Экологическое воспитание в ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Шабаева Татьяна Александровна

Экологическое воспитание в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_v_dou.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

« Экологическое воспитание в ДОУ».

Занятие  1

Доклад по теме:

«Компоненты предметно-развивающей среды по экологическому образованию детей дошкольного возраста».

                                                                   Подготовила:

Воспитатель  МБДОУ № 63

                                                                     Шабаева Т. А.

План

  1. Эколого – развивающая среда.
  • Уголки
  • Территория детского сада

  1. Эколого – предметная среда.
  • Книги и наглядные пособия
  • Произведения искусства
  • Игры и игрушки

Эколого – развивающая среда включает в себя следующие компоненты.

  • Природный уголок.

Главная особенность и приимущества уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого – педагогических мероприятий и организаций разной деятельности с дошкольниками. Здесь есть комнатные растения, подобранные по возрасту детей, паспорт и карточка на них, оборудование для ухода за растениями, календарь природы, поделки из природного материала. Кроме постоянных растений в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини – огород на окне – лук, чеснок, овёс и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года, или веточки разных деревьев за которыми наблюдают дети, как появляются из почек  листочки.

  • Экологический уголок,  где находятся макеты разнообразных природных зон, имеется зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий), зона природного и бросового материала, а так же дидактические игры по экологии.
  • Мини – лаборатория, где находятся материала для детского эксперементирования ( стаканчики палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.), микроскоп, разнообразный бросовый и природный материал. Здесь дети под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и не живой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини – лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научится обобщать, делать выводы.
  •  Экологическая библиотека.

Здесь находится познавательная литература о природе, произведения о родном крае, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, альбомы с экологическими сказками, стихами, которые сочиняли дети вместе с родителями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.

  • Территория детского сада.

Особое внимание необходимо уделять организации экологического пространства на территории детского сада. На территории должны расти различные породы деревьев и кустарников, которые создают благоприятную среду, защищают территорию от пыли, процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном.

     На территории детского сада должна быть создана экологическая тропа. Это «Экологическое пространство» позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого – педагогическую работу в летний период.

     Огород традиционен для дошкольного учреждения. Здесь дети могут познакомиться с особенностью роста растений. Приобщаться к труду на земле, применять свои знания на практике

     На всей территории ДОУ должны быть расположены цветники – учреждение для маленьких детей должны быть действительно цветущим садом. Чтобы у всех приходящих  сразу поднималось настроение, на каждом групповом участке, чтобы дети видели как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими своё помещение. В цветниках должны расти различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

     И так, создание эколого – развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддерживание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.

Организация эколого – предметной среды.

     Помимо живых объектов зелёной зоны детского сада важным условием успешной работы с детьми является наличие книг, пособий, игрушек, наглядного материала и другого оборудования, необходимого для ведения эколого – воспитательного процесса в детском саду.

     Работая со справочной и природоведческой книгой, воспитатель обретёт уверенность в новой методике, понимание ее отличия от давно сложившейся методики ознакомления детей с природой, это позволит ему успешно работать с детьми и родителями. В детском саду должно быть достаточно детской художественной и познавательной литературы о природе. Особенно близки воспитателям книги И.В. Цветковой, А.А. Плешакова, различные произведения классики: Л. Толстого, С.А. Аксакова, М.Пришвина, Г. Никольского, Н. Сладкова, И. Акимушкина, Г. Снегирёва, В. Чаплиной и др. Интересны для экологического воспитания и произведения современных писателей А. Иванова, В. Зотова. Кроме перечисленной литературы в детском саду нужны, конечно и периодические издания экологического содержания. В журналах «Свет», «Свирель», «Семь гномов», «Муравей» есть немало интересного о природе для детей. Серьезными справочными изданиями являются журналы «Экос», «Экология и жизнь», «Вестник экологического образования в России», газета «Зелёный мир». В детском саду должен быть большой глобус, крупнома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...