Отчёт воспитателя по плану самообразования
материал на тему

Беркалова Ирина Геннадьевна

« Элементарное экспериментирование с детьми 2-3 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_samoobraz_2018_g.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт

по плану самообразования

воспитателя II группы раннего возраста «Лучики»

Беркаловой Ирины Геннадьевны

Май

2018 год

Тема плана по самообразованию: « Элементарное экспериментирование с детьми 2-3 лет».

Актуальность выбранной темы:

   Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребёнком.

В процессе эксперимента обогащается память ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья.

    Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно- образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

     Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома является такие материалы как песок и вода.

     Пускали с детьми кораблики, наблюдали, как он плавает, через определенное время кораблик тонул. Почему? Бумага намокла. Так в процессе появилась игра «Тонет - не тонет». Когда у детей стал пропадать интерес к корабликам, стали опускать различные предметы, где у детей появился интерес к предметам, которые тонут, а какие нет. Появился вопрос, например, «Колесо, будет плавать?». Предлагала попробовать, где дети сами пытались устанавливать причинно – следственные связи и пытались  делать вывод.

  На закрепление цвета с детьми играли в «Разноцветную воду» - в баночку с водой добавляли несколько капель краски и наблюдали, как меняется цвет, брала основные цвета - красный, синий, желтый, зелёный. В результате этого появилась новая игра «Видно – не видно», где учила детей видеть и называть, что вода бывает прозрачной и не прозрачной. В процессе игр нужно постоянно поддерживать интерес. Благодаря этим играм развивается активный словарь детей, интерес к экспериментированию.                                                                                                                           Такие игры с водой, а также и многие другие будем  организовать теперь и на воздухе.

   Вторым материалом, позволяющим лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального строительного материала является песок. Любому ребёнку игры с песком доставляют большое удовольствие.

   Песок это идеальный материал для проведения экспериментов. Малышей может удовлетворять пересыпание и ссыпание песка в машины, ведерки, выкладыванием пирожков.

    Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять психологические зажимы у пассивных детей, снимают тревожность, насыщает радостью.

С маленькими детьми моё участие в играх необходимо. В процессе игры я называю, уточняю, а иногда изменяю, состояние материалов, их свойства, показываю последовательность игровых действий.

  В процессе игры обращаю внимание ребёнка на то, что песок может быть сухим и влажным. Сухой песок рассыпается – из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Показываю, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже с бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку. На песке можно оставлять следы, отыскать в песке спрятанную игрушку, рисовать палочкой, пальцем. Из песка можно строить дороги, башни. Обыгрывать их.

Игры с песком относятся к любимым играм детей. Только на прогулке в тёплое время года дети имеют возможность полностью удовлетворить своё желание действовать с этим природным материалом. Дети могут подолгу играть с песком, исследовать его свойства.

Без руководства взрослого дети приобретают некоторый опыт по цвету и на ощупь различают качества песка (сухой или мокрый). Сухой песок дети оставляют без внимания, а из мокрого делают постройки, формируют куличики.

Я считаю, что песочные игры очень актуальны и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а так же происходит развитие мыслительных операций, синтеза, сравнения и пр., обязательно речевое развитие, игры положительно влияют на эмоциональный настрой ребенка (тем более во время адаптации).

В связи с играми детей я увидела, что особенностью детского экспериментирования является:

1. свобода;

2. продолжительность опыта не регламентируется, так как ребенок может играть как 5 минут, так и час;

3. беседа с детьми во время экспериментирования.

   Вывод: Таким образом, у детей стала более развита мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, речь стала более активной, выразительной. В речи детей стали появляться такие слова как мокрый, сухой, сыпать, рыхлый, тяжелый, липкий, полная, песочная и др. В адаптационный период игра с песком благоприятно воздействовала на вновь поступивших детей. В этот период дети при игре с песком меньше скучают по родителям, игра вызывает у них положительные эмоции, дети могут длительное время перебирать пальцами песок. При игре с песком с легковозбудимыми детьми по моим наблюдениям было замечено, что дети во время игры более спокойные, пассивные дети становятся раскрепощёнными. Эти игры насыщают ребенка радостью. В играх у детей стали более ярко выражены умственные и творческие способности, что заметно на занятиях и в повседневной жизни. Дети обыгрывают свои постройки, пытаются сами создать домик. Дети добавляют в свои постройки природный материал (шишки, камешки) без помощи взрослого.

  В результате работы по данной теме мною подобран материал «Занимательные опыты и эксперименты для малышей» и создана «Картотека экспериментов для детей 2-3 лет».

  В дальнейшем планирую продолжать работу по этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчёт в индивидуальный план по самообразованию воспитателя Мухомедзяновой Гульнары Асгатовны

Отчётпо итогам проведенных мероприятий за 2015 – 2016 учебный год воспитателя МБДОУ №67 НМР РТМухомедзяновой Гульнары Асгатовны...

Отчёт о реализации плана самообразования (сентябрь – октябрь)

Подвижные игры, как средство повышения двигательной активности и формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста....

Отчёт педагога по плану самообразованию "Формирование патриотических чувств в условиях реализации ФГОС ДО"

Отчёт педагога по плану самообразованию "Формирование патриотических чувств в условиях реализации ФГОС ДО"...

ОТЧЁТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ

В 2022-2023 учебном году я взяла тему по самообразованию «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....