конспект интегрированного занятия
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Яштайкина Ольга Алексеевна

конспект интегрированного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия
               по духовно - нравственному воспитанию

Тема: Семейные обычаи на Руси

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Образовательные задачи.
Закрепить и уточнить  представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.

Закрепить знания старинных русских имен: Анастасия,Василиса, Дуня,Маланья, Анисия, Алена. Учить изготавливать оберег «куклу-Пеленалку».

Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.

Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования 
представлений  о старинных семейных обычаях. 
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.
Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные задачи.
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство симпатии. чувство гордости и уважения к своему народу

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой,  атрибуты русской избы, русские народные костюмы,  кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька,заготовки для изготовления куклы

Предварительная работа:

Посещение мини-музея.

Реализация Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической.

Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. »

Ход занятия

 Воспитатель:

Здравствуйте гости дорогие, (дети)

Гости званные и желанные,

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые!

Гости на пороге – хозяйке в радость!

Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети (здороваются).

Воспитатель:

Очень часто за событиями и суетой дней, старины своей не помним - забываем мы о ней, и хоть более привычны нам полеты на луну, вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Воспитатель:

 Ребята, в какой стране мы сейчас живем?

Дети:        

-В России!

Воспитатель:

- Правильно, а в старину называли нашу страну Русь – матушка.  Хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие обычаи существовали на Руси?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Тогда, возьмемся за руки и отправимся в путешествие.

Аутотренинг (под тихую светлую музыку). автора

День наступает,

Природа оживает

Солнце встает

Нам светло дает.

Друг на друга поглядим

Про себя поговорим

 

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие

Все у нас пригожие»

Мы собираемся

В долгий путь отправляемся.

Посмотрите, ребята, что у нас на пути? Камень – не простой, на нем что-то написано. Читает.

Налево пойдешь - далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – много интересного найдешь.

Направо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Дети, куда же пойдем? Направо или налево

Дети:

- Прямо.

Воспитатель:

- Ну, что же, в путь!

Дети проходят в зону «русская изба».

Воспитатель:

Вот мы и пришли. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

(В русской избе.)

Воспитатель:

Правильно ребятки. Я хозяйка избы. Милости прошу! А  что такое изба?

Дети:

(Это деревянный дом, в котором жили люди на Руси  в старину)

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, что же в избе было самым главным? Послушайте мою загадку.

-Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают – глотает? Что же это?

Дети:

(Это печь)

Воспитатель:

Правильно ребята. В старину вкаждой избе была печь, про неё говорили:

«Печь всему голова»

- Как вы думаете, почему так говорили про печь? (ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей:

Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы – запасали на зиму, спали на печи дети, старики и хворые, те, кто захворал, приболел. Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными силами в сказках. Давайте мы их вспомним.

Дети:

(«Гуси- лебеди», где Иванушка и Аленушка прячутся в печи. В сказке « По щучьему велению» Емеля едет на печи)

Дети:

А мы много добрых слов про русскую печь знаем.

Дети:

-Вьется из трубы дым чуть свет

Печки нет в избе, значит жизни нет

-Русской печи нет добрее, всех накормит, обогреет.

-Варежки сушить поможет, деток спать она уложит.

-И сверчок поет где-то рядышком, как с тобой тепло, печка-матушка.

Воспитатель:

Ребята, я вижу предмет, про который знаю загадку, а вы найдите отгадку.

-Стоит толстяк подбоченившись, кипит, шипит, всем чай пить велит

Дети:

(Самовар)

Воспитатель:

Правильно ребята. А какой он?

Дети:

(Он медный, блестящий, красивый, в нем кипятят воду и пьют чай)

Воспитатель:

За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай с медом, с вареньем. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Про него говорили: «Попьешь чайку, забудешь тоску».

Воспитатель:

Ребята, послушайте следующую мою загадку.

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает.

Дети:

(Это прялка).

Дети:

Молодцы ребята, нашли отгадку. Зимними долгими вечерами, хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали носки или ткали полотно и шили одежду. А вы знаете поговорки о прялке?

Дети:

Без прялки – не пряха,

Без иглы – не портной.

У ленивой пряхи

Нет про себя рубахи.

Чтоб рубаху нам соткать,

Надо пряжу намотать.

Воспитатель:

Молодцы ребята

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу. 

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это девочка . Давайте ее  покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает (а-а-а-а), плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети называют (Анастасия, Василиса, Дуня, Маланья, Анисия , Алена,  и др.)

Воспитатель:

 Молодцы, вы много имен знаете, но остановимся на одном. Девочку нашу назовем - Аленушкой.

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, её все будут называть ласково Аленушка. А когда она вырастет, то её уже будут называть Алена. Мы растем, и имя наше растет.

Дети:

Сейчас меня зовут Наташа,  а когда я вырасту, то меня будут назвать Натальей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александрой и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Аленушкой и назвали ей свои имена.

- А вы знаете, что обозначает имя Алена?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Это имя древнерусское, обозначает алая, красивая. Так звали богиню утреней зари — Алёна. Родители, когда называли таким именем, хотели чтобы, когда Аленушка выросла, она была красивой, доброй, покладистой и бережливой, жизнерадостной и счастливой.

Дети, посмотрите, здесь для Аленушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:

Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

А вы знаете  зачем нашей  Аленушке эти предметы?

Дети:

 Нет!

Воспитатель:

 Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашей  Аленушке

Ребёнок кладет уголек.

Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.

Ребёнок кладёт зёрнышко.

Воспитатель:

Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».

Дети: Будь всегда сыт.

Ребёнок кладет денежку.

Воспитатель:

Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: А сейчас  давайте искупаем Аленушку. А что приговаривали, когда купали ребёночка. Давайте вспомним потешку.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Воспитатель:А теперь давайте вытрем Аленушку. А что же приговаривали, когда вытирали?

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

- Дети, вот мы помыли, вытерли Аленушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

( Одевали)

Воспитатель:

Ребята, а как вы думаете, где хранили одежду в старину?

Дети:

(в сундуке)

Воспитатель:

Молодцы ребята, конечно же в сундуке. Мы сейчас аккуратно   откинем крышку нашего сундука и посмотрим, что в нем лежит. Это русская рубашка и рушники. Раньше одежду и белье шили из льна. В старину лён считался лечебным материалом, одежда из льна экологически чистая, тело в ней «дышит».

Теперь мы понимаем, что когда одевали ребеночку льняную рубашку, родители хотели, чтобы малыш вырос здоровым.

Рассмотрите внимательно рубашку. Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: приговаривает

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается

Воспитатель

- Одели мы нашу Аленушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:

- Укладывали спать.

Воспитатель:

- А куда клали спать ребеночка?

Дети:

- В колыбельку.

Воспитатель:

- А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель:

 В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.

Дети кладут ребёнка в колыбельку

Воспитатель:

Положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:

- Пели колыбельную.

Воспитатель:

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте мы  споем колыбельную для Аленушки.

(Использование русской народной мелодии)

 (колыбельная  « Журавли»)

- Вот и уснул наша Аленушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Каравай»

Игра «Каравай»

 (Использование русской народной мелодии во время игры)

Воспитатель:        

И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Аленушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Тогда отправимся в мастерскую.

Воспитатель:

- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает (повторяем сдетьми). Дети, а вы хотите тоже сделать Аленушке подарок, чтобы он оберегал ее от бед? А давайте сделаем куклу-Пеленалку.(показываю готовую куклу) - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы.

  • Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Пеленалку.
  • Ход работы:

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Пеленалки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

Воспитатель:

- А теперь, давайте подарим  Аленушке наш подарок и пусть каждый пожелает ей что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здорова.

- Расти  крепкой да удалой.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добра, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает. (ставят своих куколок на припечек)

Воспитатель:

А у нас и для гостей есть пожелания.

Дети:

Будьте здоровы, живите богато.

Будьте в дому, как оладышек в меду.

Дай Бог вам удачи.

Житья вам, бытья и здоровья.

Воспитатель:

 Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие . Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали ? О чём вы дома расскажете родителям?

- С кем познакомились?

- Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - пеленалку)

- Что обозначает слово оберег? (оберегает)

- Что вам понравилось на занятии?

- Что было сложным?

- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание,

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли

Лишь головушка одна

Все черным – черна

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет  чистым наш малыш

Вырастит у нас крепыш

  1. Спи, моя радость, усни!
    В доме погасли огни;
    Птички затихли в саду,
    Рыбки уснули в пруду,
    Мышка за печкою спит,
    Месяц в окошко глядит…
    Глазки скорее сомкни,
    Спи, моя радость, усни!
    Усни, усни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...