Развитие речи детей посредством русского фольклора
проект (средняя группа) на тему

При организации проектной деятельности это материал окажет помощь воспитателям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_folklor.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Развитие речи детей

посредством русского фольклора

                                                                                                               

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.

По содержанию:  социально - педагогический.

Участники проекта: дети группы, воспитатель группы, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Проблема: 

Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют пословицы, поговорки, а ведь в них заключается суть разрешения практически любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми  устного народного творчества создает  уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления, положительного  морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: 

Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:  

  • развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:  

  • Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
  • Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • Учить (по плану и образцу)  рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с  последовательно -развивающими  событиями;
  • Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОЕКТА:

ФОРМЫ:

Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность  ( индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

  ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  •  Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  • Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
  • У детей повысить интерес  к устному народному творчеству.  Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  •  Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  •  Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
  • У детей сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения;
  • Сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей;
  • У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка;
  • Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что   позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.                                                          

Потешки, считалки, заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.                                                      

Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.

Русские народные, хороводные игры  привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными   и  пальчиковыми играми   не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.

Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.  

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

                 

Содержание работы на 2016-2017 учебный год

сентябрь

Анкетирование детей и родителей .

Результаты анкет

сентябрь

Создание картотеки дидактических игр на развитие речи.

Картотека

октябрь

Работа с загадками, составление загадок.

Картотека

октябрь

Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Показ сказок

ноябрь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Рассказывание

ноябрь

Знакомство с народной куклой.

Изготовление куклы «Пеленашки»

декабрь

Совместные рисунки детей и родителей к любимым потешкам.

Выставка рисунков

декабрь

Настольный театр «Маша и медведь»

Показ сказки

январь

Сочиняем сказку сами.

Сказка «Колобок-великан»

январь

Инсценирование сказки: «Теремок (на новый лад)»

Показ сказки

февраль

Создание библиотеки русских народных сказок

Выставка сказок

февраль

Консультация для родителей: «Формирование ребёнка как личности в процессе знакомства с народными играми»

Папка-передвижка

март

Рисуем скороговорки  вместе с родителями.

Выставка рисунков

март

Знакомимся с предметами русского быта.

апрель

Игра-викторина: «Знаем ли мы русские народные сказки?»

Конспект

апрель

Создание альбома с иллюстрациями «Альбом пословиц и поговорок, народных примет о временах года»

Альбом

май

Литературный КВН на знание потешек.

Конспект

май

Знакомство с историей русского костюма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности

В работе  используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д....

Консультация для воспитателей "Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"

Консультация для воспитателей"Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"Русский народный фольклор – это произведения детей и взрослых усвоенные традицией. К детскому...

Консультация для воспитателей «Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор».

Консультациядля воспитателей«Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор»....

Консультация " Развитие речи через русский народный фольклор"

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»

Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным являетс...

Опыт работы на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»

Детский фольклор обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.   И хотя они состоят из немногих строк, незатейливы...