Психолого-педагогическая деятельность в адаптационный период
материал (младшая группа) на тему

Кондратьева Лилия Павловна

    В материале представлен алгоритм совместной работы психолога, воспитателей и родителей для создания благоприятных условий, способствующих успешной адаптации детей к детскому саду. Предложены критерии оценки адаптационных возможностей детей. А также представлены основные формы работы детского сада с семьёй.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация87.66 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  адаптационного периода детей 2-3 года жизни

Критерии оценки адаптационных возможностей детей

В определении психологических критериев оценки адаптационных возможностей ребенка исследователи выделяют в качестве основных параметров эмоциональный фон и активность ребенка. Характеристики данных параметров описываются через выраженность и направленность эмоциональных и поведенческих реакций ребенка.

Адаптивное поведение ребенка связано с преодолением стрессовых ситуаций при изменении социальных условий.

В основе определения типа реакций ребенка в процессе адаптации выступают характеристика ее интенсивности и эмоциональная окраска. Нижняя граница обозначается как отсутствие эмоциональной реакции и поведенческой активности ребенка.

  1. балл: отсутствие активности при стертых (неявных) отрицательных эмоциональных реакциях (тихий плач, хныканье, страх, ступорозное состояние без попыток активного сопротивления).
  2. балла: отсутствие активности, направленной на изменение ситуации при более выраженных отрицательных эмоциях (подавленность, капризность, пассивное подчинение).

Показанные характеристики эмоциональных и поведенческих реакций ребенка (1—2 балла) свидетельствуют о неготовности ребенка к преодолению стрессовой ситуации, ведут к дезадаптивному варианту поведения.

  1. балла: появление агрессивно-раздражительной активности, направленной на выход из ситуации (активный двигательный процесс, крик, агрессивные действия, переход от пассивного к активному эмоциональному состоянию).
  2. балла: активный протест ребенка, в некоторых случаях это ведет к преодолению стрессовой ситуации и последующей благоприятной адаптации. При неверной оценке аффективных и поведенческих реакций ребенка со стороны взрослого может быть неблагоприятный вариант протекания адаптации, патологическое формирование характера.
  3. баллов: появление положительного эмоционального фона с незначительными проявлениями конструктивной активности. Состояние ребенка описывается как нестабильное, любой новый раздражитель приводит к негативной эмоциональной реакции ребенка. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации, чем обусловлена быстрая смена его реакций на изменение условий.
  4. баллов: устойчиво-спокойное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации, проявление поисковой активности, анализ наличной ситуации на предмет ее безопасности. Активность ребенка может быть выражена как в речевом, так и в действенном планах (смех, свободное передвижение в пространстве).
  5. баллов: преобладание позитивных эмоций, ребенок вступает в активный контакт со взрослыми, сверстниками, окружающими предметами, может проявлять поисковый, ориентировочный интерес.

Оценка адаптационного процесса ребенка в пределах 5—7 баллов свидетельствует о благоприятном варианте развития адаптации: объединяются эмоциональные и поведенческие реакции ребенка, характеризующие проявление позитивного эмоционального фона и созидательной активности.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ

                                                                                                         

Ранний возраст

Формы работы с детьми раннего возраста

Ведущая деятельность в раннем возрасте — предметная. Ведущая психическая функция — восприятие.

1. Групповые занятия

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

ЦЕЛИ

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
  2. Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе.
  3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  4. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
  5. Развитие восприятия.
  6. Активизация речевых процессов.
  7. Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам
  8. Развитие навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

9. Развитие игровых навыков, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

ОБОРУДОВАНИЕ

Фонотека, настольные игры, предметные игрушки, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, ковер, массажный шарик, легкие прозрачные шарфы, бумага для рисования, специальный раздаточный материал (для отдельных занятий), цветные шнуры, мелкие игрушки.

Принципы проведения занятий:

  • наглядность обучения;
  • доступность;
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала;
  • системность подачи материала.

Структура и форма занятий

Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 9 человек). Длительность занятия 15 минут.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Общая структура занятия:

  • ритуал приветствия;
  • дыхательные упражнения;
  • пальчиковая, артикуляционная гимнастики;
  • развивающая игра;
  • изодеятельность (релаксационные упражнения);
  • ритуал прощания.

Тематическое планирование психологических занятий в группе раннего возраста

Месяц

Тема занятия

1

2

Сентябрь

1.        Знакомство.

2.        Что мы умеем.

3.        Волшебные слова (здравствуйте, спасибо).

4.        Качаем зайку. Принадлежность к группе

Октябрь

1.        Изучаю себя. Схема тела.

2.        Что умеют мои ручки.

3.        Что умеют мои ножки.

4.        Узнаю себя и других

Ноябрь

1.        Что чувствуют пальчики? Тактильное восприятие (теплый — холодный).

2.        Что чувствует язычок? Вкусовые ощущения (сладкий — соленый).

3.        Что слышат ушки? Слуховое восприятие (громкий — тихий).

4.        Что видят глазки? Зрительное восприятие (светлый — темный)

Декабрь

1.        Ласковое солнышко. Восприятие цвета (желтый).

2.        Веселый мухомор. Восприятие цвета (красный).

3.        Теплый дождик. Восприятие цвета (синий).

4.        Шаловливая лягушка. Восприятие цвета (зеленый)

Январь

1.        Разноцветные шары. Обобщающее занятие по восприятию
цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

2.        Шар и круг. Ориентировка в форме. Плоскость и объем.

3.        Куб и квадрат. Ориентировка в форме. Плоскость и объем.

4.        Треугольник и крыша. Ориентировка в форме. Плоскость и
объем

Февраль

1.        Круглое — не круглое. Обобщающее занятие по ориентировке в
форме.

2.        Сказка «Три медведя». Восприятие величины (большой,
средний, маленький).

3.        Чей хвост длиннее? Восприятие величины (длинный —
короткий).

4.        Сказка «Теремок». Восприятие величины (широкий — узкий)

Март

1.        Восприятие величины (толстый — тонкий).

2.        Мои игрушки. Обобщающее занятие по величине.

3.        Восприятие пространства (высоко — низко).

4.        Восприятие пространства (далеко — близко)

Апрель

1.        Часть и целое. Предметы и понятия.

2.        Человек — единое целое.

3.        «Мое» и «не мое».

4.        Радуга. Коллективная работа

Май

1.Я знаю правила.

2.Наши любимые сказки (мини-театр).

3.Я всё умею делать сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»

laquo;ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ РЕБЕНКА В ДОУ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО С...

Психолого-педагогическая поддержка детей в адаптационный период

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – одной из центральных идей которого, является сохранение и укрепление физического ...