Дидактические игры на развитие тактильных ощущений – как одна из форм развития детей в ДОУ компенсирующего вида
методическая разработка (средняя группа) на тему

Романова Елена Анатольевна

В дааном материале представлены дидактические игры на развитие тактильных ощущений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.91 МБ
Microsoft Office document icon Текст к презентации71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Дидактические игры на развитие тактильных ощущений – как одна из форм развития детей в ДОУ компенсирующего вида » Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 83 Петроградского района Санкт-Петербурга Воспитатель Романова Елена Анатольевна

Слайд 2

Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения Тактильный – Происходит от лат. tactilis - осязательный. Форма кожной чувствительности, «кожное зрение »

Слайд 4

Свет Г Л А З Тени Цвет Твердость Характер поверхности Температура Вес Форма Величина Телесность Покой Движение Р У К А

Слайд 5

Основные движения для получения тактильных ощущений Взятие предмета в руки Прикосновение Постукивание Надавливание Ощупывание

Слайд 6

Тактильный центр Тактильные дорожки Тактильные крышечки Тактильное лото

Слайд 7

На манной крупе На ладони На песке Тактильное рисование

Слайд 8

Каштаны Камушки Горох Игры с бассейном Сухой бассейн

Слайд 9

Чудесный мешочек Предметы, сделанные из разных материалов Предметы по дидактическим темам Д/и «Достань, что назову» Д/и «Подбери перышко к птичке»

Слайд 10

Волшебная коробочка Игрушки по дидактическим темам Мячи с разными тактильными поверхностями Геометрические формы и фигуры Д/и « Подбери пару» Д/и «Найди все цилиндры»

Слайд 11

Гладкий – шершавы й Температура Д/и «Горячо, тепло, холодно» Тепловые дощечки Д/и «Шершавые дощечки» Тактильные дорожки

Слайд 12

Д/и «Найди все мягкое » Твердость Д/и «Найди пару» Вес Весовые дощечки и гирьки Д/и «Покажи легкую дощечку»

Слайд 13

Игры с шариками Игры с тканями Игры с резинками

Слайд 14

Гладкое - шершавое, Скользкое, тягучее , Если держишь ты в руках Что-то непонятое, Пальцы могут подсказать : Твердое и мягкое , Пушистое , колючее , Мокрое, сухое, Короткое и длинное . Очень интересно Пальчиков умение: Запоминать предметы - В одно прикосновение . Горячее - холодное, Чистое и пыльное ,

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений – как одна из форм развития детей в ДОУ компенсирующего вида

                                                                                                              Романова Е.А.

                                                                                           воспитатель   ГБДОУ   № 83    

                                                                                           Петроградского района.

                                                                                            Россия, г. Санкт-Петербург.   

       

                     

                                                                                                     

                                                            «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                                                В.А.Сухомлинский

   «Тактильный» – происходит от лат. tactilis - осязательный. Форма кожной чувствительности, «кожное зрение».

   Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения. Наибольшая острота тактильной чувствительности характерна для частей тела, активно осуществляющих двигательные функции. Это кончики пальцев рук и ног, кончик языка. Гораздо менее чувствительны живот, спина, внешняя сторона предплечья.

    Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении. В условиях нарушенного зрения восприятие детьми окружающего мира протекает на суженной сенсорной основе. Преодоление зрительной недостаточности детьми со зрительной патологией возможно за счет развития сохранных анализаторов.

   Особое внимание уделяется использованию осязания, как при познании предметов окружающего мира, так и при оперировании ими.  Сочетание зрительных и тактильно-двигательных ощущений, способствую получению обобщенного образа предмета.

   Осязание помогает ребенку,  имеющему проблемы со зрением получить больше информации из окружающего мира о свойствах предметов. Кроме того, осязанием, ребенок дополняет, расширяет и проверяет информацию, полученную при помощи других анализаторов.

    Осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно оно позволяет малышу познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности?  Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение.

    И глаз, и рука  способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, температуру, его гладкость или шероховатость. Рука, ощупывающая предметы, дает все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство -  в двигательном поведении.

    Главным условием готовности  к активному осязательному восприятию предмета является развитие мелкой моторики руки. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать…Трудно,  перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками и пальцами.

    От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности обследующих действий зависит полнота и правильность воспринимаемого образа.  

  При обследовании предметов используются такие основные движения:

Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуры.

Постукивание (удары пальцами или пальцем по предмету) дает возможность получить информацию о свойствах материала (постукивание по стеклу, металлу, пластмассе, картону)

Взятие предмета в руки помогает обнаружить   особенности поверхности, вес, форму и т.д.

Надавливание дает возможность определить, мягкость – твердость предмета, эластичность.

Ощупывание.  (Приемы ощупывания:   обхватом, поглаживанием, круговыми движениями, мнущими движениями).

     Чем тоньше тактильные ощущения у ребёнка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления.

     Тактильную чувствительность мы развиваем путем тренировок и упражнений органов чувств, при помощи дидактических игр. Для ребёнка игра – это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познаёт мир.               Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок.  

     Перед началом игры ребенок рассматривает предметы, ощупывает их, если надо вычленяет части предмета и только после этого ему даётся задание.  Предметы убираются в мешочек, коробку или любую подходящую ёмкость, ребёнок закрывает глаза или отворачивается. Когда ребёнок научится   выполнять задания по образцу,  можно  давать только словесные инструкции к действию. Задания ребёнку даются в зависимости от преследуемой цели. Во всех играх, применяется   принцип «от               простого -  к сложному».  Игры проводятся индивидуально или по подгруппам.                                    Игры   и   пособия, которые мы используем в нашей работе для развития тактильных ощущений.    

«Тактильный центр». Тактильный центр состоит из карточек с наклеенными на них   разнообразными материалами с разными тактильными поверхностями. Здесь детям даются следующие задания:

  • проведи пальчиками по поверхности;
  • найти на ощупь поверхность: мягкую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую;
  • предлагается показать поверхность: металла, дерева,  меха и т.д.;
  • чего не стало;
  • что изменилось;

 «Тактильные   дорожки».  Дорожки выполнены из различных материалов. Дети сначала знакомятся с различными линиями, у детей совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения. Они упражняются в зрительном анализе линии, её назывании (прямая, волнистая, гладкая, шершавая).

Далее предлагаются различные задания:

  • пройди по шершавой дорожке красного цвета, волнистой дорожке коричневого цвета, цветной дорожке, ребристой дорожке.
  • спустись по дорожке сверху вниз и поднимись по дорожке снизу  вверх;
  • найди с закрытыми глазами шершавую, волнистую, гладкую, ребристую дорожку.

«Тактильные   крышечки »

 Игра состоит из парных   крышечек - бочонков, в которых наклеен разнообразный тактильный материал: наждачная бумага, кожа, поролон, разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех) и т.д

Тактильное рисование. Рисование на манке (можно взять цветной песок) На подносе тонким равномерным слоем рассыпана крупа. Педагог, показывает каким образом можно рисовать на крупе. Дать ребёнку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробовать вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. Можно предложить ребёнку нарисовать по образцу. Конечно, больше детям нравится свободное рисование.

Рисование на ладошке. Взрослый кисточкой рисует по руке ребёнка разные фигуры: треугольник, квадрат, солнышко. Ребёнок должен почувствовать, какой это предмет. Начинать нужно с простых фигур, постепенно переходя   к  сложным .  

«Сухой бассейн». Ёмкость может быть наполнена крупами, камушками, каштанами, пуговицами, на дне которой спрятаны различные предметы ,    геометрические фигуры, мелкие игрушки по дидактическим темам: «Посуда», «Транспорт» и др.

 Ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет, он может перемещать руки в ёмкости, щупая и трогая их. Например, можно дать такие задания:

 1). «Найди на ощупь». Педагог дает задание ребенку найти только шарики (камушки)

2). «Найди и разложи». Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам  (классифицирует)   (например:   домашние  и дикие животные)

«Чудесный мешочек». Его можно сшить из ткани разной фактуры и толщины Ребёнок обследует предмет, запуская руку в мешок или прощупывая через мешок.  «Волшебная коробочка» В крышке коробки вырезаны 2 отверстия и к ним прикреплены рукава. Ребёнок запускает руки в рукава и обследует предметы, лежащие в коробке.  

   Играя в «чудесный мешочек» и с «волшебной коробочкой» в них можно положить любые предметы: с разными поверхностями (гладкие, шершавые и т.д.),  по дидактическим темам («транспорт», «овощи, фрукты» и т.д), геометрические формы и фигуры , плоскостные фигуры, предметы из разных материалов ( пластмассовый, деревянный   и т.д), природный материал, пуговицы.

 Ребёнку даются такие задания:                                              

  • Попросить вытащить определённый предмет ( например: достань лошадку, собачку, котёнка)
  • Достать только всё круглое (Большое, маленькое, гладкое, шершавое, металлическое, твёрдое и т.д)
  •  как предмет, который лежит перед ребенком и т.д.
  • Что пропало?  Найди пару.

Шершавые   дощечки  (парные).  На дощечки   наклеены   разные виды наждачной бумаги, начиная от самой шершавой до - почти гладкой.  Ребёнку дается дощечка бумагой вниз, он проводит по ней пальчиками и ищет парную.  

Тактильные дорожки. Одна половина   гладкая, а на второй наклеена наждачная бумага. Провести пальчиками ребенка по разным поверхностям. Предложить ему с закрытыми глазами угадать, где   какая?

Температурные ощущения. 

Игра «Холодно - тепло – горячо». Перед каждым   ребёнком   на столе стоят три бутылочки с водой разной температуры. Просим ребенка поставить горячую воду на красный кружок, холодную – на синий, теплую на желтый. Правильность своих действий, он проверяет, открутив крышку на бутылке (в неё вложены кружки соответственно температуре воды)

Тепловые дощечки - они парные, сделаны из разных материалов (стекло, метал, камень и др). Игры: Найди пару. Дай мне, такую   же.

  Твёрдость предметов.  Пособие это 6 пар кубиков с большой кнопкой сверху. Ребёнок нажимает на кнопку пальчиком и, в зависимости от твёрдости  материала,  пальчик проваливается в кубик на разную глубину.

 Задания: Найди пару, Самый твердый мягкий кубик, Поставь от самого  твердого  до  самого   мягкого.

Игра « Лёгкий – тяжелый » (Весовые гирьки).

В яйца от киндер-сюрпризов вложена вата и насыпана соль, таким   образом, сделаны весовые гирьки.  Ребёнок   определяет - «лёгкий – тяжелый», взяв гирьку в руку. 2вариант. Найди, все лёгкие  (тяжелые) гирьки. В гирьки можно положить другие наполнители и предложить ему   выстроить весовой ряд.

«Весовые дощечки». Выполнены из разных пород дерева и имеют разный вес и цвет. Задания: Ребёнку на ладошки положить разные дощечки и попросить приподнять руку с легкой, тяжелой дощечкой.

Найти   одинаковые по весу.  Выстроить весовой ряд.

 Игра "Что внутри шариков?"

 Внутри воздушных шариков разнообразные наполнители: семечки, орешки, вермишель; различные крупы. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенку надо на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями или  соотнести шарик с образцом, т.е., определить, что внутри шарика.
Игры с тканями. Для этих игр нужны разные кусочки тканей по фактуре и толщине. С детьми проводятся такие игры как: «Летние – зимние ткани». «Найди ткань тоньше, толще, такую же». «Подбери пару». «Магазин тканей» (покупатели - разные игрушки).

 Игры с резинками. Резинки разные на ощупь. Ладошки сделаны из картона.

Ребёнку предлагается взять из коробочки резинки разные на ощупь 2-5 шт. Воспитатель одевает их на пальчики пособия. Перед ребёнком ставится образец ладошки с одетыми резинками. Он достает из мешочка такие же   резинки и одевает на свои пальчики соответственно образцу (лев., прав.). Усложнение задания: ребёнок   убирает руки под стол и одевает   резинки   соответственно образцу.

  Таким образом, дидактические игры, способствуют развитию тактильных ощущений детей с учётом их особенностей, помогают развивать ребенка интеллектуально, успешно решают задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышают  результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.

1. Психология ощущений и восприятия. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова и М.Б.Михайлевского. – М, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра для развития тактильных ощущений

Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умст...

Консультация "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста ".Дидактическая игра для развития тактильных ощущений.

Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умст...

Консультация "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста " Дидактическая игра для развития тактильных ощущений.

Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умст...

Дидактическая игра на развитие тактильных ощущений " Тактильные дощечки"

Дидактическая игра « Тактильные дощечки»Основным орудием овладения воображением становятся сенсорные   эталоны. Именно с этой целью мы большое внимание уделяем игровым упражнения...

"Развитие тактильных ощущений у малышей, как средство развития речи" 16.11.2021 г.

С каждым годом, становится всё больше детей с задержкой речевого развития, что заставляет родителей и воспитателей задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками. Ученые, исследуя деятельность...