Главные вкладки

    Проект "Русская изба"
    проект на тему

    охотникова людмила анатольевна

    Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. 

    Одной из задач по нравственно-патриотическому воспитанию является - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_russkaya_izba.docx24.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект

    «Русская изба»

    Тип: информационный, практико-ориентированный

    По содержанию: социально-педагогический

    Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

     Актуальность проблемы.

        Современный мир полон перемен, нанотехнологий и модернизаций. Это коснулось и сферы образования, так как новому развитому обществу нужны образованные люди.

         При разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание было уделено проблеме приобщения детей к русской культуре.

         Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу.

          Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т.е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т.е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, игрушки.

         Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).  Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

          Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, полка для посуды, люлька), предметов быта – посуда, половики, ухват и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей. Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома. Материал для сюжетно-ролевых игр пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, к теме «Чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – сервиз для чаепития, различные травы для заварки, десерты и угощение (муляжи баранок, пирогов, сушек и т.д.), выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями. Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми на специальных занятиях и в свободной детской деятельности.

       Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.

    Задачи:

    1.Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

    2.Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

    3.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

    4.Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям                       (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

    5.Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

    6.Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс.

    Предполагаемый результат:

      - осознанное отношение детей дошкольного возраста к русской культуре;

      - дети получают представления о внутреннем убранстве и предметах быта в избе;

      - дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи и традиции.

    - создание мини – музея «Русская изба».

    Этапы работы:

    1этап. Подготовительный:

    1. Изучение литературы по музейной педагогике.

    2.Диагностика знаний детей о русской культуре.

    3.Беседы с детьми о русском народном творчестве.

    4. Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы собранных детьми и их родителями.

    2этап. Реализация проекта:

    Организация предметно – развивающей среды.

    Цикл занятий:

    1. «Русская крестьянская изба».

    Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.

    1. Экскурсия в «избу».

    Цель: Дать понятие «красный угол».

    1. Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».

    Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту.

    Лепка «Предметы посуды»

    Рисование, аппликация «Интерьер избы», «Народно-прикладное искусство»

    Цель: Учить детей выразительно передавать образы объектов

    традиционной русской культуры.

    Знакомить детей с народно-прикладным искусством.

          Ручной труд:

         -Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)

         -Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек - тестушек».

        - Изготовление посуды из папье-маше.

    1. Знакомство с художественной литературы:

    Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

    Цель: Познакомить детей с народным фольклором.

    1. Музыкальная деятельность:

    Слушание народных песен (аудиозапись).

    Пение знакомых колыбельных песен.

    1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».

    Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре.

    1. Дидактические игры:

    «Подбери мебель для избы», «Собери посуду».

    1. Подвижные игры: «Огуречик», «Репка», «Барашеньки», «Горшки».
    2. Беседы:
    3. «Русский народный костюм»
    4. «Гости в горнице»
    5. «Русская изба»
    6. Экскурсия в мини – музей «Русская изба»
    7. Праздники:

    «Осеннины», «Святки», «Рождество», «Масленица», «Пасха».

    Взаимодействие с семьей

    -Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».

    -Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

    -Изготовление макета «Русская изба».

    -Сбор предметов для музея «Русская изба».

    -Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы).

    Результат:

    1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.

    2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

    3. Создание мини – музея «Русская изба».

    3 этап Заключительный – презентация проекта.

                В детском саду у нас появился мини-музей «Русская изба», посвященный истории русского фольклора, быта.

    Экспонаты мини-музея подбираю по принципу динамичности и вариативности деятельности, т.е. в музее ребенок может взять в руки любой предмет рассмотреть его, обыграть – подцепить ухватом чугунок и поставить его в печь, покачать детскую люльку, рассмотреть узоры на расписной посуде.

    А началось всё с приобщения дошкольников к фольклору: песенкам, потешкам, загадкам, сказкам, играм. Во многих из них встречались непонятные малышам слова и выражения: горница, чугунок, лапти, крынка. Педагогам приходилось разъяснять их значения, опираясь на фотографии или картинки. Но этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта. Обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили вышитые полотенца и разноцветные домотканые половички, из деревни привозили чугунки и ухваты. Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинные предметы, посуду и кухонную утварь. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым. С большим интересом дети участвовали в изготовлении тряпичных кукол, лепили посуду из глины, а затем расписывали её. А с каким чувством гордости, собственной значимости они приносили в детский сад какой –либо экспонат. Так по крупицам стали появляться экспоненты музея. Выделили помещение и стали обставлять избу. Сначала наш мини-музей занимал часть групповой комнаты. Затем его перенесли в холл детского сада, где он стал доступен всем желающим: и детям, и родителям. В избе есть и русская печь, и домашняя утварь: ухват, кочерга, чугунки, люлька с младенцем, сундук, старинный утюг, самовар, глиняная посуда, стол с лавками и много разной утвари. Входя в мини-музей в переднем «красном» углу находится стол с самоваром на нём, чашками для чая, баранками. Над столом расположена образ-иконка девы Марии с младенцем. Этот образ выражает как бы защиту детей, покровительства святой Девы Марии детям. Рядом со столом располагается сундук, где хранятся богатства избы: шали, сарафаны, рубахи и прочие вещи. Рядом с сундуком стоит прялка, веретено, на которое сматывались спряженные нити. Рядом с прялкой находится подставка с куделью (не пряденная шерсть). В другом углу избы стоит русская печь (имитация), на которой стоят чугунные горшки разных размеров, возле печки лежат дрова. В уголочке примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме.

    Дети не боятся Кузю, хотя у него всклоченные волосы, они знают его как хранителя домашнего очага. Возле тёплого места в избе стоит люлька (деревянная детская кровать). В люльке лежит младенец (кукла), люльку можно качать, напевая колыбельные песни. Дети, проходя в музей, могут всё трогать руками, рассматривать, им интересно слушать хозяйку избы бабушку Арину. Хозяйка избы часто предлагает детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадывает загадки, общается с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц. Интересные рассказы хозяйки избы об игрушках, которые здесь могут увидеть дети: соломенные и деревянные куклы. Много чего есть в русской избе: стиральная доска, керосиновая лампа. На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.

    Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.

    Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.

    Занятия в музее ведут воспитатели. На занятиях воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносят в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися.

    Особый интерес у детей вызывает поставить ухватом чугунок в печку, покачать в люльке младенца, спеть ему колыбельную песенку. На занятиях в музее дети знакомятся с порядком размещения за столом, назначением кухонной утвари. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол».

    Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это - неотъемлемая часть нашей культуры.

    В музеи проходят и занятия кружка «Истоки» по приобщению детей к истокам русской народной культуры, на которых дети более подробно узнают о жизни и быте наших предков.

    Мини - музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.

    Мини-музей «Русская изба» был создан в нашем детском саду «Белочка» в 2017 году. Его организовывали специально для реализации общих задач программы образовательного учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Содержание нашего мини-музея позволяет педагогам познакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины. Кроме того, оно способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.

    При организации мини-музея учитывались следующие принципы: интеграция, деятельности и интерактивности, научности, природосообразности, культуросообразности, разнообразия, экологичности, безопасности, глобализма и регионализма, креативности. Все эти принципы позволяют музею стать частью образовательного пространства нашего детского сада.

    Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Важная часть музея: участие сотрудников детского сада и родителей в накоплении предметов быта русского народа.

    Главное – мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство - мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию.

    Используемая литература:

    1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

    2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

    3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.

    4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

    5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

    6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

    7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

    8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.

    9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

    Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

    Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча"

    Программное содержание.Знакомить детей с бытом русского народа, с гостеприимством; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора;формировать образную речь, вспомнить знакомые пот...

    "Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

    Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

    «Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

    Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

    Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

    конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

    конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

    Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

    Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...