Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО
консультация

Речь идет не о том, какое оборудование поставить на участке группы или территории ДОО для развития физической ловкости, познавательной сферы детей и т. д., а о создании некого игрового поля, которое представляет интерес для них самих, дает им возможность свободной игры, двигательной активности, общения с воспитанниками разного возраста.

Другими словами, необходимо создать территорию, на которой каждый воспитанник мог бы воплотить свои фантазии, например, по строительству песочного городка или снежной крепости, лепке куличиков и тортов из песка и глины, созданию «секретиков». Мог бы рисовать мелом, делать постройки из веток и травы, самостоятельно наблюдать за насекомыми и птицами, взаимодействовать с детьми не только из своей группы, а исходя из собственных игровых интересов и предпочтений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_detskogo_igrovogo_landshafta.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формируем предметно-развивающую среду

Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО

ФГОС ДО выдвигает определенные требования к организации игрового пространства в детском саду. Суть их сводится к тому, что ребенок может и должен сам, без помощи взрослого, организовывать свою игровую деятельность. Умелое использование природных элементов позволяет даже на небольших территориях предоставить максимум возможностей для игр и занятий, при этом они должны быть безопасны, экологичны, создавать радостное настроение. 

Переносные игровые макеты
 

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), построение игрового пространства на территории дошкольной образовательной организации следует начинать с ответа на главные вопросы: какие места и физические объекты могут быть интересны детям дошкольного возраста и что привлекает их внимание, стимулирует игровую деятельность, познавательную активность? Речь идет не о том, какое оборудование поставить на участке группы или территории ДОО для развития физической ловкости, познавательной сферы детей и т. д., а о создании некого игрового поля, которое представляет интерес для них самих, дает им возможность свободной игры, двигательной активности, общения с воспитанниками разного возраста.

Другими словами, необходимо создать территорию, на которой каждый воспитанник мог бы воплотить свои фантазии, например, по строительству песочного городка или снежной крепости, лепке куличиков и тортов из песка и глины, созданию «секретиков». Мог бы рисовать мелом, делать постройки из веток и травы, самостоятельно наблюдать за насекомыми и птицами, взаимодействовать с детьми не только из своей группы, а исходя из собственных игровых интересов и предпочтений.

Если проанализировать требования ФГОС ДО к организации игрового пространства в ДОО, можно выделить следующие характеристики развивающей предметно-игровой среды на участке детского сада:

  • проблемная насыщенность;
  • открытость к активному достраиванию среды дошкольниками;
  • диалогический способ функционирования;
  • оригинальность;
  • четкая оформленность предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Эти принципы являются основанием для проектирования игровых сред во многих странах Европы (например, в Швеции).

По мнению специалистов Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (МГППУ), «ребенок может и должен сам, без помощи взрослых, заниматься своим самым важным делом — игрой. Так он изучает окружающий мир, так он развивается, так он живет».

У каждого ребенка должно быть право на контакт с природой1, которое в городской среде часто нарушается или просто не учитывается. Современные дети склонны к сидячему образу жизни, много времени проводят за компьютером, вследствие этого имеют избыточный вес и хронические заболевания. Медицинские исследования утверждают, что причиной тому не столько экология, сколько недостаток движения, воздуха и солнечного света.

Традиционно ровные площадки считаются более безопасными, однако сегодня это требование подвергается сомнению: разнообразный ландшафт позволяет дошкольникам расширять границы возможностей, становиться более ловкими и, как следствие, меньше травмироваться. В таких игровых пространствах ребенок учится общаться с окружающим миром, развивается его крупная и мелкая моторика, речь, глазомер, соотносящие движения. Проба себя в разных условиях меняющегося ландшафта позволяет дошкольнику обрести особую устойчивость, уверенность в себе и своих поступках.

Не нарушая действующие санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию территорий ДОО, для преобразования ландшафта можно использовать переносные плоские макеты, а также скульптуры, которые создаются с учетом игровых интересов детей.

  Территория дошкольной образовательной организации, по которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок, должна представлять собой озелененную зону с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенную для проведения игр, развлечений, занятий физической культурой и  культурно-просветительских занятий с детьми дошкольного возраста.

Здесь могут быть созданы сооружения особой парковой архитектуры, которая отвечает мировоззрению и поведению дошкольников, причем наряду со своими основными функциями они должны использоваться как элементы благоустройства (скамьи, навесы, заграждения). Игровые площадки, лужайки, искусственные горки, ручьи, аттракционы, сооружения для спортивных и развлекательных занятий, парковая декоративная скульптура и малые архитектурные формы вместе с зелеными насаждениями непосредственно задействуются в детских играх и занятиях и формируют особую атмосферу.

При создании детского игрового ландшафта следует обратить внимание на его безопасность как в экологическом плане, так и плане личной безопасности детей. Желательно, чтобы около территории, особенно игровых и спортивных зон, не было автомобильных дорог. Количество входов на территорию ДОО должно быть минимально. Все искусственные водоемы и плескательницы должны быть неглубокие.

По всему периметру территории ДОО желательно создать плотные полосы деревьев и кустарников для защиты от пыли, ветра, шума, но не вызывающие застоя воздуха. Высока роль озеленения при организации развивающей среды, больше внимания нужно уделять дендрологии, созданию систем открытых и закрытых пространств, вопросам стойкости ландшафта, его эстетической и  научно-познавательной ценности. С этой целью комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Ассортимент растений следует максимально расширять, учитывая, что он выполняет не только декоративные функции, но и знакомит воспитанников с многообразием флоры, при этом из него необходимо исключить колючие и ядовитые растения.

Воспитательно-образовательная среда игрового ландшафта должна способствовать развитию детской фантазии, формировать бережное отношение к природе, воспитывать культуру поведения в естественной среде.

Естественный пейзаж хорошо дополняют яркие краски оборудования для игр и развлечений (включая спортивный инвентарь): желтые, оранжевые, красные, зеленые, которые придают территории ДОО живописность и способствуют созданию у детей приподнятого, радостного настроения.

Игровая зона «Деревенский дворик»
 

Основные сооружения — веранды, спортивную площадку, площадку для игр на асфальте, транспортных игр, плодовый сад, огород, альпинарий — следует равномерно размещать по всей территории и объединять системой прогулочных аллей и дорожек со свободной ландшафтной планировкой.

Так, на территории МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 11 „Рябинушка“» специально созданы индивидуальные маршруты разной сложности для воспитанников всех возрастных групп в соответствии с уровнем их подготовки.

Дети раннего возраста, как правило, наблюдают, слушают, активно участвуют в игровой деятельности ( в т. ч. играх на асфальте) и только в специально созданных условиях могут проводить опыты, собирать безопасный природный материал.

Представим наиболее популярные формы игровой деятельности, вызывающие у детей данной ДОО особый интерес.

Геокэшинг

Для детей старшего дошкольного возраста организованы маршруты, предполагающие их активное участие (ориентирование на местности, «геокэшинг», прохождение маршрута с картами-«находилками» и т. д.) и знакомство с более широким кругом достопримечательностей на территории ДОО.

Основная идея туристической игры (геокэшинга) состоит в том, что одни участники прячут тайники, другие с помощью «Карты сокровищ» находят спрятанные клады. Игра представляет собой активный познавательный процесс, в нее можно играть всей группой, привлекать к участию родителей, соревноваться в нахождении клада с другой группой ДОО или устроить соревнования между семьями.

Геокэшинг (от греч. γεο — Земля и англ. cache — тайник) — туристическая игра, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры.

Для проведения игры заранее готовится «клад». Это может быть угощение (шоколадка, конфеты), игрушка или сувенир. «Клад» нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать в «тайном месте». Лучше всего для этого подойдет угол веранды, кусты и другие малозаметные участки.

Дети ищут «клад», руководствуясь подсказками взрослого. Для воспитанников средней группы они могут быть как самыми простыми (например, «горячо — холодно»), так и более сложными (например, сделай два шага налево, потом три шага вперед и т. д.).

Для детей старшей и подготовительной групп интересно составить «Карту сокровищ». При этом лист бумаги для будущей карты можно замочить в чае, высушить, слегка помять и подрезать края, сделав ее  по-настоящему «старинной». На карте следует изобразить самые различные «сказочные» ориентиры, придумав привычным и всеми узнаваемым местам красивые названия или соотнести их с природными островными объектами (водопадами, бухтами, пещерами и т. д.).

  •  «Остров сокровищ» (вся территория ДОО);
  • «Круглая бухта» (бассейн);
  • «Качающаяся колыбель» (качели);
  • «Долина мудрости» (скамейки для отдыха);
  • «Коралловая бухта» (спортивная площадка);
  • «Банановая роща» (цветник);
  • «Пещера» (вход в погреб для хранения овощей);
  • «Джунгли» (травяной газон);
  • «Сонная лощина» (беседка);
  • «Ледник мамонта» (тень за верандой);
  • «Вулкан» (солнцепек на асфальте);
  • «Водопад» (кран для полива);
  • «Мост» (игрушечный мост на участке одной из групп);
  • «Плато» (вход перед ДОО);
  • «Луковая роща» (огород).

Геокэшинг можно дополнить дидактической игрой «Поиск клада»3. На первом этапе игры («Учусь составлять план») воспитатель и дети совместно рисуют план какого-нибудь участка (например, своей группы), применяя условные обозначения предметов, которые были использованы во время игры в геокэшинг. Взрослый обращает внимание дошкольников на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.

На втором этапе игры («Учусь искать клад по плану») воспитатель вводит детей в ситуацию, которая может быть как игровой, связанной со сказочными персонажами, так и проблемной, например: «Пираты похитили жемчужины у принцессы Воды», «Пираты похитили ключи от домика с игрушками» или «Чтобы помочь друзьям, надо найти клад, зарытый пиратами». Воспитатель прячет предмет — «клад» — и обозначает это место на плане. Дети, ориентируясь по плану, ищут его (этот этап игры повторяется несколько раз).

На третьем этапе («Учусь обозначать на плане место клада») педагог и воспитанники меняются ролями. Теперь уже дети прячут «клад» и отмечают его место на плане, а воспитатель ищет его. При этом он намеренно допускает ошибки с целью актуализации контрольных действий дошкольников.

На заключительном, четвертом, этапе («Учу играть другого») дети одной группы приглашают принять участие в игре воспитанников другой группы и совместно с воспитателями, родителями знакомят их с правилами, показывают свои карты, планы-схемы, условные обозначения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья:Создание детских учебно-игровых проектов.

в рамках музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей! ( Мы входим в мир прекрасного)» Федерального государственного учреждения культуры Государственного Русского  музея с учётом тре...

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

«Проект по обустройству, созданию туристической рекреационной зоны на территории городского озера» в подготовительной к школе группе

Образовательная деятельность по физической культуре «Проект по  обустройству, созданию туристической  рекреационной  зоны  на территории городского озера»   в подготовите...

проект"Создание детского игрового ландшафта на территории ДОУ"

В данной разработке  освещены основные идеи и этапы реализации проекта по созданию игрового ландшафта на территории ДОУ....

Создание детского игрового ландшафта на территории детской площадки.

Вы никогда не задумывались о том, как вернуть наших детей на улицу в век стремительного развития электроники и влияния большого города? Конечно, просто так гулять ребенка одного уже не отпус...

План работы творческой группы педагогов по созданию театральной студии «Петрушка» на территории МБДОУ №11

План работы творческой группы педагогов по созданию театральной студии «Петрушка» на территории МБДОУ №11  ...

Формирование первоначальной профориентации детей дошкольного возраста посредством создания детского медиа-холдинга «Территория успеха»

Инновационный проект по ранней профориентации детей. Цель (основная идея) проекта: создать условия для успешной социализации дошкольников путем ранней профориентации.Задачи проекта:- наметить пут...