«МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ»
консультация (подготовительная группа) на тему

Зимарёва Людмила Александровна

В своей консультации я знакомлю коллег с практической организацией предметно-пространственной среды в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_pps_v_dou_20.03.18_g.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 г. Пугачёва Саратовской области»

«МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ

 ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

СРЕДЫ В ДОУ»

                                                                                                                                                         Воспитатель:

        Зимарёва  Л.А.

2018 г.

Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников.

Г. М. Коджаспирова

Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться в течении всего дня, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных, развлекательных мероприятиях.

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, что каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

В своей работе по организации предметно – пространственной среды в ДОУ с учётом ФГОС ставим задачи:

• формирование предметно-развивающей среды, способствующей самообучению и саморазвитию ребенка, стимулированию становления его как субъекта разных видов деятельности;

• стимулирование к приобретению способности делать выбор, принимать решения, нести ответственность за выбор и результаты своих действий и поступков;

• овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в образовательной, в том числе предметно-развивающей и игровой среде, способствующими повышению их профессиональной компетентности;

Использование  отдельных компонентов развивающей предметно-пространственной  среды.

В своей работе с детьми подготовительной группы мы используем следующие  компоненты предметно - пространственной среды:

 «Смайлики настроения» - На личном шкафчике дошкольника помещается двусторонний смайлик – фишка в соответствии с настроением детей, также  можно усложнить, используя для этого пиктограммы эмоционального состояния (слайд 1);

«Уголок именинника» - где прикреплена фотография ребёнка и дети могут разместить поздравления, рисунки, поделки  в подарок имениннику (слайд 2);

 «Наше творчество» - это мини выставка детских работ выполненных в различных техниках в детском саду или  дома с родителями (слайд 3);

      «Остров сокровищ» - сундучок, в котором мы храним игрушки, принесённые из дома, наши сокровища (слайд 4);

         Дети любят  собирать, коллекционировать разные мелкие предметы. Мы помогаем изучать коллекции искать новые экспонаты. Пополняем, знания детей используя книги, энциклопедии. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, воспитатель  вызывает  интерес к созданию собственной (слайд 5);

«Мой дом»- в группе также есть патриотический уголок с картой, глобусом, фотографиями  нашего города, здесь же могут быть размещены  книги о России, национальной одежде, а также  прикреплены стикеры с адресом каждого ребенка (слайд 6);

«Деловые хлопоты»- коробочка заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребёнок хочет  исполнить: «гардеробщик», «эколог», «главный строитель», «Директор гаража», «Дизайнер», «Художник-оформитель», «Счетовод» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, участвовать в игре,  предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность (слайд 7);

«Копилка личных достижений» - формирование копилки личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни (слайд 8);

«Коврик примирения» - помогает детям-дошкольникам разрешать споры, конфликты, сложившиеся в ходе игры  (слайд 9);

 «Уголок уединения» - зона психологической разгрузки воспитанников должна быть оборудована уголками для уединения (палатка, ширма и т.д.), фотоальбомами с семейными или групповыми фотографиями. В уголках для уединения дети могут «спрятаться» от внешнего мира, отдохнуть от детского коллектива, просто посидеть или полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном или групповом альбоме. Используя переносные ширмы, ребенок может создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, создать свой собственный мир (слайд 10);

 «Я научился»- информирует о достижениях ребёнка, что помогает созданию положительной атмосферы, пробуждает ресурсы, развивает веру в себя и собственные силы (слайд 11).

Организованная таким образом личностно ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Рекомендуем Вам использовать и другие компоненты предметно - пространственной среды в дошкольном  учреждении:

«Здравствуйте,  я пришёл» - размещая утром свою фотографию, ребёнок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых;

«Ладошки успеха» - это ежедневное поощрение детей за успехи и достижения;

«Чудо - варежки» - воспитатель может поочерёдно крепить на стенд «варежки дошкольника» с карточкой – заданием для индивидуальных занятий ребёнка с родителями дома;

«Творческая мастерская» - проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов;

«Мини - музеи» - это персональные тематические выставки в мини -  музее, подготовленные ребёнком и родителями по интересам дошкольника;

Стенд - «Мы спортсмены» - используется для выражения ребёнком своего отношения к занятиям физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива ДОУ;

«Эко - полянка» - лаборатория под открытым небом. Опытно – экспериментальная, исследовательская деятельность и т д..

Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Родители активно включаются в работу с детьми, видят их успехи и достижения.

Конечно, работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском саду необходимая, сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.

Мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи

Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....

Содержательная модель модернизации образовательной среды

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потен...

Модель предметно – развивающей среды

Модель предметно – развивающей среды, созданная в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет воспитателем ...

Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения

Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (схема)...

Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды

Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды....

Модель предметно-развивающей среды как средство развития речи дошкольника 6-7 лет

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, иниациативного, активного и творческого ребенка. Она должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности...

Модель описание развивающей среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста.

Условная зона пространства группового помещения с подвижными зонами границ....