могут нанести вред детям.

12.Обеспечить дизайн детской территории, предназначенной для круглогодичного использования. Часть растений должна быть декоративной круглый год, этого можно добиться при помощи разнообразия хвойных деревьев и кустарников. В зимний период дополнять ландшафт ледяными скульптурами и горками. Предусмотреть навесы от дождя и солнца.

Создаем тень для игровой зоны детской площадки

Игровая зона для детейИгровая детская зона

Создавая тень на игровой детской площадке на участке надо быть осторожными с размещением лиственных деревьев. Нужно убедиться, что зимой они не помешают проникновению света и тепла, а летом – защитят от ультрафиолета. Не забудьте, что песчаные и асфальтовые поверхности отражают ультрафиолетовые лучи гораздо интенсивнее, чем это делает, к примеру, трава. Поэтому мощеные участки лучше всего притенять.

Деревья прекрасно влияют на здоровье детей и являются как бы мостом между человеком и животным миром. Тень, создаваемая деревьями, гораздо приятнее, чем тень от искусственных навесов. Кроме того, посадка деревьев – это долгосрочные инвестиции, их действие с возрастом только усиливается. Для создания тени деревья лучше расположить недалеко от здания (школы или детского сада), а также в районе зоны активных игр.

Чтобы уменьшить отражение ультрафиолета от стен здания, деревья лучше всего располагать с юго-восточной, южной и юго-западной сторон, тогда тень от них будет падать непосредственно на здание.

Хвойные деревья пригодны не только для создания тени, но и являются надежной защитой от ветра и пыли. Они могут закрывать территорию площадки для детей от посторонних глаз круглый год. Но хвойные растения довольно чувствительны к реагентам, используемым в зимнее время. Поэтому место для их посадки должно быть тщательно выбрано.

Солнцезащитные постройки являются более дорогостоящими, чем посаженные деревья, и могут стать объектом вандализма. Такие постройки могут исполнять несколько функций, например, служить открытым классом, местом проведения общественных мероприятий, зоной приема пищи, чтения или рисования, или местом спокойного отдыха. К примерам сооружений, построенных для защиты от солнца, ветра и дождя, относятся:  шпалеры или беседки. Они должны быть устойчивыми и прочными. В качестве дополнения можно посадить вокруг них красивые цветущие кустарники или использовать солнцезащитные постройки как основу для вертикального озеленения.

Выбор деревьев и кустарников для детской площадки

Растения для детской площадкиРастения для детской площадки

Для обеспечения оптимальных условий выращивания растений на участке с детской площадкой нужно учесть следующее:

  • убедиться в наличии надежного источника воды для ухода за деревьями и кустарниками
  • выбрать хорошие саженцы неприхотливых растений
  • продумать защиту планируемых и существующих деревьев от механического воздействия

Деревья и кустарники приносят огромную пользу для поддержания экологии и здоровья человека. Они защищают нас от солнца и ветра, впитывают ливневые воды, предотвращают эрозию почв, уменьшают воздействие вредных примесей городского воздуха.

При планировании размещения деревьев и кустарников нужно учитывать маршруты движения людей, удобство уборки снега, обслуживание подъездных путей и возможность обеспечения безопасности. Но самое главное – перед созданием ландшафтного проекта по озеленению и благоустройству школьной территории или дошкольной территории следует ознакомиться с соответствующими правилами и нормативными актами.

Выбор деревьев и кустарников должен быть обусловлен не только их габитусом растений, размером и цветом листвы или оптимальными условиями для их развития. Поскольку детский иммунитет не достаточно крепкий, окружающие их растения не должны быть токсичными, вызывать аллергическую реакцию или представлять какую-либо другую угрозу их здоровью. Нужно позаботиться о том, чтобы растения не имели в своем строении шипов или несъедобных ягод.

Существует довольно широкое разнообразие деревьев и кустарников, рекомендованных к посадке на детских территориях, но наибольшей популярностью пользуются такие растения, как: клен, дерен, береза, спирея, чубушник, рябина, сирень, липа, дуб, ива и, конечно, ель.

Прежде чем определиться с выбором, посмотрите, какие растения-аборигены окружают территорию. Эти деревья и кустарники являются приоритетными при ландшафтном проектированиипо ряду причин:

  • во-первых, аборигенные растения адаптированы к почвенным и климатическим условиям местной среды, они не требуют регулярного полива, большого ухода и химических удобрений для своего развития;
  • во-вторых, эти растения поддерживают популяцию птиц, мелких животных и насекомых в ареале их обитания;
  • в-третьих, растения-аборигены создают локальный источник самовоспроизведения за счет созревания семян;
  • и, в-четвертых, они могут служить объектами изучения с точки зрения ботаники и биологии.

Если все же вы решаете использовать на территории детской площадки неместные растения, то они не должны превалировать среди аборигенов. Эти растения также не должны быть видовыми, лучше использовать их карликовые сорта.

В отличие от деревьев, кустарники и растения для вертикального озеленения требуют большего ухода. Эти растения, как правило, высаживают в смешанные цветники или в группы. Высокорослые кустарники, такие как, например, кизильник, требуют регулярной обрезки, чтобы обеспечить сквозную просматриваемость, а это ведет к увеличению трудозатрат. Многолетние лианы, которые быстро разрастаются, заплетая ограждения, также требуют трудоемкого ухода, поэтому лучше в данном случае использовать однолетние вьющиеся растения, которые легко удалить в конце вегетационного периода. Среди кустарников часто встречаются ядовитые виды, в том числе и среди хвойников, поэтому перед тем, как использовать то или иное растение, постарайтесь как можно больше узнать о нем.

Планирование и дизайн дорожек на детских площадках

Дорожки на детских площадкахДорожки на детских площадках

Дорожки в игровом пространстве выполняют различные функции. Они выступают в роли границ, а также организуют пространство, помогая детям спокойно ориентироваться на территории площадки. Дорожки, проходящие через мостики или туннели, вызывают у детей огромный интерес. Для этого не нужно строить высокий мост, даже незначительный перепад высоты на уровне земли помогает развивать у детей двигательные навыки.

При планировании и дизайне дорожек на детских площадках нужно учитывать то, что они должны быть интересными, выполненными из разных материалов и содержать рисунок. Такие дорожки никогда не будут скучными для детей.

Организация места для отдыха детей

Место отдыха для детейМесто отдыха для детей

Время для игр полно деятельности и движения, так как дети постоянно перемещаются с одного места на другое. Место для отдыха дает возможность присесть и поболтать с друзьями, полистать красочную книжку или послушать рассказы воспитателя.

Для создания места отдыха лучше всего подойдет укромный и тихий уголок на участке. При проектировании такого места необходимо учесть его размеры, оно должно быть достаточным для того, чтобы вместить всех детей в определенное время. Расположение места для отдыха должно быть таким, чтобы солнце не светило детям в глаза. Оно должно быть защищено от ветра и дождя.

Было бы здорово украсить место для отдыха на детской площадке поделками детей, деревянными фигурками животных или сказочных персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

проект"Создание детского игрового ландшафта на территории ДОУ"

В данной разработке  освещены основные идеи и этапы реализации проекта по созданию игрового ландшафта на территории ДОУ....

Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО

Речь идет не о том, какое оборудование поставить на участке группы или территории ДОО для развития физической ловкости, познавательной сферы детей и т. д., а о создании некого...

Детская площадка по ПДД на территории детского сада

Презентация опыта работы по созданию детской площадки по ПДД на территории детского сада....

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...

Детская площадка по ПДД на территории детского сада

Детская площадка по ПДД на территории детского сада...

Проект - Благоустройство территории детского сада «Расцветай, наш любимый детский сад!»

Наш любимый детский садС нетерпеньем ждет ребят.Папы, мамы, поскорейПриводите малышей!...