"Развитие тактильных ощущений у малышей, как средство развития речи" 16.11.2021 г.
занимательные факты (младшая группа)

Татьяна Олеговна Дернова

С каждым годом, становится всё больше детей с задержкой речевого развития, что заставляет родителей и воспитателей задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками. Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты  мозг и речь.

Иначе говоря, чем более подвижные, «послушные» пальчики у малыша, тем легче ему учиться говорить. Задержка речевого развития у ребенка негативно влияют на формирование личности маленького человека, меняют его отношение к окружающему миру и к самому себе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vysuplenie.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

С каждым годом, становится всё больше детей с задержкой речевого развития, что заставляет родителей и воспитателей задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками. Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь.

Иначе говоря, чем более подвижные, «послушные» пальчики у малыша, тем легче ему учиться говорить. Задержка речевого развития у ребенка негативно влияют на формирование личности маленького человека, меняют его отношение к окружающему миру и к самому себе.

Играя с манкой, ребенок пропускает её между пальцев, вместе с потоком манки

уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное

самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и

саморазвития детей. В процессе игры с манкой у детей развивается

тактильно-двигательная чувствительность, координированные движения

кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки

к письму, по формированию навыков самообслуживания и предметно-

практической деятельности. Благотворное влияние оказывает и на развитие

речи, и на формирование навыков общения, и на взаимодействие между

собой.

1 Упражнение «Здравствуй, манка!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с манкой», то есть

различными способами дотронуться до манной крупы. Ребенок:

• дотрагивается до манки поочередно пальцами одной, потом второй руки,

затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с манной крупой, затем медленно

высыпает его в тарелочку;

• дотрагивается до манной крупы всей ладошкой — внутренней, затем

тыльной стороной;

• перетирает манку между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в манную крупу маленькую плоскую

игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей манной крупы

— ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно»,

«приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

2 Упражнение «Манный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Воспитатель: «В стране «манной крупы» может идти необычный манный

дождик и дуть манный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете

устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет манную крупу из своего кулачка в

тарелочку, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

3 Упражнение «Манный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в

песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на

поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки

для коктейля.

4 Упражнение «Насыпание – пересыпание»

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать

положительное отношение к играм с песком.

Детям предлагается, с помощью педагога, насыпать манную крупу в

бутылку. В одну с помощью воронки, а в другую без воронки. Педагог

отмечает, что в бутылку где была воронка, манка насыпалось больше и

аккуратней, чем в бутылку без воронки. Манка принимает форму ёмкости.

5 Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на

манную крупу.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности

манной крупы, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук

делает поверхность манной крупы волнистой (в разных направлениях).

«Змея»

(Дети имитируют движение змеи указательным пальцем или ребром ладони)

«По тропе змея ползла.

Под корягу подползла.

И на камень заползла.

А потом с него сползла.

От ежихи уползла.

И подальше отползла.

По болотцу проползла.

И до норки доползла.

Спряталась!»

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами по манной

крупы, имитируя движение насекомых.

6 Упражнение «Узоры на манной крупе»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление

закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части подноса с

манной крупой рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с

возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и

волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой

же узор в нижней части подноса с манной крупой, либо продолжить узор

взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию

нарисовать на манной крупе определенный узор.

Те же узоры на манке изготавливаются путем выкладывания в заданной

последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших

пуговиц и пр.

7.Упражнение «Лабиринт».

Рисуем пальцем лабиринт и помогаем животным добраться до лакомства или

домика.

8 Упражнение «Узоры на манной крупе двумя руками»

Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.

Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками)

одновременно на манной крупе разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.

9 Игра-упражнение «Манный круг»

Цель: знакомить с техническим приемом и способам изображения с

использованием манной крупы.

Ребенок на манной крупе рисует круг и украшает его различными

предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами.

10 Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»

Цель: знакомство с техническим приемом и способам изображения с

использованием манной крупы.

Точка, точка, запятая –

Вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик, –

Получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на манной крупе смешного человечка.

11 Упражнение «Такие разные настроения»

Цель: знакомство с техническим приемом и способам изображения с

использованием манной крупы, развитие эмоциональной сферы.

Рисуем на манной крупе лица с различными настроениями.

12 Игра-упражнения «Вслепую»

Цель: знакомство с техническим приемом и способам изображения с

использованием манной крупы, развитие мелкой моторики координации

движений

Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на

манной крупе. Можно устроить соревнования между детьми.

13 Игра-упражнение «Манные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,

образного мышления, произвольности.

Воспитатель: Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки. Выбери

понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в манной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Материал для педагогов и родителей о важности игр с тактильными ощущениями...

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений – как одна из форм развития детей в ДОУ компенсирующего вида

В дааном материале представлены дидактические игры на развитие тактильных ощущений....

Ручной труд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольниковуд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольников

Ручной труд является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания....

Развивающая доска «Бизиборд» как средство развития тактильных ощущений ребенка

Бизиборд, бизборд (busyboard доска для занятий) – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью нее ...

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание,...

"Развитие тактильных восприятий у малышей как средство развития речи" презентация 16.11.2021 г.

С каждым годом, становится всё больше детей с задержкой речевого развития, что заставляет родителей и воспитателей задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками....